ВЛАДИМИР ДОРОХИН:
УСТАНОВЛЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПАРТНЕРСТВА
С АЗЕРБАЙДЖАНОМ МОЖНО ОТНЕСТИ К УСПЕХАМ ДИПЛОМАТИИ НОВОЙ РОССИИ
— Господин Посол, почему День России празднуется 12 июня?
— 12 июня 1990 года Съезд народных депутатов РСФСР принял «Декларацию о государственном суверенитете РСФСР». Таким образом Российская Федерация заявила о своей самостоятельности в составе СССР. Это было сделано после того, как подобные акты приняло большинство других союзных республик.
В 1994 году Президент Б.Ельцин объявил 12 июня государственным праздником — Днем принятия декларации о государственном суверенитете России. В 1997 году праздник был переименован. С тех пор мы отмечаем его как День России.
— Россия идет по новому пути уже почти что 20 лет. Как можно оценить итоги этого пути? Что дала независимость людям?
— Дэн Сяопина спросили: «Что Вы думаете о Великой французской революции 1789 года?» Он ответил, что 200 лет — это слишком короткий исторический срок, чтобы давать оценки. А новая Россия живет всего 20 лет. Одно можно сказать — путь был сложный. Новая Россия родилась в муках политической конфронтации. В обществе не было согласия, по какому пути идти — прежнему социалистическому, или новому — демократическому. Конфликт между Президентом и парламентом, как, наверное, ваши читатели помнят, обернулся штурмом Белого дома. Переход на рыночную экономику осуществлялся радикальными методами, либерализацией в духе т.н. шоковой терапии. Это дало мощный импульс развитию предпринимательской инициативы, но, с другой стороны, обернулось обнищанием широких слоев населения. Возникали сепаратистские опасности, наиболее острым проявлением которых стала Чечня. России грозил распад. Кое-кто в мире начал списывать ее со счетов.
Но, к счастью, общество нашло в себе силы реально оценить ситуацию и выработать адекватный политический курс. В последние годы для России характерны политическая и экономическая стабильность.
У нас еще много нерешенных проблем, но мы начинаем чувствовать себя все более уверенными в том, что находимся на правильном пути.
По опросам общественного мнения, в 2002 году 36 процентов считали, что суверенитет пошел во благо России.
В 2010 году таких было уже 56 процентов. Это говорит само за себя.
— Смогла ли Россия за годы своей независимости встать на один уровень с другими ведущими мировыми державами?
— Россия не обладает тем потенциалом, который когда-то делал СССР супердержавой. Только в области ядерного оружия можно говорить о паритете между Россией и США. По показателям экономического развития мы отстаем от ведущих стран мира.
Но сегодняшняя мировая политика в корне отличается от периода советско-американского противостояния. Сегодня нужно не бряцание оружием, а выстраивание глобальных балансов интересов с учетом мнения всех субъектов международных отношений.
Россия выступает за миропорядок, основанный на главенстве международного права и принципах равноправного сотрудничества. Мы за мир, в котором каждый чувствовал бы себя в безопасности. Никому не хотим навязывать моделей развития или учить, как строить жизнь. Готовы внести свой вклад в решение мировых проблем, чтобы сделать жизнь людей на планете более спокойной и стабильной.
— В СНГ и в двусторонних отношениях между бывшими советскими республиками происходят непростые процессы. Как чувствует себя Россия в условиях новых отношений с бывшими «братьями»? Всегда ли она знает, что и как надо делать?
— Россия с самого начала провозглашала, что отношения с бывшими советскими республиками являются для нее приоритетом. И это понятно. Экономики моей страны и других постсоветских государств некогда составляли единый народнохозяйственный комплекс. Обеспечение экономического равновесия требовало поддержание этих связей. Несмотря на появление государственных границ, миллионы жителей стран СНГ оставались и остаются объединенными семейными и родственными узами.
В истории наших стран было столько связующих моментов, что их нельзя перечеркнуть никакими политическими решениями.
Готовых рецептов, как реализовать эти приоритеты, конечно, не было. Распад СССР и становление новых государств породили сложнейшие процессы, которые было трудно не только предвидеть, но и оценить.
Сейчас стратегические направления приобретают все более четкие очертания. Главное — экономическая интеграция. Россия стала инициатором создания Таможенного союза, активно участвует в наиболее развитой экономической организации на постсоветском пространстве ЕврАзЭС. В военно-политической области приоритетом для России является участие в организации Договора коллективной безопасности.
И сегодня не все идет просто. Да иного и нельзя было бы ожидать, ведь речь идет о согласовании национальных интересов суверенных государств. Но у нас хватит терпения для поиска совместных решений. Москва никому ничего не навязывает. Уважение суверенитета бывших «братьев» — альфа и омега позиции России на постсоветском пространстве.
— Какое место занимает Азербайджан во внешней политике России?
— Для России Азербайджан является важным стратегическим партнером. Его значимость определяется геополитическим положением, близостью к Северному Кавказу, традиционными историческими связями, возрастающим экономическим потенциалом, уникальной ролью в энергетических делах.
Начало в отношениях между Россией и Азербайджаном как самостоятельными государствами также было нелегким.
К счастью, у руля Азербайджана оказался великий Гейдар Алиев. Его услышали и поняли в Москве. Новая российская дипломатия также внесла свой вклад в выстраивание отношений, основанных на взаимном и безусловном уважении интересов друг друга. Мы, представители этой профессии, относим это к своим успехам и гордимся ими.
— Главной проблемой для Азербайджана остается нагорно-карабахский конфликт. Как Вы оцениваете роль России как посредника в урегулировании конфликта? Имеет ли Москва больше шансов добиться подвижек в вопросе переговоров как объективный и влиятельный геополитический игрок?
— Россия лучше других стран знает генезис нагорно-карабахской проблемы, позиции сторон и чувствует боль от того, что эта проблема долгое время остается неурегулированной. Ведь когда-то мы вместе жили в государстве, где эта проблема зародилась, а потом обострилась. Именно это определяет особую активность России и ее Президента как посредника.
Мы в России убеждены, что как посредники делаем все от нас зависящее и готовы продолжать свои усилия на этом направлении.
— Считаете ли Вы, что Россия должна бороться за сохранения русскоязычного пространства в мире, если да, то каким образом? Каков уровень культурного сотрудничества между нашими странами: вопросы образования, науки, русского языка, молодежной политики и т.д.?
— Россия начинает учиться тому, что многие страны давно уже делают для поддержки «своих» языков и культур за рубежом, т.е. цивилизованными и общепринятыми методами поддерживать русский язык и все связанное с русскоязычной культурой в мире.
Культурные связи Азербайджана и России имеют естественный характер. Культурный продукт из России без всякого государственного регулирования приходит в Азербайджан — в виде книг, гастролей театров, популярных исполнителей.
Сейчас рождаются новые формы. В 2008 году в Баку открылся филиал МГУ им. М.В.Ломоносова, Российский информационно-культурный центр.
Как посол я горжусь, что Россия остается одним из главных центров подготовки азербайджанских кадров за рубежом. В российских вузах по государственным стипендиям и за свой счет учатся около 6 тыс. граждан Азербайджана.
Мы высоко ценим позицию руководства Азербайджана в вопросе русского языка. Масштабы распространения русского языка в Азербайджане значительно превышают те 2 процента, которые составляют этнические русские. Азербайджанцы понимают, что двуязычие для них — это огромное преимущество. На этой основе между нами осуществляется плодотворное сотрудничество.
Посольство будет активно работать над тем, чтобы использовать имеющиеся благоприятные условия. Рассчитываем на сотрудничество со всеми, кто в этом заинтересован.
Бакинский рабочий.- 2010.- 12 июня.- С. 2.