ИНТЕРВЬЮ ПОСЛА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В АЗЕРБАЙДЖАНЕ ВЛАДИМИРА ДОРОХИНА ИНФОРМАЦИОННОМУ АГЕНТСТВУ АПА

 

— Будет ли отличаться государственная граница между Россией и Азербайджаном от той, которая была в бытность СССР?

— Внутри СССР не было государственных границ. Были так называемые административные границы. Они обозначались на картах, но не наносились на местности. После распада СССР входившие в него республики договорились, что как независимые государства при установлении между собой государственных границ они будут ориентироваться именно на эти — административные. Так произошло и между Россией и Азербайджаном. Линия государственной границы, договор о которой был подписан в ходе недавнего визита Президента РФ Дмитрия Медведева, это — за очень небольшими исключениями — линия административной границы, существовавшей некогда между РСФСР и Азербайджанской ССР.

 

  — Некоторые российские СМИ, в частности, дагестанские, накануне визита Президента России Дмитрия Медведева в Баку писали, что граница на некоторых участках с правого (азербайджанского) берега реки Самур будет перенесена на серединную линию этой реки, опасаясь, что в этом случае Самурский гидроузел окажется под полным контролем Азербайджана. Какие изменения произошли на самом деле?

— После распада СССР Самурский гидроузел находился, как вы говорите, «под полным контролем» Азербайджана. Но азербайджанская сторона организовывала его работу так, чтобы в должной степени учитывать интересы всех водопользователей, в том числе в России, в Дагестане. Серьезных проблем из-за воды Самура между нами никогда не было. Договор о линии прохождения государственной границы де-юре закрепляет существующую ситуацию. Самурский гидроузел остается на территории Азербайджана. При этом азербайджанская сторона предложила его совместное использование с Россией. Российская сторона получила, таким образом, дополнительную гарантию того, что ее интересы на Самуре будут и впредь учитываться в полном объеме. Это и есть суть того компромисса, который позволил решить, пожалуй, самую сложную проблему в процессе делимитации границы между Россией и Азербайджаном.

— Что подразумевает соглашение между правительствами двух стран о рациональном использовании и охране трансграничной реки Самур?

— Обратите внимание на то, что статус реки Самур определен как трансграничный. Это вполне однозначное международно-правовое понятие. Существует специальная международная конвенция о статусе рек, которые протекают через несколько государств. Конвенция обязывает эти государства при решении всех вопросов обязательно учитывать интересы друг друга. Соглашением по Самуру Россия и Азербайджан конкретизировали для себя эти международно-правовые нормы. Это первое.

Второе это то, что соглашение определяет механизм совместной эксплуатации Самурского гидроузла в интересах водопользователей двух стран.

— Как будет распределяться вода реки Самур, в каких пропорциях?

— Это вопрос скорее к специалистам-водникам. Со своей стороны могу сказать, что соглашение четко определяет параметры совместного использования водных ресурсов Самура. Уверен, оно станет надежной основой для того, чтобы все вопросы, связанные с водой, как и раньше, решались по справедливости, на основе взаимности и дружеского учета интересов друг друга.

— Когда начнется строительство нового моста через Самур, кто будет его строить?

— Хотелось бы, чтобы это произошло как можно скорее. Раньше дело стояло из-за отсутствия договоренности о линии прохождения границы. Было неясно, кто должен отвечать за мост. Теперь, когда стороны четко определены, какие объекты находятся под российской юрисдикцией, а какие — под азербайджанской, для начала работ уже нет никаких юридических препятствий.

 

Сайт посольства России

Бакинский рабочий.- 2010.- 22 сентября.- С.3.