ДАШНАКИ БЕСЧИНСТВОВАЛИ НЕ ТОЛЬКО В БАКУ
В МАРТЕ 1918 ГОДА БАНДИТСКИЕ ФОРМИРОВАНИЯ
АРМЯН И ИХ ПРИСПЕШНИКОВ ЛИШИЛИ ЖИЗНИ СОТНИ
МИРНЫХ ЛЮДЕЙ И УНИЧТОЖИЛИ 40 НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ
В ЛЯНКЯРАНСКОМ УЕЗДЕ
«Все трагедии Азербайджана, произошедшие в XIX — XX веках, сопровождаясь захватом земель, являлись различными этапами осознанной и планомерно осуществляемой армянами против азербайджанцев политики геноцида».
Гейдар АЛИЕВ
Трагические события 1918 года, когда отрядами дашнаков, прикрывавшихся лозунгами борьбы за советскую власть, были зверски уничтожены десятки тысяч азербайджанцев, советские историографы намеренно ограничивали тремя днями и рамками Баку. Однако исторические документы, доступ к которым стал возможен только в годы независимости Азербайджана, свидетельства очевидцев и исследования ученых доказали: речь следует вести о планомерной, хорошо продуманной массовой акции расправы над целым народом. Причем бесчинства творились не только в столице, но и далеко за ее пределами — в Шамахе, Лянкяране и других населенных пунктах страны.
В Лянкяране орудовали разбойники из шайки проармянски настроенного атамана Шевкунова. Захватив дворец Мирахмед хана в центре города, бандиты устроили в нем штаб, рассылая оттуда приказы об уничтожении мусульманских населенных пунктов. Под видом защиты села Сутамурдов от контрабандистов шевкуновцы постоянно обстреливали его из орудий и винтовок. Группа аксакалов направилась к командиру отряда, чтобы потребовать прекращения бесчинств. Почтенные старики были взяты в заложники, а троих подручных Шевкунов отправил на разведку в близлежащие села. По дороге они наткнулись на контрабандистов, завязалась перестрелка, в результате которой двое шевкуновцев были убиты, а третий, уцелевший, прибежал в Сутамурдов и рассказал о случившемся. Разьяренный атаман приказал отрубить головы беззащитным аксакалам.
Исторические факты свидетельствуют: зверства армянских националистов в Лянкяранском уезде отличались невиданной изощренностью. Вот что пишет доцент Азербайджанского государственного педагогического университета Фирудин Джумшудлу: «Армяне часто прибегали к шантажу и провокациям для осуществления своих планов. Вот типичный пример: смертельное ранение от случайной пули получил сын известного бакинского промышленника Гаджи Зейналабдина Тагиева — Магомед. Воспользовавшись этим обстоятельством, дашнаки распространили весть о том, что мусульманские солдаты, участвовавшие в похоронах молодого мужчины, собираются устроить кровавую расправу над молоканами Лянкярана. Эта пропагандистская кампания преследовала цель начать в регионе массовые репрессии против азербайджанцев».
Другой ученый, доцент Лянкяранского государственного университета Миргашым Талышлы рассказал следующее: «Мой отец Мирмуртуза Талышлы долгие годы хранил газету, издававшуюся в 1918 году на арабском языке. Там подробно описывались зверства армян в Корее. Читая об этом, отец вспомнил трагические дни Лянкярана. Население города и окрестных сел нашло убежище в лесах близ села Осакуджа. Когда бандиты покинули разрушенный Лянкяран, люди возвратились, и их глазам предстала страшная картина. В зданиях зияли пробоины от артиллерийских снарядов, имущество горожан расхитили озверевшие бандиты. Дед по материнской линии накануне приобрел земельный участок в Сутамурдове и собирался строить там дом. Под покровом ночи решил наведаться в родное село, Здесь его настигла беспорядочная стрельба. Пули буквально изрешетили тело бедного крестьянина. Мой дед оказался не единственной жертвой той страшной весенней ночи».
А вот рассказ непосредственного свидетеля тех жутких событий, преподавателя средней школы села Герматюк Абульгасыма Гасымова, скончавшегося несколько лет назад: «Банда Шевкунова действовала заодно с армянскими вооруженными формированиями. Военные пароходы открыли из палубных орудий стрельбу по городу. Артиллерийский снаряд разрушил часть мечети. Абузара Агабаба оглу застрелили вместе с годовалым сыном, а Кербалаи Сафарали хладнокровно убили на стоге сена, дом сожгли. Бандитская пуля насмерть сразила Гюльали, спешившего на помощь Кербалаи. Из дома портного Мусы вынесли восемь трупов. Одно из красивейших сел уезда превратили в руины, жители не досчитались трех десятков родных и близких, павших от рук дашнаков и их приспешников».
Несколько лет назад я записал рассказ старейшего лянкяранского учителя (ныне покойного) Имана Алиева: «Разбойники Шевкунова бесчинствовали во всех селах уезда. Под нож убийц попадали прежде всего влиятельные люди. Их дома предавались огню, а богатства распределялись между главарями шайки. Не только в селах, но и в уездном центре лилась кровь. В окрестностях маяка было обнаружено несколько сотен обезображенных трупов».
По словам доцента Бакинского государственного университета, кандидата исторических наук Анара Искендерова, Лянкяран — единственный регион в Азербайджане, где дважды в 1918 году (февраль, март) проводились акции истребления мирного населения. Как свидетельствуют документы, в марте 1918 года в Лянкяранском уезде было полностью уничтожено примерно 40 населенных пунктов, убиты сотни безвинных людей, экономике региона нанесен огромный урон. Тому было несколько причин.
В феврале 1917 года Россия объявила о выходе из состава участниц Первой мировой войны. Часть русских войск с территории Ирана передислоцировали в Лянкяран. Деморализованные армейские соединения, оставшиеся без единого командования и лишенные продовольствия, занялись погромами и грабежами. Степан Шаумян, назначенный Лениным чрезвычайным комиссаром Кавказа, проводил политику присоединения азербайджанских земель к Армении. По его замыслу, из Южного Кавказа предстояло депортировать все мусульманское население. Это была часть стратегического плана партии «Дашнакцутюн», образованной в
90-х годах XIX века. Идеологи националистической организации преследовали цель создания «Великой Армении», границы которой простирались бы от Средиземного моря до берегов Каспия. Особое место в планах дашнаков отводилось Лянкярану и Муганской зоне. Эти регионы рассматривались как поставщики зерновых культур в промышленные центры России. В конце 1917-го — начале 1918 гг. военные корабли Каспийской флотилии, находившейся под контролем армян, обрушили шквал смертоносного огня на Лянкяран, Астару и Гызылагадж. Среди мирных жителей возникла паника. Объединившись с русскими войсками, дашнакские формирования стали безжалостно уничтожать детей, женщин, стариков. В документах чрезвычайной следственной комиссии зафиксированы факты убийства людей, скрывавшихся в административных зданиях, и узников лянкяранской тюрьмы. Людей сбрасывали в море, многие жители не знали об участи своих родных и близких.
Спустя несколько недель после февральских событий по приказу Шаумяна отряд под предводительством Лалаяна вновь объявился в Лянкяране. Но на этот раз армяне просчитались. Две тысячи грузинских солдат и офицеров, направленных в Лянкяранскую зону Закавказским комиссариатом, выступили против бандитской шайки и спасли жителей от массового истребления. Наконец, в июне 1918 года, после провозглашения Азербайджанской Демократической Республики, части Кавказской исламской армии вошли в Лянкяран, и здесь воцарились мир и спокойствие.
15 сентября 1918 года соединения Кавказской исламской армии вошли и в Баку. На торжественном приеме, устроенном в честь турецкого военачальника Нуру паши, выдающийся азербайджанский общественный деятель и меценат Гаджи Зейналабдин Тагиев сказал: «Мой сын Магомед погиб в Лянкяране, защищая правое дело Азербайджана. Там и предали земле его тело. Хочу первый кусок хлеба принять как эхсан, а вторым — выразить свое доброе расположение к вам».
С 1998 года мы отмечаем 31 марта как День геноцида азербайджанцев. Как и весь наш народ, лянкяранцы никогда не забудут и не простят, сколько было безвинно погибших от рук армянских варваров. В центре столицы субтропического края страны воздвигнут величественный монумент в почтение памяти жертв геноцида 1918 года.
Агаддин БАБАЕВ
Бакинский рабочий.- 2010.- 31 марта.- С. 2.