АЗЕРБАЙДЖАН НЕ ОТДАСТ СВОЮ ЗЕМЛЮ

 

ЧТОБЫ ПОКОНЧИТЬ С ТЕРРОРИЗМОМ, НАДО ЛИКВИДИРОВАТЬ КОСТРЫ СЕПАРАТИЗМА

 

В украинском  общественно-политическом еженедельнике «Киевский телеграф» за 9—15 июля 2010 года  опубликована статья кандидата юридических наук Арифа Гулиева и ветерана органов МВД Алиша Османова «Азербайджан не отдаст свою землю». АзерТАдж представляет эту статью.

Террор, если перевести это слово с латинского, означает страх, ужас. Единого определения этого явления в международных документах не существует, однако практически все исследователи отмечают, что терроризм можно охарактеризовать как стремление к достижению политических или иных публичных целей с помощью насильственных методов: убийств, захватов заложников, похищения людей, диверсионных актов и т. д.  Возникновение кровавого следа армянского государственного терроризма на территории Азербайджана непосредственно связано с целенаправленной деятельностью госструктур Армении по отторжению Нагорного Карабаха как в последние годы существования СССР, так и в период становления независимого Азербайджана.

 

Корни армянского терроризма уходят в конец позапрошлого века и связаны с созданием в 1890 году революционной партии «Дашнакцутюн». История становления этой партии показывает, что основным методом политической борьбы «Дашнакцутюн» была и остается организация террора, грабежей и убийств. Позже все свои террористические акции армянские боевики прикрывали лозунгами «мести за геноцид» и борьбы за создание «великой Армении».

В середине 70-х годов ХХ века дашнаки создали ряд самостоятельных террористических организаций, из которых наиболее активной является АСАЛА. В период существования СССР АСАЛА осуществила несколько десятков террористических актов против турецких объектов, что по идее их инициаторов должно было способствовать международному признанию так называемого армянского вопроса, то есть «геноцида армян» в 1915 году в Турции.

Однако с распадом СССР армянский терроризм поменял направленность, стал государственным и превратился в орудие захватнической политики по отношению к Азербайджану, которая осуществлялась уже под предлогом «борьбы за самоопределение армян Карабаха». С середины

80-х годов по настоящее время армянский государственный терроризм в своем развитии прошел два организационных этапа.

Первый связан с последними годами существования СССР, когда руководство Армении, стремившееся к независимости от контроля центральных органов советской власти, начало широкомасштабную кампанию по сбору в Ереване активистов радикальных организаций зарубежной диаспоры, а по сути — боевиков различных террористических организаций, созданных «Дашнакцутюн», — АСАЛА, МАГ, «Союз армян», «Армянский Освободительный Фронт» и др. Используя создавшуюся в регионе ситуацию вакуума контроля, на территорию Азербайджана, населенную армянами, по линии помощи, оказываемой армянской диаспорой через Армению, стали направляться террористы, оружие и финансы из Ирана, Ливана, Франции, США, России, Греции и других стран. Правительство Армении дало разрешение на деятельность в республике указанных организаций, предоставило убежище находящимся в розыске активистам, обеспечило деньгами, поддельными документами, транспортом и оружием.

Таким образом, разноликий армянский терроризм все больше приобретал государственное лицо.

Прибывшие в Ереван террористы впервые были задействованы в изгнании азербайджанцев из Армении. В атмосфере террора и всеобщего психоза с их участием были убиты свыше 100, насильственным путем изгнаны около 250 тыс. азербайджанцев. Позже, пытаясь сбросить вину за раскрытые и ставшие достоянием мировой общественности факты деятельности в Армении зарубежных террористических организаций, бывший президент Левон Тер-Петросян все свалил на свою оппозицию в лице дашнаков. В своем известном выступлении в парламенте Армении он заявил: «Дашнакцутюн» создала на территории Армении запрещенные законом ячейки, кружки и молодежные организации».

Выпущенный из французской тюрьмы известный международный террорист, гражданин США Монте Мелконян появился в Армении в 1990 году и сразу же был переправлен в Нагорный Карабах. Свой опыт сполна он использовал в Карабахе, где руководил террористическими группами, которые участвовали в осуществлении вышеперечисленных акций.

Впоследствии в ходе боя с частями Азербайджанской армии летом 1993 года Монте Мелконян был убит. На его похоронах в Ереване присутствовали почти все официальные лица «демократической» Армении, включая президента. Он объявлен национальным героем Армении, а его именем назван один из диверсионных центров министерства обороны этой страны.

Вскоре отдельные теракты переросли в необъявленную войну Армении с Азербайджаном за отторжение Нагорного Карабаха, ведущуюся все теми же террористическими организациями, но уже выросшими до размеров крупных диверсионно-террористических формирований, имеющих на вооружении самое современное оружие. Политика государственного терроризма в отношении азербайджанцев стала приобретать все более угрожающие масштабы.

Согласно материалам различных СМИ, армянскими террористами в Нагорном Карабахе в 1989—1994 годах было совершено 29 крупных терактов на транспорте, сбиты два гражданских вертолета и два самолета.

Так, 16 сентября 1989 года армянскими террористами был взорван автобус Тбилиси — Баку (погибли пять, ранены 25 человек).

7 октября 1989 года террористом Абрамяном был взорван мост на окраине Ханкенди. Группой Аванесяна 16 февраля 1990 года был осуществлен взрыв в маршрутном автобусе Шуша — Баку (были убиты двое и ранены 13 мирных граждан). 10 июня 1990 года бандой Аркадия Асрияна было совершено нападение на автоколонну в Кяльбяджарском районе Азербайджанской Республики. 10 августа 1990 года другая группа террористов взорвала пассажирский автобус, следовавший по маршруту Тбилиси — Агдам (убиты 20 и ранены 30 человек). Указанная группа была арестована и осуждена в Грузии после неудавшегося теракта в июле 1991 года в автобусе, выполняющем рейс Тбилиси — Баку.

Официальный Ереван, вооружая различные группы террористов современным оружием, в том числе зенитно-ракетным, непосредственно несет ответственность за теракт, совершенный 20 ноября 1991 года близ села Каракент Ходжавендского района Азербайджана. В сбитом тепловой ракетой вертолете Ми-8 находились госсекретарь Азербайджана и народный депутат СССР Т.К.Исмайлов, заместитель премьер-министра АР, депутат парламента З.С.Гаджиев, госсоветник Президента АР, депутат М.Н.Асадов, генеральный прокурор И.И.Гаибов, депутаты В.Д.Джафаров и В.Г.Мамедов, заведующий отделом Аппарата Президента АР О.М.Мирзоев, первый заместитель министра мелиорации и водного хозяйства Г.Г.Намазалиев, прокурор НКАО АР И.А.Плавский, начальник отдела Министерства национальной безопасности по НКАО С.С.Иванов, начальник УВД НКАО генерал-майор В.В.Ковалев, комендант района чрезвычайного положения НКАО Н.В.Жинкин, помощник госсекретаря АР Р.М.Мамедов, сотрудники Азгостелерадио А.М.Мустафаев, А.И.Гусейн-заде и Ф.И.Шахбазов, наблюдатели от РФ — генерал-майор М.Д.Лукашов и подполковник В.И.Кочеров, первый заместитель министра внутренних дел Казахстана генерал-майор С.Д.Сериков. Все они направлялись в указанный регион с миротворческой миссией. Подобное злодеяние оказалось не единственным…

Кровавым венцом армянской террористической вакханалии является геноцид, устроенный в Карабахе в феврале 1992 года в городе Ходжалы, население которого составляло 7 тысяч человек.

В ходе крупномасштабной акции после захвата Ходжалы армянскими формированиями при участии «зарубежных специалистов» и регулярных российских спецподразделений зверски были заколоты, расстреляны и убиты около 1000 мирных азербайджанских граждан. Ныне город, расположенный на оккупированной армянами территории, превращен в развалины. Акция была осуществлена для устрашения и с целью поколебать надежду азербайджанского населения Карабаха на мирное проживание в указанном регионе Азербайджана.

Данная практика была продолжена и в ходе захвата основного центра карабахских азербайджанцев — города Шуша, где к настоящему времени уничтожены все памятники культуры, свидетельствующие о его исторической принадлежности Азербайджану.

Армянские террористы, не ограничиваясь территорией самого Азербайджана, перекинули свою деятельность и на территории других сопредельных регионов, в особенности Российской Федерации. Так, в Ростове-на-Дону в 1991 году ими было осуществлено убийство заместителя начальника Управления внутренних войск в Закавказье полковника Владимира Блахотина. О причастности АСАЛА к убийству Блахотина свидетельствовало то, что убийцы Багманян, Антонян и Акопян имели при себе документы прикрытия, использование которых характерно именно для этой организации — членские удостоверения религиозной благотворительной организации «Амарас», имеющей отделения в Карабахе и в зарубежных армянских общинах. В результате перечисленных терактов основную массу погибших и искалеченных людей составили гражданские лица из числа азербайджанцев.

Второй этап реализации задач, стоящих перед международным сообществом армянских террористов, связан с обретением и дальнейшим становлением государственной независимости Армении. После реорганизации спецслужб Армении «стихийный» период деятельности армянских террористических организаций завершился. Одним из направлений деятельности спецслужб Армении стало использование традиционных армянских террористических организаций в государственных интересах Армении.

Так, в городе Пятигорск под прикрытием ассоциации «Казис» армянскими спецслужбами был создан центр, занимающийся диверсионно-подрывной работой против Азербайджана. Деятельностью центра руководили кадровые офицеры Армении, которые занимались подготовкой и осуществлением терактов. Отличительной особенностью пятигорского центра стало то, что в своей деятельности им были сделаны акценты на индивидуальный террор — убийства. Исходя из опубликованных в СМИ Азербайджана обличительных материалов, можно полагать, что центр причастен к убийству нескольких азербайджанских бизнесменов, работавших на Северном Кавказе. Центр имеет также прямое отношение к серии взрывов на железнодорожных путях, идущих с Северного Кавказа в Азербайджан. В настоящее время террористы из указанного центра скрываются в Армении.

О причастности силовых структур Армении к террористической деятельности в Азербайджане свидетельствуют многочисленные факты расследования по делу Хатковского, а также взрыва в Бакинском метро в марте 1994 года, осуществленного активистами лезгинского сепаратистского движения «Садвал». В результате погибли 14 человек, 42 получили ранения. В ходе следствия доказано, что сотрудники спецслужб, а также армяне-террористы из-за рубежа, будучи в Армении, были инструктированы и обучены взрывному делу.

В августе 1993 года на железнодорожном вокзале в Баку спецслужбами Азербайджана при попытке совершения очередного теракта был задержан (в том числе одним из авторов этой статьи лично) гражданин РФ Хатковский Игорь Анатольевич, который признался, что был завербован сотрудниками армянских спецслужб с целью проведения на территории Азербайджана диверсионных и террористических актов. Было установлено, что в засылке Хатковского в Азербайджан принимали активное участие должностные лица нацбезопасности Армении подполковник Оганесян Д.  и майор Галоян А.А., а также причастные к спецслужбам РА жители Москвы Симонян Б.В. и Петросян В.С. Следствием задокументированы и доказаны факты осуществленного Хатковским в июне 1993 года взрыва пассажирского вагона на железнодорожном вокзале Баку, минирование в мае 1993 года грузового состава на станции города Дербенд.

Организаторы акций были арестованы спецслужбами России, при них были обнаружены взрывчатые вещества, и в ходе следствия они признались в содеянном. Однако в последующем судебное разбирательство по организаторам терактов по личной просьбе президента Армении Тер-Петросяна было переведено из Москвы в периферийный город Тамбов. Вскоре после суда возглавлявший группу подполковник Джаан Оганесян — начальник отдела диверсионных операций ГУНБ Армении  и его заместитель майор Ашот Галоян, как и другие организаторы преступлений, были отпущены и нашли укрытие на территории Армении. Несмотря на неоднократные обращения прокуратуры Азербайджана, преступников не только не выдали, но напротив — они были повышены в званиях в Армении.

О политике государственного терроризма нынешнего руководства Армении и его причастности к международному терроризму свидетельствуют также и другие факты.

В результате всего сказанного из Карабаха, со своих исконных земель, были изгнаны около

1 миллиона азербайджанцев, проживающих более двадцати лет в лагерях для беженцев.

Как видим, армянский терроризм является дестабилизирующим фактором во всем Кавказском регионе и направлен не только против интересов Азербайджана. Он используется также против интересов Турции, США, Грузии и других стран. По информации грузинских СМИ, к имевшему место покушению на главу государства Грузии Эдуарда Шеварднадзе тоже были причастны армянские террористы из числа граждан этой страны. В частности, начальник авиационной части, расположенной на российской военной базе в Грузии, подполковник Михаил Маркарян тесно сотрудничал с представителями армянского сепаратистского движения «Джавахк» (организация выступает за присоединение южных регионов Грузии к Армении).

Таким образом, можно утверждать, что сепаратизм в Нагорном Карабахе стал первым костром этого отрицательного явления — терроризма. Вспомним, потом огонь террора полыхнул в Абхазии, Приднестровье, Чечне, Косово, Македонии… И даже США — страна, которая имеет огромную политическую и экономическую мощь, — тоже оказались незащищенными перед терроризмом. Поэтому, чтобы покончить с терроризмом, надлежит прежде всего ликвидировать костры сепаратизма. Сепаратизм и связанный с ним терроризм как явления международной жизни должны уйти из жизни человечества. Имея рядом с собой такой сепаратистский костер как Нагорный Карабах, Азербайджан хорошо прочувствовал, что такое терроризм. Поэтому после 11 сентября Азербайджанская Республика одной из первых поддержала борьбу против международного терроризма и сегодня активно участвует в этой борьбе. Приведенные в данной статье факты, как нам представляется, дают достаточно оснований, чтобы признать армянский терроризм частью государственной политики Армении.

Однако официальному Еревану, несмотря на все его усилия, за весь период с начала конфликта не удалось убедить международное сообщество в обоснованности своих притязаний на часть территории Азербайджанской Республики. Верхом успеха армянской стороны в этом направлении стали лишь крайне сомнительные мнения отдельных неправительственных организаций и гнусные действия руководимых ею террористических центров, исправно отрабатывающих финансовые вливания в свои бюджеты для претворения в жизнь преступных политических заказов.

Азербайджан в Совете Европы документально доказал, что территория Нагорного Карабаха является не контролируемой законами. Она стала одним из основных источников и путей распространения наркотических веществ. Там создано и кладбище ядерных отходов. Уничтожены все азербайджанские памятники, культурные ценности, школы, мечети...

Азербайджан достаточно подробно рассказал, что террор на земле — против кого бы он ни был направлен — должен быть искоренен. И Азербайджан вносит свой вклад в уничтожение террора. Но вместе с тем все мировое сообщество должно знать, что следует дать отпор и террору, направленному против Азербайджана.

Позиция Азербайджанской Республики всегда была конструктивной и носит миролюбивый характер. Несмотря на нанесенный ущерб, армянской стороне предлагается мир на основе международного права, справедливости и гуманности, а также гарантия безопасности армянского населения Нагорного Карабаха. В том числе и в виде гуманитарного коридора между Нагорным Карабахом и Республикой Армения. Но официальный Баку однозначно выступает за восстановление на взаимной основе нормального функционирования коммуникаций и обсуждения статуса Нагорного Карабаха в составе Азербайджанского государства.

 

Ариф ГУЛИЕВ,

кандидат юридических наук, профессор кафедры

Международного права Института международных

отношений Украинского национального авиационного университета,

 

Алиш ОСМАНОВ,

ветеран органов МВД

Бакинский рабочий.- 2010.- 16 июля.- С. 3.