РЕЧЬ ПРЕЗИДЕНТА
ИЛЬХАМА АЛИЕВА
— Сегодня утром президент Государственной нефтяной компании сообщил мне, что открыто месторождение «Умид». Это — прекрасное событие, большое историческое событие. В связи с этим я хочу поздравить вас, всех сотрудников Государственной нефтяной компании и весь азербайджанский народ, так как это событие сыграет очень важную роль в успешном развитии нефтегазовой промышленности Азербайджана.
На протяжении определенного времени Государственная нефтяная компания вела разведочные работы на месторождении «Умид». И это для нас ново. После длительного перерыва мы за свой счет, собственными силами провели все буровые и разведочные работы на крупном нефтегазовом месторождении. Вам хорошо известно, что все месторождения в Каспийском море были открыты азербайджанскими нефтяниками. Начиная с 1950-х годов по сегодняшний день азербайджанским нефтяникам и специалистам принадлежит исключительная роль на Каспии. Наша страна сыграла ведущую роль в поставках нефтегазовых ресурсов Каспийского моря на мировые рынки.
Однако, как вы знаете, после распада Советского Союза и даже еще раньше в нефтегазовой промышленности начался спад. Можно сказать, что мы стали утрачивать свои позиции. Начатая великим лидером Гейдаром Алиевым в 1990-х годах новая нефтяная стратегия способствовала коренному перелому в этой области. Подписание «Контракта века», контракта по месторождению «Шахдениз» и другие шаги позволили нам восстановить прежние позиции в нефтегазовой сфере. Мы сумели не только восстановить свои позиции, но и значительно укрепить их. Свои мысли об этом я высказал вчера на мероприятии по случаю юбилея Государственной нефтяной академии. Еще раз хочу сказать, что сегодня Азербайджану принадлежит особая роль на мировой энергетической карте. Наши позиции укрепляются, а выдвинутые нами инициативы привели к возникновению новой ситуации в этой сфере.
Наша нефтяная стратегия очень успешная и обнадеживающая. Она позволила Азербайджану в значительной степени увеличить свои экономические и финансовые ресурсы. Это усилило наши международные позиции и привело к открытию тысяч новых рабочих мест. Связывающие нас с мировыми рынками нефте- и газопроводы были либо капитально отремонтированы, либо же построены заново. Не исключено, что в будущем возникнет необходимость в строительстве новых трубопроводов. Учитывая, что наши запасы нефти и газа растут, что у нас достаточно много ресурсов и что в будущем ресурсы соседних стран могут транспортироваться на мировые рынки через территорию Азербайджана, строительство новых трубопроводов не исключается.
Открытие месторождения «Умид» носит особый смысл. Это свидетельствует о том, что в Азербайджане в нефтегазовой сфере все дела ведутся успешно. В начале 1990-х годов мы не располагали большими финансовыми возможностями, зависели от зарубежных инвестиций. Но мы привлекли в Азербайджан зарубежные инвестиции и сумели полностью обеспечить наши национальные интересы. Азербайджан является одной из стран, а может, и первой страной, присоединившейся к Инициативе прозрачности в добывающей промышленности. И это тоже признак нашей общей нефтяной политики.
Контракты о долевом разделе, подписанные нами с зарубежными партнерами, полностью обеспечивают наши интересы, и сегодня абсолютное большинство прибыльной нефти принадлежит Азербайджану. Абсолютное большинство тех, кто работает в иностранных компаниях, — это граждане Азербайджана. За эти годы наши граждане за счет иностранных компаний прошли курсы обучения за рубежом и в Азербайджане, познакомились с современными технологиями и освоили их. То есть эти контракты не ограничиваются лишь добычей и транспортировкой нефти или разделом прибыли. Эти контракты позволили нам добиться развития и в других областях. Каждый доллар инвестиций, вложенных в нефтяное месторождение, служит привлечению равного объема инвестиций в другие сферы. В Азербайджане в значительной степени развились строительный и обслуживающий сектора. Выгоду от этого получили как частные, так и государственные компании.
Выполнение всей этой работы значительно усилило нашу страну. Естественно, получив эти ресурсы, в частности, финансовые ресурсы, мы и сами стали вкладывать инвестиции как внутри страны, так и за рубежом. Это тоже реалии сегодняшнего Азербайджана, признак нашей успешной политики. Инвестиции, вложенные нами не только внутри страны, но и за рубежом, исчисляются миллиардами. В Турции, Грузии, Украине и других странах ждут наших инвестиций. Азербайджан и его Государственная нефтяная компания демонстрируют свои возможности в качестве надежного партнера. Мы принимаем все меры для углубления сотрудничества. Вложенные нами за рубежом миллиардные инвестиции обеспечивают интересы Азербайджана. В будущем это принесет нам еще большие доходы, так как все эти инвестиции опираются на экономические факторы. То есть это инвестиции коммерческой направленности. Мы знаем, что получим еще большую прибыль. Но не сегодня, а через 5, 10 лет. Поэтому с этой точки зрения данные инвестиции имеют очень большое значение. Это средства, вложенные в будущее Азербайджана. Будущие поколения увидят результаты инвестиций, вложенных сегодня, увидим их и мы.
Наряду с этим, особое значение имеют инвестиции, вложенные в нефтегазовый сектор Азербайджана, в частности, в морские месторождения. Все мы хорошо знаем, что порой средства, вложенные в новое месторождение, не оправдывают себя. Азербайджан подписал несколько контрактов о долевом разделе. Некоторые из них не принесли успеха. Однако Азербайджанское государство не понесло от этого ни малейшего ущерба, так как все эти инвестиции являлись обязательством зарубежного партнера. Было пробурено несколько скважин, которые оказались сухими. Но Азербайджан опять же ничего не потерял от этого, так как эти расходы понесли зарубежные партнеры.
Поэтому предложение и инициатива Государственной нефтяной компании о проведении разведочных работ на месторождении «Умид» за свой счет и собственными силами были рискованными, но в то же время говорили о том, что мы уже способны на это. Мы хорошо знаем все возможности Каспия. Опыт и знания наших геологов отнюдь не отстают и даже, говорю это точно, превышают опыт геологов ведущих нефтяных компаний. Об этом свидетельствуют неудачные разведочные работы, проведенные в последние годы некоторыми иностранными компаниями. Я хочу напомнить об опыте месторождения «Абшерон». Хорошо помню, как в то время, когда месторождение «Абшерон» было в первый раз охвачено контрактом, наши геологи и лично Хошбахт муаллим говорили, где должна быть пробурена скважина. К сожалению, тогда противоположная сторона не придала этому значения. Заложили скважину в другом месте, затратили миллионы, десятки миллионов средств, а скважина оказалась сухой. Но, несмотря на это, мы, наши геологи знали, что месторождение «Абшерон» обладает большими запасами. Через несколько лет другая компания проявила интерес, и вновь был заключен контракт по месторождению «Абшерон». Надеюсь, что очередные разведочные работы на месторождении «Абшерон» будут успешными, и наши газовые запасы значительно увеличатся.
Еще раз хочу сказать, что разведка и будущая разработка месторождения «Умид» имеют особый смысл. Это — историческое событие. Государственная нефтяная компания Азербайджана проделала эту работу за свой счет. У нас есть как технические, так и финансовые возможности. Обеспечивается также наш доступ к любым объемам зарубежных финансовых ресурсов. Я очень рад, что месторождение «Умид» оправдало наши надежды. Некоторое время назад мне была предоставлена информация о предварительных результатах разведочных работ, идущих на месторождении «Умид». Это позволило мне сказать недавно: мы ожидаем обнадеживающих вестей с месторождения «Умид». Но ждем, чтобы эта информация была уточнена, после чего сделаем заявление о разведке и объявим о том, что азербайджанские нефтяники открыли в Азербайджане новое крупное газовое месторождение. Конечно, это событие вызовет большой интерес не только в Азербайджане, но и за его пределами. Это свидетельствует еще и о том, что Азербайджан стал крупной газовой страной. Мы уже прославились в мире как нефтяная страна. На очередном этапе — в XXI веке Азербайджан скажет и уже говорит свое слово в мире как газовая страна.
Выдвинутые нами инициативы и реализуемые проекты уже стали оказывать влияние на мировой газовый рынок. У нас есть диверсифицированная газовая сеть. У нас четыре газопровода, по которым наш газ может транспортироваться и фактически транспортируется в любом направлении. В случае принятия дополнительных мер объем транспортировки газа в этих направлениях может значительно увеличиться.
До сих пор мы с абсолютной точностью заявляли, что подтвержденные запасы газа в Азербайджане находятся на уровне 2 триллионов кубометров. И добавляли, что, возможно и скорее всего, этих запасов еще больше. Будущая разработка месторождения «Умид» еще раз подтверждает эти слова. Два триллиона — это, как говорится, очень скромная цифра. Мы никогда никому не давали ложной информации о наших ресурсах, ничего не преувеличивали. Напротив, возможно, мы с осторожностью говорили об имеющихся ресурсах, чтобы всегда быть точными. Поэтому доверие к нашим словам на международной энергетической арене очень высоко.
Словом, открытие месторождения «Умид» — это большое событие. Я хочу поздравить всех граждан, специалистов, участвовавших в этой работе, и выразить им свою признательность. У этого месторождения очень большое будущее. Сейчас вы сообщите предварительную информацию о запасах. Однако наш опыт показывает, что первоначальная цифра впоследствии всегда корректируется. Помню, как в первых сообщениях о запасах месторождения «Азери» — «Чыраг» — «Гюнешли» говорилось о том, что они составляют 511 миллионов тонн нефти. Тогда я даже немного удивлялся: почему 511, как можно так точно знать?! Однако затем жизнь сама показала, что запасы месторождения «Азери» — «Чыраг» — «Гюнешли» составляют не 511 миллионов тонн, а превышают 1 миллиард тонн. Они могут превышать один миллиард, составлять 1,5 миллиарда, а может, и больше. Это покажет жизнь. Никто не может знать этого.
Поэтому я уверен, что предварительная информация о запасах месторождения «Умид» в результате предстоящей работы будет откорректирована и открытие нового газового месторождения мирового масштаба окажет положительное влияние на мировой газовый рынок. Возможности Азербайджана еще больше расширятся, наш газовый экспорт еще более возрастет. В прессе появляется порой неточная, а порой искаженная информация о запасах газа в Азербайджане. Уверен, что открытие месторождения «Умид» положит конец всем этим пустым разговорам.
Еще раз сердечно поздравляю вас с этим прекрасным событием.
Выступая на встрече, президент Государственной нефтяной компании Азербайджанской Республики Ровнаг АБДУЛЛАЕВ сказал:
— Господин Президент, большое спасибо за оценку, данную Вами труду нефтяников.
Во время разработки месторождения «Умид» Вы, господин Президент, всегда были рядом с нефтяниками, поддерживали нас. Сегодня особый день, и я могу с гордостью доложить Вам, что в период, когда мир был охвачен кризисом, мы с Вашего благословения, при Вашей поддержке приступили к этой работе. Начали работу в блоке «Умид» — на месторождении, которое специалисты считают рискованным и очень сложным. За короткий период — в течение двух лет — были получены результаты. Сейчас мы уже с уверенностью говорим, что в Азербайджане открыто крупное газоконденсатное месторождение.
Ваше Превосходительство, позвольте от имени нефтяников выразить Вам нашу признательность, поздравить Вас. Это Ваш успех, господин Президент! Если бы не было Вашей поддержки, мы не сумели бы добиться таких результатов.
qqq
Первый вице-президент ГНКАР Хошбахт Юсифзаде проинформировал главу государства о технико-экономических показателях ряда месторождений природного газа в азербайджанском секторе Каспийского моря. Говоря о месторождении «Умид», которое азербайджанские нефтяники открыли еще в советские времена, Хошбахт Юсифзаде отметил:
— Месторождение «Умид» находится в 75 километрах от Баку, на расстоянии 40 километров от суши. В 1953 году здесь впервые были проведены геофизические работы, которые в 1972 году были повторены в несколько усовершенствованном виде. Затем с 1977 по 1992 годы мы пробурили здесь 9 скважин. Ни одна из них не дошла до этого горизонта, мы не сумели освоить месторождение.
Наконец, решили с Вашей помощью и с Вашего благословения сами пробурить здесь скважину. Сейчас Государственная нефтяная компания — это не та компания, которая была в 1994 году. Сейчас у Государственной нефтяной компании есть и финансовые средства, и технические, технологические возможности. Тем не менее стоял вопрос освоения новой техники. Поэтому это был большой риск.
Здесь я хочу отметить два момента. Вообще, разведочную скважину не бурят с платформы. В мире нет такой практики. С платформы скважины бурят лишь для определения границ открытого месторождения. Но на месторождении, которое еще не открыто полностью, разведочную скважину с платформы не бурят. Все здешние скважины были пробурены с плавучих буровых установок типа «Хазар», которые способны вести работу на глубине 60—70 метров.
Вначале мы думали использовать плавучие буровые установки. Затем подсчитали, что если пробурим с платформы, то это будет дешевле. Но получилось примерно в два раза дороже. Поэтому платформа — это риск. Здесь нашей второй большой работой стало то, что эту платформу мы спроектировали для 6 скважин. Позитивная сторона этого заключалась в том, что после бурения скважины с плавучей буровой установки работа на этом заканчивается, но поскольку здесь есть платформа, сейчас получение хорошего результата с одной скважины означает, что мы можем пробурить еще 5 скважин. Процесс бурения шел в сложных условиях, с трудом. Но мы достигли цели, сумели открыть 5-й горизонт. Наличие 5-го горизонта означает, что здесь непременно есть 6-й, 7-й, 8-й горизонты.
На основании полученных геофизических данных и результатов анализа образцов породы мы можем со стопроцентной уверенностью сказать, что открыли здесь крупное месторождение. Сейчас мы можем решительно заявить, что здесь имеются 200 миллиардов кубометров газа и 30—40 миллионов тонн конденсата. Согласно информации, полученной пока от этой скважины, общие запасы составляют 250 миллиардов кубометров.
Сейчас перед нами стоит задача открыть на этом месторождении 8-й горизонт. При бурении первой скважины мы накопили определенный опыт. Пробурить здесь вторую скважину нам, конечно же, будет легко. На первой скважине наши специалисты учились, так как такого в нашей практике не было. Что обещает нам результат, который мы получили на этой скважине? Я не хочу много говорить, уважаемый Президент. Во-первых, мы должны продолжить разведочные работы на этом участке, пробурить и другие скважины.
Однако один из самых важных вопросов заключается в следующем: перспективность этой скважины доказывает, что здешнее месторождение «Бабек» вдвое больше месторождения «Умид». Получение хорошего результата на месторождении «Умид» означает, что перспективность месторождения «Бабек» в два раза больше. Поскольку в этой структуре месторождение «Бабек» расположено ниже, его запасы вдвое больше. То есть если запасы месторождения «Умид» составят 200 миллиардов кубометров, то на месторождении «Бабек» они составят 400 миллиардов, или если они на «Умиде» будут равны 300 миллиардам кубометров, то на «Бабеке», соответственно, составят 600 миллиардов кубометров. Сейчас на месторождении «Умид» у нас одна скважина. Эта скважина пробурена на участке моря, где глубина составляет 170 метров. Иншаллах, после сдачи этой скважины в эксплуатацию с Вашей помощью мы продолжим нашу работу. Считаю, что если мы добьемся хороших результатов, то и опыта приобретем больше, и работу на месторождении «Бабек» выполним сами.
В целом, на основе полученных результатов я могу с уверенностью сказать, что если у нас есть 2 триллиона кубометров подтвержденных запасов газа, то будет и, как минимум, 2 триллиона кубометров перспективных запасов.
qqq
Подводя итоги встречи, Президент Ильхам АЛИЕВ сказал:
— Большое спасибо за интересную презентацию. Я тоже абсолютно согласен с тем, что в дальнейшем мы должны сами разрабатывать и месторождение «Бабек». Помню, что вначале эти месторождения были в одном блоке — «Умид» — «Бабек». Интерес иностранных компаний к этим месторождениям также был очень большим. Очень хорошо, что мы сохранили эти месторождения и сейчас выполняем всю работу сами. Конечно, мы должны сами проделать всю работу и на месторождении «Бабек». Как вы отметили, мы и опыт накопили, и уже с большой долей вероятности можно сказать, что там тоже будет проведена разведка. То есть мы уже сейчас можем говорить об этом, это точно. Поэтому открытие месторождения «Умид» по существу приводит к открытию очень крупных газовых месторождений.
Сегодняшний день останется в истории как день большой разведки Государственной нефтяной компании. Надеюсь, что в ближайшее время будет завершена и вся другая работа, и мы получим там первый газ. Во всяком случае, это будет через несколько лет. Но мы уже точно знаем, что месторождение «Умид» внесет свой вклад в газовый потенциал Азербайджана. Еще раз хочу сказать, что наша роль на газовых рынках Европы и мира возрастет.
Азербайджан добьется еще большего развития и в нефтяной, и в газовой, и во всех других сферах. Перед нашей страной открываются очень радужные перспективы, мы смотрим в будущее с огромным оптимизмом. И основная причина этого в том, что в нефтегазовой промышленности Азербайджана ведется такая прекрасная работа. Азербайджанские нефтяники, как всегда, вносят самый ценный вклад в развитие страны.
Я очень рад, что месторождение «Умид» было открыто в период независимости. Если бы оно было открыто в 1950-х или
1970-х годах, то, возможно, газ оттуда уже давно был бы выкачан. Это тоже историческая справедливость. Азербайджан внес такой вклад в мировую нефтяную промышленность. Мы внесли огромный вклад. Если бы во время Второй мировой войны не было азербайджанской нефти, то ее итоги могли быть совершенно иными. То, что эти месторождения остались неприкосновенными, — это большой дар, ниспосланный нам Аллахом. Сегодня эти месторождения служат независимому Азербайджану и будут усиливать нашу страну на протяжении последующих десятилетий. Еще раз поздравляю вас.
АзерТАдж
Бакинский рабочий.-
2010.- 25 ноября.- С.2.