ПРЕЗИДЕНТ ИЛЬХАМ АЛИЕВ В СТАМБУЛЕ
ДАЛ ИНТЕРВЬЮ АЗЕРБАЙДЖАНСКИМ ЖУРНАЛИСТАМ
8 июня Президент Ильхам Алиев в Стамбуле дал интервью азербайджанским журналистам. АзерТАдж представляет это интервью.
— Господин Президент, в рамках саммита в Турции Вы провели многосторонние встречи. В целом, нам хотелось бы, чтобы Вы проинформировали о своем выступлении на данном саммите и этих встречах.
— Все встречи прошли очень хорошо и успешно. То есть, могу сказать, что эти встречи носили традиционный характер. Мы регулярно проводим встречи со своими партнерами. Пользуясь этой возможностью, были проведены различные встречи. Переговоры, проведенные мной как с Президентом и с премьер-министром Турции, так и с премьер-министром России, президентами Украины и Ирана, дали очень хорошие результаты. То есть связи между этими странами и Азербайджаном имеют очень большую историю, и мы активно работаем в различных областях. Сотрудничество как в двустороннем формате, так и в рамках международных организаций является успешным. Наши связи со всеми странами построены на основе взаимных интересов и взаимоуважения.
Считаю, что встречи и переговоры, которые я провел вчера и сегодня, в целом, послужат развитию связей между этими странами и Азербайджаном.
— Господин Президент, в связи с урегулированием нагорно-карабахского конфликта Вы неоднократно заявляли, что если Армения не даст ответа на Мадридские принципы, скажет «нет», то будут продемонстрированы позиция и решительная воля страны. Что же произойдет, если Армения не ответит?
— В настоящее время мы как раз столкнулись с той ситуацией, о которой вы говорите. Потому что от Армении не поступает никакого ответа — ни «да», ни «нет». Поэтому в нынешних условиях посредники, скорее всего, должны сказать свое решительное слово. Потому что, как вы знаете, я неоднократно высказывал свое мнение об этом, Азербайджан в принципе согласен с обновленными Мадридскими принципами. Правда, в тех предложениях есть определенные моменты, которые не устраивают нас. Но они носят, скорее всего, технический и редакционный характер.
Если рассматривать принципы в целом, то в обновленных Мадридских принципах отражены вопросы восстановления территориальной целостности Азербайджана и возвращения на родные земли всех людей, пострадавших от оккупации. А от Армении нет ответа, и я считаю, что страны-сопредседатели должны сказать в связи с этим свое решительное слово. До каких пор Азербайджан должен ожидать этого ответа?! Точнее сказать, до каких пор сами страны-сопредседатели должны ожидать этого ответа?! Потому что обновленные Мадридские принципы являются не нашим предложением, а предложением трех стран-сопредседателей. То есть, я надеюсь, что эти страны с уважением отнесутся к собственным предложениям, и в адрес Армении, ведущей в течение последних месяцев деструктивную деятельность в процессе переговоров, должны поступить серьезные сигналы. Если все мы заинтересованы в продолжении переговоров, то должны быть предприняты какие-то шаги. Если этого не будет и со стороны Армении будет продолжаться тактика затягивания времени или же в официальном порядке будет дан отрицательный ответ на эти принципы, то тогда Азербайджан, естественно, должен будет серьезно подумать о перспективах своего участия в данных переговорах и, в целом, в этом процессе. Мы думаем об этом. Мы рассматриваем различные варианты и будем стремиться к тому, чтобы любым путем восстановить территориальную целостность Азербайджана. Лично я не сомневаюсь в том, что территориальная целостность Азербайджана будет восстановлена. Вопрос лишь в том, как и когда?! Мы хотим добиться этого в скором времени и мирным путем. Но если армянская сторона захочет продолжать свою захватническую политику, захочет продолжать переговоры лишь в качестве имитации, то Азербайджан, разумеется, внесет в свою позицию серьезные изменения.
— Господин Президент, вчера было подписано соглашение об экспорте из Азербайджана в Турцию газа с месторождения «Шахдениз». В целом, можно ли расценить это соглашение как важное историческое событие в энергетической политике Азербайджана? Что Вы можете сказать о перспективах данного проекта?
— Я считаю, что данное соглашение занимает особое место в череде успехов Азербайджана в энергетической сфере. С точки зрения значения и сути это приведет к реализации грандиозного проекта. Если мы обратим внимание на финансовую сторону данного вопроса, то увидим, что по предварительным расчетам в реализацию этого проекта будет вложено 20 миллиардов долларов инвестиций. Учитывая, что с 1995 года по настоящее время в нефтегазовый сектор Азербайджана было вложено
40 миллиардов долларов инвестиций, увидим, что это проект, требующий огромных финансовых ресурсов. С другой стороны, осуществление данного проекта позволит нам в полной мере реализовать богатый газовый потенциал Азербайджана.
Как вы знаете, в настоящее время наша добыча ограничивается возможностями существующих рынков. Мы можем спокойно, в короткие сроки увеличить добычу. Но, как вам известно, в газовой сфере добыча непосредственно связана с возможностями существующих рынков. Это позволит нам спустя пять лет дополнительно добыть с месторождения «Шахдениз» и транспортировать, как минимум, 16 миллиардов кубометров газа. Если учесть, что у Азербайджана уже есть очень мощная и диверсифицированная инфраструктура экспорта газа, то можно увидеть, что благодаря расширению сети действующих трубопроводов мы сможем подавать в любом направлении любой объем газа. Это позволит нам организовать приток в нашу страну валюты в большом количестве.
С другой стороны, как вы знаете, сотрудничество в газовой сфере, конечно же, не ограничивается лишь экономическими интересами. Это, естественно, станет фактором, который намного усилит позиции Азербайджана в регионе и на континенте.
Я очень рад, что мы, наконец-то, сумели прийти к договоренности по всем вопросам. И решен вопрос подачи в Турцию дополнительных объемов газа, и предусмотрены необходимые меры для возмещения определенной разницы в ценах за предыдущий период, кроме того, в будущем, если возникнет такая возможность, мы сможем транспортировать азербайджанский газ в различных направлениях.
Надеюсь, что все наши планы найдут свое отражение в жизни. Основание так говорить дает тот факт, что до сих пор все предусмотренные в энергетической сфере задачи были успешно и своевременно выполнены.
— Господин Президент, Вы получили послание от Президента Америки. Мне хотелось бы узнать Ваше отношение к этому посланию. В целом, ответите ли Вы на данное послание?
— Конечно, отвечу. Я уверен, что отраженные в этом послании моменты определят перспективы американо-азербайджанских отношений. Так как в послании отражены достигнутые до этого моменты, кроме того, я считаю, что это послание является, скорее всего, серьезным шагом в будущее. Связи между Америкой и Азербайджаном по всем перечисленным в послании направлениям имеют очень большую историю. Наши связи не сформировались в последние один-два года. Эти связи имеют очень большую историю. Наша роль в миротворческих операциях, наша инициатива в энергетической сфере, которая привела к подписанию, в том числе, и сегодняшнего соглашения, в целом, начатая Азербайджаном в середине 1990-х годов энергетическая политика изменили энергетическую карту мира. То есть, мы этого добились, и сегодня на основе данного позитивного опыта мы работаем над другими проектами.
Повестка дня двусторонних отношений между Америкой и Азербайджаном очень широка. Я надеюсь, что в предстоящие годы мы включим новые, дополнительные факторы в сотрудничество, которое удовлетворит обе стороны.
Послание очень дружелюбное. Мы продолжим наше дальнейшее сотрудничество по всем вопросам, указанным в послании.
— Господин Президент, Вы также встретились с Владимиром Путиным. России также принадлежит роль в урегулировании карабахского конфликта, как бы она ни отрицала это. То есть в ускорении урегулирования конфликта многое зависит и от воли России. Были ли затронуты данные вопросы на этой встрече?
— В действительности, как вы знаете, между странами — сопредседателями Минской группы, занимающейся этим вопросом, и Азербайджаном регулярно ведутся двусторонние консультации. На различных уровнях проводятся консультации с представителями и Америки, и Франции, и России. Ни одна страна не отрицает своей роли в решении данного вопроса, то есть не обозначает этого каким-либо образом. Мы также, в свою очередь, не можем допустить никакой дискриминации в этом. Для нас все страны-сопредседатели существуют в форме одной группы. То есть мы так воспринимаем их, но, конечно же, у каждой страны есть свои возможности. Естественно, Россия — это единственная страна, которая граничит с Азербайджаном, то есть находится в этом регионе. Россия — это как прикаспийская, так и кавказская страна, к тому же наш сосед. Несомненно, что у находящейся в этом регионе страны есть особые возможности и механизмы влияния.
Однако, несмотря на это, я вновь хочу сказать, что мы никогда не отделяли эти три страны друг от друга в контексте данного вопроса, то есть, Минская группа — это единый организм. Ее сопредседатели также выступают с единой позиции, и вносимые ими предложения не носят индивидуального характера. То есть это общие предложения.
Конечно, мы ожидаем от всех стран-сопредседателей, что они окажут на армянскую сторону очень серьезное влияние. Так как в настоящее время на переговорах начинается новый этап, отличающийся от других. Во все другие периоды, с 1992 года, со времени создания Минской группы по настоящее время проводились переговоры. Несмотря на то, что переговоры проводились на основе различных предложений, это был процесс. Сегодня же мы достигли такого этапа, когда на столе переговоров уже находятся предложения, подготовленные на основе обновленных Мадридских принципов, являющихся результатом Пражского процесса.
Азербайджанская сторона принимает это, армянская — нет. Возвращаюсь к вашему предыдущему вопросу: если это будет продолжаться так, то что-то должно произойти. Что может произойти?! Тут нет такого уж большого выбора. Либо вопрос останется в подвешенном состоянии. То есть статус-кво будет продолжаться, чего мы никак не можем принять. Статус-кво должен быть изменен. Либо переговоры будут продолжаться для видимости, для имитации, с чем Азербайджан никогда не согласится.
Я неоднократно говорил, что мы не будем участвовать в переговорах ради имитации. Мы будем участвовать в них до тех пор, пока у нас будет надежда на результат. Либо же вопрос выйдет из замороженного состояния и перейдет в другую плоскость. То есть, не секрет, что это военный вариант. Он никогда не исключался, не исключается и сегодня, и мы должны постоянно быть готовы к этому варианту. Поэтому нынешний этап имеет свою логику и значение. На нынешнем этапе шаги, которые будут предприняты как со стороны Армении, так и со стороны стран-сопредседателей, определят, каким путем будет решен данный вопрос.
Мы очень хотим, чтобы страны-сопредседатели, используя свой авторитет и возможность влияния, направив в адрес армянской стороны серьезные сигналы, принудили их принять обновленные Мадридские принципы с тем, чтобы на их основе мы начали работу над мирным договором.
— Господин Президент, премьер-министр Турции на пресс-конференции заявил, что Вы оказываете Турции большую поддержку в связи с произошедшими в Средиземном море событиями. Нам хотелось бы услышать об этом из Ваших уст.
— Свои мысли об этом я изложил в сегодняшнем выступлении. Как вам известно, Азербайджан был одной из первых стран, прореагировавших на это кровавое происшествие, так и должно было быть. Так как во все времена мы были рядом с Турцией. Мы всегда оказывали Турции всяческую поддержку по всем вопросам, оказываем эту поддержку и сегодня. Мы возвысили свой голос против этого кровавого происшествия, этого нападения, совершенного в международных водах на мирных граждан. Сегодня в ходе своего выступления я еще раз заявил об этом. Мы осуждаем это нападение. Мы заявляем о своей солидарности с Турцией и турецким народом, выражаем соболезнование близким шехидов. Считаю, что должны быть проведены серьезные расследования и преступники должны быть привлечены к ответственности. То есть наша позиция в этом вопросе, еще раз хочу сказать, является однозначной, решительной и опирается на братские отношения между нами и Турцией, на международное право. Разумеется, мы считаем, что страны, считающиеся союзниками Турции, также должны выступить с аналогичной позиции. Вы знаете, это — момент истины. То есть в эти трудные минуты друзья, настоящие друзья, должны продемонстрировать свою позицию. Если все хорошо, так бывает и в жизни, то многие могут сказать хорошие слова, но в трудные моменты, то есть в дни, когда предстоит выбор, и страны, и люди должны выразить свою позицию. И для людей, и для стран позиция очень важна, то есть принципиальная позиция. Азербайджан никогда не скрывал своей принципиальной позиции по всем вопросам. Мы возвышали свой голос по любым вопросам, касающимся близких нам стран, и это был голос правды и справедливости. Азербайджан никогда не поддерживал какого-либо незаконного действия и в то же время не оставался безучастным к незаконным действиям, в особенности в наших отношениях с Турцией.
Такое же отношение мы видим и со стороны Турции. То есть после восстановления Азербайджаном своей государственной независимости и по настоящее время Турция всегда была рядом с нами, всегда самую большую поддержку нам оказывала Турция. Так дело обстоит и сегодня. Порой находятся силы, пытающиеся вмешаться в отношения между Турцией и Азербайджаном. Иногда они могут создавать некую видимость, но не способны влиять на суть дела. К сожалению, в турецкой прессе, а в некоторых случаях и в азербайджанской печати были опубликованы очень непристойные и грязные статейки, связанные с ситуацией в течение последнего года. Мы никоим образом не можем допустить этого. Мы не можем допустить, чтобы нелюбящие нас силы, выпячивая какой-то искусственно созданный вопрос, наносили пусть и мизерный удар по турецко-азербайджанским отношениям. То есть это невозможно, и сегодняшние события, нынешнее состояние турецко-азербайджанских связей наглядно свидетельствует об этом.
Недавно премьер-министр Турции совершил официальный визит в Азербайджан.
В ходе визита состоялось открытие в центре Баку памятника великому лидеру Мустафе Кемалю Ататюрку. То есть таких примеров много. Связи, существующие между нами, являются в подлинном смысле этого слова, братскими связями. Поэтому мы должны в любой момент оказывать поддержку друг другу, и я уверен, что так будет и впредь.
— Господин Президент, как Вы знаете, после переговоров в Сочи в процессе урегулирования нагорно-карабахского конфликта возник определенный застой. Нам хотелось бы узнать, планируется ли на ближайшее время Ваша встреча с президентом Армении?
— Пока еще никаких предложений об этом не было. Как вам известно, после Сочи вообще не проводилось ни одной встречи. Несмотря на то, что в Сочи президент Армении попросил две недели, чтобы выразить отношение к сделанному предложению. Однако прошло уже шесть месяцев, но никаких новостей нет. Поэтому в ближайшее время такая встреча не планируется. Во всяком случае, к нам не поступало никаких предложений об этом.
— Большое спасибо, господин Президент, что, несмотря на напряженный рабочий график, Вы уделили нам время. Большое спасибо.
— Спасибо. Мои встречи с представителями прессы не являются, как говорится, столь уж активными. Но, несмотря на это, я всегда готов встретиться с вами, просто в Баку, наверное, возможности не представляется. Я регулярно высказываю мысли или же использую другие возможности, чтобы коснуться вопросов, которые хочу отметить.
Я высоко оцениваю и вашу деятельность. Отмечу, что ваш вчерашний вопрос также предоставил возможность для обнародования отношения Азербайджана к событиям в Средиземном море. Донесение правды об Азербайджане — это наше общее дело. К сожалению, порой в зарубежной прессе демонстрируется очень несправедливая и предвзятая позиция по отношению к нам. Тому есть разные причины. О многих из них сейчас я даже не хочу говорить. Вообще, мы, возможно, не должны придавать значения этому. Но, с другой стороны, в ответ на это мы должны предъявлять собственные реалии. Должны доводить до внимания реалии нашей страны, идущие в стране процессы, ее развитие. Порой в зарубежных средствах массовой информации это либо отрицается, либо же преподносится в искаженном свете. Таким образом, волей-неволей, о стране формируется мнение, не отражающее реальности. Правда, мы как государство не придаем этому значения, так как я считаю, что главное, чтобы мы продолжали свою работу. Если мы уверены, что эта работа необходима в нашей стране, то должны сделать ее несмотря ни на что. Сегодняшние реалии Азербайджана и достигнутые успехи свидетельствуют о том, что путь, избранный нами, является верным. Несмотря на то, что в последние годы с различных сторон имело место некоторое давление, мягко выражаясь, некоторые рекомендации, во всяком случае, предпринимались такие попытки. Однако ни одна из них не сумела заставить нас свернуть с основного курса. Наш курс — это дорога независимости и развития. Азербайджанский народ сам определяет и будет определять свою судьбу. Азербайджан относится к тем странам, которые живут за свой счет, и с каждым годом будут жить лучше. Просто мы хотим, чтобы мировая общественность была информирована о реалиях нашей страны. Возможно, силы, занимающие в отношении нас предвзятую позицию, еще несколько лет будут продолжать свою деятельность. Однако отрицать наши реалии невозможно. По прошествии времени, с расширением наших возможностей и внешних связей отрицать реальное положение Азербайджана будет невозможно.
Во всяком случае, на всех проведенных мною встречах, не только сегодня, но и в предыдущие периоды, во всех зарубежных визитах, на проведенных на самом высоком уровне переговорах я слышал об Азербайджане исключительно позитивные мнения. Самое главное, что в азербайджанском обществе в принципе нет разногласий относительно будущего развития. То есть в этом вопросе азербайджанское общество также выступает с единой позиции. Мы должны сделать так, чтобы каждый из нас в своей области, в повседневной жизни приумножал могущество страны, укреплял нашу независимость и трудился для улучшения благосостояния азербайджанского народа. Я желаю всему азербайджанскому народу успехов в этом деле.
— Большое спасибо, господин Президент!
АзерТАдж
Бакинский рабочий.- 2010.- 10 июня.- С. 1.