ЗОЛОТО: ЗАПАСЫ НЕ ПОМЕШАЮТ

 

 

В прошлом году на Гядабейском заводе по обработке золота и  меди было произведено 333 кг золота. Согласно  расчетам американской R.V. Investment Group Services LLS, владеющей лицензиями на разработку месторождений меди и золота в Азербайджане, в гядабейских  недрах природа запасла 22 тонны золота, 192 тонны серебра и 37 тыс. тонн меди.  Если же учесть, что драгметаллы будут добывать не только в  Гядабее, но и из других месторождений Азербайджана, к примеру,  в Гоше, Ордубаде, Пьяжбаши, Шакардаре, Мисдаге и других, то абсолютно точно можно спрогнозировать, что наша республика войдет  в группу золотодобывающих государств мира. Даст ли это возможность финансовым структурам республики держать золото про запас? Ответить на этот вопрос однозначно трудно, но мировой опыт свидетельствует, что о таких  запасах мечтают все государства. Одни думают над тем, как еще больше увеличить запасы желтого металла, а другие — как в этом направлении сделать первый шаг.

 

Первые шаги у нас  таковы: в прошлом году из Азербайджана было  экспортировано в Швейцарию на аффинаж и последующую продажу на международном рынке около 1,2 тысячи унций золота (одна тройская унция равна 31,1035 грамма). Согласно прогнозам,  объемы экспорта будут увеличиваться и достигнут в ближайшее время отметки в 4—4,5 тысячи  тройских   унций ежемесячно. Стало быть, их кто-то  будет покупать. С какой целью? В Первую мировую войну в разных странах начался и продолжается поныне процесс усиленной концентрации золота в государственных хранилищах — в основном в виде слитков высокопробного золота установленной массы. Все страны стремятся по мере возможности сохранить свои золотые резервы — так называемое монетарное золото. Самый большой золотой запас — в США: в марте 2004 он составлял 8135 т, однако это далеко от максимума 1949 года — 21.800 тонн. Это золото было накоплено во многом благодаря тому, что европейские страны платили США золотом за поставку вооружения и других товаров. Но в последующие годы в Европу потекли огромные потоки золота, так что уже к концу 1971 г. золотой запас США снизился до 8600 т. На 2-м месте по золотому запасу Германия — 3440 т (это в 130 раз больше, чем перед началом войны), на 3-м — МВФ — 3217 т, на 4-м — Франция — 3025 т, далее идут Италия, Швейцария, Нидерланды, Европейский центробанк, Япония и Китай. Россия в последние годы занимает 14-е место: 390,2 т в марте 2004 году.

В 1930-х многие страны, опасаясь вторжения немцев, перевезли для хранения свои золотые запасы в США, где они остаются и по сей день. Так, в скалистом грунте Манхеттена, на глубине 25 метров, в хранилище Федерального резервного банка США в Нью-Йорке, сосредоточен самый большой из когда-либо имевшихся запасов золота — около 13.000 т (оно принадлежит не только США, но и десяткам других стран, а также МВФ). Собственный же золотой запас США находится, в основном, в Форт-Ноксе (штат Кентукки).

Форт-Нокс открывают редко — лишь для того, чтобы взять или положить несколько сотен тонн. Конечно, бывают и особые случаи. К их числу относятся слухи о том, что в Форт-Ноксе вовсе нет того количества золота, которое  называет в своих отчетах казначейство. Бдительные конгрессмены потребовали разъяснений. 23 сентября 1974 г. группа из 10 членов конгресса и нескольких десятков журналистов была впервые в истории допущена в этот таинственный «дом желтого дьявола», где тогда находилось около 4500 т металла.

С восторгом журналисты описывали на следующий день во всех крупных газетах серое, приземистое, внешне неприметное здание, несколько ярусов охраны, проверку документов и карманов, секретный замок с шифром. Наконец, 22-тонная стальная дверь открылась, и притихшие экскурсанты вошли в первую из 13 камер, в которых хранится золото. Двери их опечатаны личными печатями ответственных чиновников казначейства. Им показали одну из этих камер, в которой помещается около 500 т металла. Никто в нее не входил с 1968 года. Штабели слитков тускло мерцали. Конгрессмен, особенно рьяно требовавший проверки, окинул золото взглядом и сказал: «Я думаю, оно здесь». Остальные с ним согласились, хотя никто не собирался доказывать им, что все 367.500 слитков, хранящихся в Форт-Ноксе, находятся на месте и имеют стандартный вес и пробу. Такая проверка в то время намечалась и должна была занять многие недели. Естественно, этого никто не стал делать.

Однако на первом месте по значимости стоит хранилище золота, что  в Нью-Йорке, на Манхэттене. В этой гигантской камере хранения, помимо части золота США, находятся полностью или частично золотые запасы более чем 70 стран мира, а также МВФ. Исключение составляет Франция, которая по традиции и в соответствии с политикой правительства в последние два десятилетия хранит свой золотой запас на собственной территории. Как бы там ни было, в упомянутом хранилище в начале 1978 года хранилось свыше 12 тысяч  тонн металла. Едва ли эта цифра позже существенно изменилась.

В настоящее время объем государственных и частных сокровищ (свыше 60 тыс. т) равен добыче золота в западном мире более чем за полвека. Нетрудно догадаться, что в мире нет ни одного товара, накопленного в таком объеме. И это понятно: современное товарное производство не выработало альтернативы золоту в функции сокровища. Однако в них произошли некоторые изменения. Во-первых, тенденция к ограничению международных расчетов золотом завершилась тем, что отпала необходимость непосредственного его использования в этой сфере. Во-вторых, золото выступает как мировые деньги, сохраняя их троякое назначение — служить всеобщим покупательным, платежным средством и материализацией общественного богатства. Золото и поныне является всеобщим товаром мировых рынков. Имея золото, можно приобрести на рынках золота необходимые валюты, а на них — любые товары и погасить задолженность. При кризисных ситуациях возрастает роль золота как чрезвычайных мировых денег.  Вот почему каждое государство стремится иметь свой запас золота. И чем его больше, тем лучше. Может, и нашим отечественным финансовым структурам стоит подумать над тем, как поступить с азербайджанским золотом, промышленная  добыча которого началась с прошлого года в горном Гядабее: отгружать  золото на аффинаж в Швейцарию с последующей его реализацией или же хранить про запас, как многие развитые страны. Кстати, почти все страны СНГ имеют в своих закромах запасы золота. Объемы их в одних республиках  исчисляются в сотнях килограммов, а в других — в тысячах тонн. Как видим, есть над чем подумать.

 

Вагиф АБДУЛЛАЕВ

Бакинский рабочий.- 2010.- 23 февраля.- С.1.