ВЫСТУПЛЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТА АЗЕРБАЙДЖАНА ИЛЬХАМА АЛИЕВА

 

— Уважаемые дамы и господа!

Прежде всего, хочу поблагодарить организаторов конференции за приглашение. Это большая честь находиться здесь и участвовать в сегодняшнем мероприятии.

В настоящее время в глобальной безопасности растет значение вопросов энергетической безопасности. Азербайджан, исторически являющийся нефтедобывающей страной, играет свою роль в обеспечении энергетической безопасности в нашем регионе.

 

Хочу отметить, что Азербайджан является пространством, где впервые в мире была добыта нефть. Поэтому мы обладаем богатой историей в области нефтедобычи. На протяжении многих лет и десятилетий азербайджанская нефть использовалась в обеспечении мировых потребностей.

Однако в начале 1990-х годов, после обретения страной независимости, большая часть наших нефтяных ресурсов иссякла. В наследство нам достались загрязненные территории. Стремительное сокращение добычи нефти создало для страны множество проблем. Нам необходимо было положить начало новому этапу развития нефтяного дела. Но как это надо было сделать? После распада Советского Союза все новосозданные страны испытывали трудности, вызванные многими экономическими и политическими проблемами. Поэтому единственный путь восстановления нашего достоинства заключался в приглашении международных нефтяных компаний в азербайджанский сектор Каспия. Так началось наше сотрудничество с международными нефтяными компаниями.

В 1994 году одно из крупнейших в мире месторождений «АзериЧыраг» было готово к разведочным работам. В том же году был подписан «Контракт века», который открыл путь для многомиллиардных инвестиций в Азербайджан, в наши нефтяные и газовые ресурсы.

С того времени мы продолжаем нашу успешную энергетическую стратегию. Мы наладили очень хорошие и дружеские отношения между правительством и нашими инвесторами, создали благоприятный инвестиционный климат и добились восстановления нефтяного наследия.

Сегодня страна полностью обеспечена основными энергетическими ресурсами. Добыча нефти  возросла в несколько раз, и сегодня мы уже говорим о миллионе баррелей нефти в сутки. Инвестиции, вложенные в добычу и инфраструктуру, позволили нам диверсифицировать источники энергопоставок.

Мы проложили три трубопровода, транспортирующих азербайджанскую нефть на Черное и Средиземное моря. Надеемся, что нынешний объем добычи будет сохранен и в течение следующих десятилетий. Это позволило нам накопить значительные финансовые средства и направить доходы от нефти в ненефтяной сектор экономики — в образование, здравоохранение, социальный сектор, а также в инфраструктуру. Именно поэтому в 2009 году, который характеризовался экономическим кризисом и резким падением цен на нефть, экономика Азербайджана продолжала успешно развиваться. В прошлом году наша экономика выросла более чем на 9 процентов.

 Диверсификация была для нас одним из приоритетов, так как мы не могли зависеть лишь от одного маршрута поставок. В настоящее время у нас три маршрута поставок нефти, что создало в регионе совершенно иную ситуацию. Впервые в мире Каспийское море было объявлено открытым для иностранных компаний. Впервые добываемая на Каспии нефть посредством нефтепроводов стала поставляться на международные рынки. Сегодня эти трубопроводы используются также другими поставщиками, расположенными на восточном побережье Каспия.

Таким образом, то, что было сделано в нашей стране, создало совершенно новую ситуацию. Сегодня мы говорим о «Южном коридоре», «Набукко» и других проектах для транспортировки природного газа. Но понятно, что без созданной в Азербайджане в последние годы инфраструктуры все эти обсуждения были бы лишены оснований.

Мы открыли двери и создали благоприятный  инвестиционный климат. Сегодня между инвесторами и правительством сложились очень доверительные отношения. Еще один из важных элементов, который мне хотелось бы отметить, заключается в том, что в нашей стране все нефтяные контракты ратифицируются парламентом и обретают силу закона, чтобы никто не мог изменить в них ни единого слова. Это вселяет в инвесторов больше доверия. Они абсолютно уверены, что даже если правительство пожелает вновь обговорить условия и, пользуясь сильной позицией, получить дополнительные преимущества, оно не обладает таким правом.

Работа, проделанная в области энергетической диверсификации, создает сегодня хорошие возможности для дальнейшего развития. До 2007 года Азербайджан импортировал природный газ. Но у нас есть крупные месторождения газа, разработку которых мы уже начали.  В настоящее время Азербайджан не только обеспечивает внутренние потребности, но и экспортирует газ в различных направлениях. Объем добычи газа в нашей стране увеличивается. Надеемся, что в этом году объем добычи газа составит около 30 миллиардов кубометров. А объем внутренних потребностей равен примерно трети объема, который будет добыт.

Это означает, что у нас будут большие объемы природного газа для экспорта. Мы знаем, что Европа нуждается в нашем газе. Мы вместе с нашими европейскими партнерами работаем над вопросами энергетической безопасности и энергетической диверсификации.

Как я отметил ранее, у нас уже есть прекрасная нефтяная и газовая инфраструктура. Для увеличения добычи мы создали коридор, который может быть использован в будущем, так как, согласно подсчетам, минимальные запасы газа в Азербайджане составляют 2 триллиона кубометров. Но они могут составлять и 5 триллионов кубометров. Этого хватит, по меньшей мере, на сто лет не только нам и потребителям в регионе, но и европейским потребителям. Мы работаем над этими вопросами, и Азербайджан всегда был конструктивен. Мы поддерживали все инициативы диверсификации. 

Мы полностью диверсифицировали маршруты поставок. У нас три нефте- и четыре газопровода в различных направлениях. Во всех направлениях трубопроводы могут быть расширены. Мы просто ждем решения всех необходимых вопросов, касающихся соглашений между потребителями, транзитными странами и производителями, а также начала нового этапа инвестиций в размере примерно 20 миллиардов долларов для добычи 20 миллиардов кубометров газа. Конечно, он будет передан в пользование нашим потребителям. Считаю, что для того, чтобы достичь нового этапа, в который мы хотим вступить, нам необходимо решить ряд важных вопросов.

Во-первых, между производителями, транзитными странами и потребителями должен быть баланс интересов. Без обеспечения такого баланса трудно будет продвигать эти проекты.

Второй важный вопрос — наличие крупного финансового пакета. Для любого дополнительного трубопроводного проекта необходимы крупные инвестиции. Азербайджан вместе со своими партнерами, иностранными нефтяными компаниями готов вложить миллиарды долларов в добычу природного газа. Но для поставки его на европейские рынки необходимо вложить крупные инвестиции в трубопроводную инфраструктуру. Мы можем обеспечить техническую помощь. Могут быть использованы наш опыт, технический опыт и опыт согласования транзитных соглашений с транзитными странами. В то же время, должна быть справедливая рыночная цена на наши ресурсы.

Сегодняшняя ситуация нас устраивает, так как в настоящее время мы добились решения всех основных финансовых проблем нашей страны. У нас полная диверсификация в области энергопоставок. Мы смогли диверсифицировать экономику. Как я уже отметил, в 2009 году экономический рост превысил 9 процентов. Промышленный рост составил 8,6 процента, а уровень инфляции — 1,5 процента.

Азербайджан продолжает экономические и политические реформы. В 2008 году Всемирный банк объявил Азербайджан страной-реформатором номер один в мире. Либеральная, рыночная экономика и политические реформы способствовали созданию благоприятной среды в нашей стране. Нам удалось накопить значительные финансовые средства. Несмотря на то, что в 2009 году цены на нефть упали, наши финансовые средства возросли. Сегодня их объем превышает 20 миллиардов долларов. Для страны с 9-миллионным населением этого достаточно. В последующие десятилетия показатель добычи нефти будет находиться на уровне как минимум 1 миллиона баррелей в сутки, а это значит, что в будущем мы не будем нуждаться в какой-либо финансовой помощи.

Одной из основных проблем, решение которых представляется важным для реализации всех намеченных нами проектов, является утверждение мира в регионе. На протяжении многих лет азербайджанские территории находятся под оккупацией Армении. Эта оккупация продолжается, можно сказать, 20 лет. В результате этой оккупации и политики этнической чистки один миллион азербайджанцев все еще находится в положении беженцев и вынужденных переселенцев. Мы хотим как можно скорее найти путь урегулирования армяно-азербайджанского конфликта, хотим восстановления признанной всем миром, Организацией Объединенных Наций территориальной целостности Азербайджана. Во всех постановлениях международных организаций выражается полная поддержка территориальной целостности Азербайджана.

Этот вопрос создает большую угрозу региональной стабильности и развитию. Он, конечно, является препятствием для полномасштабного регионального сотрудничества и может нанести ущерб всем нашим планам. Мы абсолютно привержены сотрудничеству с нашими партнерами. Мы подходим ко всем энергетическим проектам с коммерческой точки зрения. В этих проектах важным должен быть коммерческий элемент. В то же время, необходимо добиться диверсификации, так как зависимость лишь от одного источника поставки в будущем может создать для нас проблемы.

Считаю, что внимание, уделяемое энергетической безопасности в мире, в частности, на этой конференции, свидетельствует о степени важности данных вопросов. К этим вопросам следует подходить с большой преданностью, твердой политической волей, полностью осознавая региональные проблемы, так как вопросы политического развития и экономического сотрудничества в нашем регионе, на Кавказе и в Каспийском регионе, тесно взаимосвязаны.

Большое спасибо.

 

Затем глава азербайджанского государства ответил на вопросы участников обсуждений.

Вопрос: Мой вопрос к Президенту Алиеву. Я признаю роль Азербайджана в развитии Каспийского моря и открытии его для мира. Я высоко оцениваю Ваши слова о диверсификации экономики. Но мой вопрос связан с тем, какую работу Азербайджан проводит для диверсификации энергетической безопасности внутри страны? У Вас богатейшие запасы нефти и газа. Что Азербайджан предпринимает в области использования энергии ветра, возобновляемых энергетических источников и даже ядерной энергии? Спасибо.

Ответ: Как я уже отметил, реализация нашей энергетической стратегии началась относительно недавно, так как с точки зрения независимости мы — молодая страна. Поэтому важнейшим приоритетом для нас являлось обеспечение нашей энергетической безопасности. Прежде всего, нам необходимо было увеличить  добычу нефти, а затем — уменьшить зависимость от газа, импортируемого из-за рубежа.

Это было достигнуто. Сразу после этого, сегодня, когда мы полностью обеспечиваем себя и начали экспортировать нефть и газ в различных направлениях, наш новый приоритет — возобновляемые энергоисточники. К сожалению, мы не богаты водными ресурсами, но, тем не менее, мы наметили большой план по развитию гидроэлектроэнергии в Азербайджане. С целью получения дешевой энергии мы планируем построить на всех реках малые электростанции. Одновременно недавно было создано Государственное агентство по возобновляемой энергии, и основным приоритетом станет энергия солнца и ветра. У нас много солнечных и ветреных дней. Так почему бы нам не воспользоваться этими климатическими преимуществами? Иногда ветер очень неприятен, но, думаю, в этом плане мы получили преимущество. В целях создания в нашем энергетическом балансе большого сегмента, состоящего из возобновляемых энергоисточников, мы планируем вложение крупных инвестиций со стороны государства и частного сектора. Это позволит нам сэкономить нефть и газ для будущих поколений и экспорта, направить полученные от нефти средства в возобновляемые источники. Таковы наши планы, и считаю, что мы добьемся их претворения в жизнь.

Вопрос: Господин Президент, в Давосе Вы отметили ряд вопросов, тормозящих прокладку «Набукко». «Набукко» все еще приоритет для Вас?

Ответ: Как я уже отметил ранее, мы открыли большие запасы газа и уже создали совершенную транспортировочную инфраструктуру. В настоящее время мы транспортируем газ в четыре страны: в Турцию, Грузию, Иран и Россию. У нас есть возможности, а если понадобится — и финансовые ресурсы для увеличения объема транспортировки в каждом из этих направлений. В настоящее время мы добываем столько газа, сколько используем внутри страны и можем продать.

Конечно, диверсификация очень важна для нас, как и для любой другой страны. Поэтому на первом этапе нашей повестки дня мы добились полной диверсификации поставок. Однако в настоящее время мы находимся в преддверии вложения крупных, на сумму около

20 миллиардов долларов инвестиций для увеличения добычи, возможно, до 40 миллиардов кубометров или еще более высокого уровня.  Для этого нам нужны рынки. Нам нужны рынки, которые примут наш газ, и где он будет продаваться по справедливым ценам. В то же время, мы должны быть уверены в том, что это сотрудничество будет долгосрочным, так как газовый бизнес отличается от нефтяного.

Прежде, чем вкладывать инвестиции, вы должны заранее знать ваших потребителей, транзитные тарифы, цену, установленную на ваш газ, надежен ли для вас рынок, насколько серьезны и верны ваши партнеры на другом конце трубопровода. Иными словами, без решения всех этих вопросов нам трудно было бы подготовить пакет столь крупных финансовых инвестиций для увеличения добычи газа.

Вы ссылаетесь на мои комментарии в Давосе по вопросу, заданному в связи с проектом «Набукко». Мы полностью поддерживаем этот и другие проекты, являющиеся частью «Южного коридора». В мае прошлого года Азербайджан присоединился к политической декларации, поддерживающей «Набукко». Мы готовы серьезно рассмотреть этот вариант. Но для этого нам необходимо активизировать все усилия. Нам надо знать, когда будут выделены финансовые средства, кто будет финансировать, график реализации этого проекта и, если так можно сказать, насколько серьезны в этом проекте наши партнеры на другом конце трубопровода, так как всем нам известно, что в настоящее время есть целый ряд строящихся или рассматриваемых проектов. Это — «Голубой поток», «Южный поток», «Северный поток» и «Набукко». Страны, участвующие в проекте «Набукко», одновременно принимают участие и в проектах «Южный поток» и «Северный поток». Поэтому для нас, как для страны-производителя и страны, которая возьмет на себя основную тяжесть данных инвестиций, очень важно знать график «Набукко», когда будут вложены инвестиции в этот трубопровод, откуда будут поступать средства. Как только эти вопросы будут решены, мы, конечно же, будем очень рады вложить инвестиции, так как у нас есть месторождения, которых нам хватит на сто и больше лет. Мы должны поставлять свой газ на рынки, которые в нем нуждаются.

Вопрос: Господин Президент, Вы еще раз справедливо напомнили нам о необходимости урегулирования нагорно-карабахского конфликта, если мы хотим, чтобы Азербайджан оставался надежным поставщиком нефти и газа. Хотелось бы знать Вашу стратегию по окончательному решению нагорно-карабахского вопроса. А точнее, мне хотелось бы знать, в какой форме турецко-армянское сближение соответствует этой стратегии? Принесет ли это пользу, если Армения добьется продвижения в этом вопросе, и обе стороны откроют границы для взаимной торговли и возможного экономического прогресса? Может ли это стать частью Вашей нагорно-карабахской стратегии? Как по-Вашему, может ли это принести пользу?

Ответ: Как я уже отметил, наши земли, можно сказать, уже 20 лет находятся под оккупацией. Осуществленная против Азербайджана агрессия и политика этнической чистки привели к гуманитарной трагедии. Миллион человек в нашей стране живет в положении беженцев и вынужденных переселенцев. Под оккупацией находится не только Нагорный Карабах, но и семь районов, расположенных за пределами административных границ бывшей Нагорно-Карабахской автономной области. Разрушена вся инфраструктура, изгнаны все люди, все разрушено до основания. Эта оккупация продолжается около 20 лет. Самая высокая в мире международная структура — Совет Безопасности Организации Объединенных Наций принял четыре резолюции, требующие безотлагательного и безоговорочного вывода оккупационных армянских сил с захваченных территорий Азербайджана. Но они не выполнены. Территориальную целостность Азербайджана категорически поддерживают постановления ОБСЕ, Совета Европы и других международных организаций.

Конфликт должен быть  урегулирован на основе принципов территориальной целостности стран и самоуправления народов. Эти принципы не противоречат друг другу. Принцип самоуправления народов может быть успешно реализован в рамках территориальной целостности стран. Нам известны хорошие примеры автономий, существующих в мире, в частности в Европе. Мы хотим как можно скорее урегулировать этот конфликт, так как наш народ страдает от него и наши земли продолжают оставаться под оккупацией. Поэтому Азербайджан решительно привержен ускорению процесса переговоров. Надеемся, что армянская сторона также приложит усилия для скорейшего решения вопросов. Мы не можем позволить, чтобы этот конфликт оставался в замороженном состоянии, чтобы процесс урегулирования затягивался, чтобы мы участвовали в бесконечных переговорах. Обсужденные нами сегодня вопросы могут стать серьезной основой для решения и урегулирования. Считаю, что мы должны как можно скорее найти решение проблемы на основе отмеченных мною принципов.

Мы никогда не вмешиваемся и не планируем вмешиваться в отношения двух суверенных стран. Турция и Армения — две суверенные страны, и отношения между этими странами должны рассматриваться только ими. Мы знаем, что этим вопросам уделяется внимание на международном уровне, делаются комментарии, что они должны быть решены как можно скорее. Считаю, что давайте предоставим Армении и Турции возможность договориться между собой, и не будем вмешиваться в этот процесс. Такова наша позиция.

Вместе с тем, очевидно, что полномасштабное региональное сотрудничество в регионе невозможно без урегулирования армяно-азербайджанского конфликта. Так как это основная проблема в регионе и главная угроза региональной стабильности. Если вернуться в 1993 год, когда была закрыта граница между Арменией и Турцией, можно увидеть, что она закрылась по причине оккупации одного из приграничных азербайджанских районов, то есть Кяльбаджара. Наши турецкие друзья предприняли данный шаг по этой причине. Но причина этого шага все еще существует, она не устранена. Кяльбаджар и другие шесть районов Азербайджана, расположенных за пределами административных границ Нагорного Карабаха, все еще находятся под оккупацией.

Еще раз хочу отметить, что мы полностью доверяем усилиям наших турецких друзей по установлению международного и регионального сотрудничества. Если два таких процесса, как сближение Турции и Армении и урегулирование армяно-азербайджанского, нагорно-карабахского конфликта будут решаться параллельно, как один пакет, то мы в скором времени сможем добиться мира в регионе.

 

 

***

Выступившие во время обсуждений генеральный исполнительный директор германской компании RWE Юрген Гроссман, генеральный исполнительный директор французской компании AREVA Анн Лавержон, первый заместитель государственного секретаря США Джеймс Стейнберг и заместитель председателя Госдумы России Валерий Язев высказали свои мысли по теме.

 

АзерТАдж