ОТКРЫВАЯ ДЛЯ СЕБЯ КАТАР

 

Чтобы как-то понять и почувствовать эту страну, в которую я прибыл по визе соответствующих структур, мы не нашли другого пути, как совершить путешествие по ее городам. Из Дохи — столицы государства  Катар — мы направились в город Дукхан, который лежит от нее на расстоянии  85 километров. По обе стороны великолепной автомагистрали, на  которой   допустимо движение автомобилей   со скоростью 120 километров в час, земля покрыта «серым одеялом», из под которого тянется вверх лишь колючая растительность. Как мне объяснили, она  служит пищей для верблюдов. Кстати, по пути в Дукхан мы встречали этих животных не один раз. Сделали даже  снимки. Добрались до упомянутого города за какие-то 30 минут. Каково же было мое удивление, когда я увидел, что Дукхан — это несколько административных зданий, жилых домов, объекты питания, банк, торговый центр.

 

Примерно такую же картину мы наблюдали на всем протяжении нашего  маршрута. Невольно думалось лишь об одном: как при таких сложных  географических и климатических условиях Катар успел занять одно из ведущих мест в мире по ВВП на душу населения, смог активно проводить в жизнь  реформы в сфере образования,  спорта, туризма.  Более того, это  крошечное  государство  собирается приступить к ядерным исследованиям, основной целью которых  станет  опреснение морской воды, подало в соответствующие структуры заявку о проведении в 2022 году в Дохе  чемпионата мира по  футболу, налаживает и укрепляет экономические  связи со многими государствами, в том числе и с Азербайджаном. Откуда берутся  эти целеустремленность и  амбициозность?

 

НЕМНОГО ИСТОРИИ

 

Катарцы очень трепетно относятся к своей истории и очень обижаются на тех, кто говорит, что она началась в двадцатом веке. Сами они ведут отсчет из глубин веков, приводя в доказательство тот факт, что на карте Птолемея, одной из старейших карт мира, в центре залива гордо красуется слово Катара. Поэтому смело можно утверждать, что земли современного Катара были заселены с глубокой древности. Наиболее ранние археологические находки датируются концом 4 тысячелетия   до н.э. и подтверждают существование здесь развитой и процветающей цивилизации. После принятия в VII веке ислама вместе с остальными жителями Персидского залива территория Катара вошла в состав Арабского халифата. В начале  XVI века на берегах Персидского залива появились первые европейские колонизаторы, среди которых наиболее активными оказались Португалия и, особенно, Великобритания. После длительного сопротивления шейх Катара в 1868 был вынужден заключить с Великобританией «Договор о вечном мире», фактически закрепивший ее колониальное господство.  Однако с 1871 Катар был вновь оккупирован Османской империей, назначившей там своего губернатора. Но в реальности страной управлял шейх Касем бин Мухаммед, основавший династию ныне правящего в Катаре рода Аль Тани (с 1878 г.). Воспользовавшись Первой мировой войной, Великобритания заставила Турцию отказаться от притязаний на Катар, и в 1916 новый правитель Катара шейх Абдалла ибн Касем Аль Тани подписал договор об установлении английского протектората. В 1935 правителей Катара вынудили заключить концессионное соглашение с британской «Петролеум Девелопмент оф Катар», дававшей ей в течение 75 лет практически неограниченные и бесконтрольные права на разведку, добычу и продажу нефти и газа, строительство промышленных объектов, ввоз иностранных рабочих. Весь традиционный уклад веками складывавшейся экономики страны был нарушен, что привело к резкому обнищанию местного населения. В конце  1960-х гг. кризис колониальной политики Великобритании стал очевиден. Ее попытка сохранить свое влияние в регионе путем создания федерации из девяти эмиратов — Бахрейна, Катара и семи эмиратов Договорного Омана — провалилась. Страны не смогли договориться между собой, и вслед за Бахрейном 3 сентября 1971 Катар провозгласил свою независимость. Следующим шагом уже независимого Катара стало вступление в сентябре 1971 в Лигу Арабских Государств и ООН. 22 февраля

1972 г. премьер-министр страны шейх Халифа с согласия Совета старейшин назначил себя эмиром Катара, объявив находящегося за границей правящего шейха Ахмеда низложенным. В 1995 престол унаследовал сын эмира Халифа — Хамад бин Халифа Аль Тани. Новая власть продолжила начатые реформы, направленные на  модернизацию всех сфер жизни. Результаты, по оценкам экспертов, ошеломляющие.

 

НЕМНОГО О СЕГОДНЯШНЕМ КАТАРЕ

 

Все уже привыкли к тому, что если посреди песчаной пустыни стоят суперсовременные небоскребы, то это, скорее всего, — Дубай.  Если же вы увидите небоскребы, поднимающиеся прямо из моря, то можете быть уверены — это Катар, а вернее, — Доха, столица этого государства. А ведь было время,  когда ее  называли самым унылым местом на земле. Сегодня все изменилось. Если десять лет тому назад в Дохе  не было ничего, то   сегодня весь город представляет собой гигантскую строительную площадку с отдельными прекрасно отстроенными и обжитыми зонами. Здесь повсюду видишь небоскребы, которые тянутся вверх — в будущее страны. Основные объекты строительства — это многоэтажные пятизвездные отели, конгресс-холлы, бизнес-центры, а также крупные спортивные сооружения. Здесь созданы благоприятные условия для ведения бизнеса, отдыха, организации гонок на яхтах, проведения бегов верблюдов. Через несколько лет лет, когда все это будет построено, это будет настоящая жемчужина Ближнего Востока. Кстати, это жемчужина самого Катара. Так называются насыпные острова. Их в последнее время стало модно сооружать, и Катар не остался в стороне от этой затеи.

Другой пример. Не так давно, в Дохе был сдан в эксплуатацию  небоскреб «Торнадо», построенный по проекту мюнхенского архитектурного бюро SIAT. Башня высотой 200 метров стала одной из самых заметных «вертикалей» столицы, а в ночное время суток освещается при помощи уникальной световой технологии, которую разработал немецкий специалист и художник Томас Энде. На пятидесяти двух этажах здания разместились  офисные помещения,  автопарковка   и посадочная площадка для вертолетов. Конструкция небоскреба обходится без внутренних колонн, внешние стены возведены из стекла и 3 тысяч тонн стали. Круглое сечение здания, отсутствие внутренних перегородок и стеклянные стены на стальном каркасе со всех сторон дают возможность полного панорамного обзора изнутри.

И таких уникальных сооружений десятки. Это свидетельствует, прежде всего, о том, что гордясь прошлым, современный Катар стремится обрести свое новое лицо. Возьмем Музей исламского искусства. Его спроектировал Ио Минг Пея — американский  архитектор китайского происхождения. В упомянутом музее  хранится не имеющее аналогов в мире собрание исламских древностей, подбором которых занимался крупнейший английский специалист по исламскому искусству Оливер Ватсон.

По словам господина Ватсона, каких-то строгих тематических принципов подбора экспонатов не было. Общее правило одно — предметы должны представлять художественную и историческую ценность и иметь отношение к мусульманскому миру и арабам. Для главного музея Катара приобретались исключительные вещи, подлинные шедевры. Оружие, украшения, мебель, керамика, посуда — все  здесь настоящие раритеты. Владельцы антикварных магазинов и частных коллекций часто ищут достойных покупателей, а у создателей музея при наличии неограниченных финансов были все шансы собрать такую уникальную коллекцию.

Всего несколько десятилетий назад люди в Катаре жили в сельских скромных глинобитных домах или бедуинских палатках. Следы покинутых деревень еще можно обнаружить на просторах этого пустынного полуострова. Жители оставили их и переселились в города, в более комфортные условия.

Зигзагообразные небоскребы,  фантастические сооружения  на воде  и высокий жизненный уровень населения впечатляют всех, кто приезжает  в Катар. Они воочию видят, что  Доха превращается в мировой финансовый, торговый и туристический центр, где можно и хорошие деньги заработать, и неплохо отдохнуть. Причем, с большим комфортом!  И все эти преобразования происходят в стране, где нет ни клочка плодородной почвы, ни единого пресного водоема. Летом термометры показывают до плюс пятидесяти по Цельсию, а из пустыни дует обжигающий ветер. Однако наперекор природе катарцы сделали Доху одним из самых благоустроенных городов на планете. Этот город стал столицей независимого государства, центром политической, экономической и культурной жизни страны. Здесь расположены официальная резиденция эмира Катара, его канцелярия, Консультативный совет, муниципалитет Дохи. Здесь же сконцентрированы иностранные дипломатические представительства, правления банков, страховых компаний, туристические агентства. Именно в этих административных центрах и финансовых институтах разрабатываются планы на будущее. Как в недалеком прошлом, так и сейчас ставка делается на экономику.

 

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ БУМ

 

Катарская экономика растет небывалыми темпами. Даже в условиях мирового финансового кризиса 2009 года прирост ее составил 9,5 процента. Движущей силой является углеводородное сырье — газ и нефть. Доля этого сектора растет из года в год.  Если в 2003 году Катар находился на уровне производства сжиженного природного газа примерно 13 млн тонн, то к 2008 году — уже на уровне 32 млн тонн, то есть тройной прирост за пять лет. На 2011 год цель поставлена еще более масштабная — 77 млн тонн. Иными словами, 600-процентный прирост за восемь лет.

Экономисты подсчитали: останься Катар на уровне добычи 2008 года, он без особых хлопот проживет на углеводородном ресурсе еще 300 лет. При этом существуют — геологоразведчики подтвердили и этот факт — значительные и богатые запасы качественной нефти, к которым если и подступали, то в первом приближении. Опять-таки, если ориентироваться на объем добычи все того же 2008 года, при всех зигзагах рынка, включая взлеты и падения цен в экстремальном диапазоне, Катару минимум на 85—87 лет гарантированы высокие экспортные поступления от реализации нефти и газа.

Подобные гарантии придают местному населению уверенность в высоких доходах, которые по данным на 2007 год составляли 55 тыс. долларов, в 2008-м — 61 тыс. долларов, а в 2009 году уже почти 73 тыс. долларов. Это притом, что ежегодный прирост населения составляет в последнее пятилетие 5—6 процентов. Рост благосостояния сопряжен с надежным финансированием крупномасштабных проектов по созданию инфраструктуры и недвижимости. Благодаря крупным финансовым вливаниям можно будет использовать больше иностранных рабочих (в основном, из стран Юго-Восточной Азии), что, в свою очередь, повышает спрос на те же объекты инфраструктуры. Речь идет о строительном буме, при котором проектируются и строятся электростанции, заводы по опреснению воды, автодороги к новым районам, кольцевая дорога, опоясывающая столицу и столичный регион и многое другое. К слову, план строительства самого длинного 40-километрового моста в мире, связывающего Катар с Бахрейном, который будет сооружен к 2013 году, начал приобретать конкретные формы. Проектировщики убеждены, что воплощение их замысла будет самым грандиозным не только на Ближнем Востоке, но и в мире. Ведь этот мост, мало того что красив, почти на три мили длиннее сооруженного в Шанхае моста Ningbo, который считается сейчас наиболее протяженным на планете. Стоимость сооружения также впечатляет — 5 млрд долларов, включая 2 млрд долларов на проектирование, которое длилось почти 5 лет.

Без преувеличения можно сказать, что экономика Катара  отличается самой высокой в регионе Ближнего Востока стабильностью. В 2009 году был отмечен ее рост в 11 процентов, в 2010 году ожидаются 17 процентов реального экономического роста.

Правительство эмирата, осознавая, что газодоллары, хотя и продолжительны, но не вечны, делают одним из условий экономической реформы диверсификацию. В этом направлении сделано немало. К примеру, сооружение Qatalum  предприятия по производству  алюминия. Его строительство обошлось в 5 миллиардов долларов.

С выходом предприятия на проектную отметку ожидается повышение национального ВВП примерно на 1,5 млрд долларов и значительное ускорение темпов диверсификации экономики страны. Предприятие уже выпустило первую продукцию — в декабре 2009 года Qatalum отправил первую партию алюминиевого литья в Индию, что ознаменовало начало «алюминиевой эры» в катарском экспорте. Эксперты отмечают, что алюминиевый комбинат Qatalum, созданный как совместное предприятие катарского концерна Qatar Petroleum и норвежской Norsk Hydro ASA (с равными долями собственности 50:50) — детище нового тысячелетия, в котором воплощены идеи промышленных достижений, высоких технологий и забота об окружающей среде.

Свои планы есть и  у катарских сталелитейщиков. Qatar Steel — первая интегрированная сталепроизводящая компания в Персидском заливе — планирует удвоить производство продукции к 2012 году. Сделать это предполагается при помощи ряда западноевропейских специалистов. В частности, австрийской компании INTECO, договор о сотрудничестве с которой был подписан в Вене 25 января 2010 года. INTECO, известная на протяжении трех десятилетий своими проектами для металлургических заводов в России, Китае и Европе, обязалась провести модернизацию существующих сталеплавильных цехов. При этом ввод в эксплуатацию новых мощностей запланирован на четвертый квартал 2011 года.

Несмотря на явные подвижки в деле диверсификации экономики, эксперты отмечают, что ее развитие по-прежнему определяется состоянием газовой отрасли. Шесть новых крупных установок по сжижению газа и несколько нефтехимических производств будут в течение ближайших двух лет введены в эксплуатацию. Это приведет к 80-процентному увеличению объемов добычи газа и переработки его. Другие проекты включают в себя расширение уже имеющихся месторождений и перерабатывающих производств. Инвестиционные проекты в названных зонах превышают 96 млрд долларов.

Как бы там ни было, сегодня Катар — одна из самых быстро реформирующихся стран региона и одна из богатейших стран Персидского залива  с доходом ВВП на душу населения более 70 тысяч долларов США. Учитывая прогнозы многих аналитиков о скорой замене природным газом нефти как источника энергии, Катар продолжит в будущем свой впечатляющий экономический рост.

 

Вагиф АБДУЛЛАЕВ,

Бакинский рабочий.- 2010.- 21 декабря.- С.3.