НОВРУЗ МАМЕДОВ:

«ПОЗИЦИЯ ОБСЕ И ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА ВЫЗЫВАЕТ СОЖАЛЕНИЕ»

 

ИНТЕРВЬЮ С ЗАВЕДУЮЩИМ ОТДЕЛОМ ПО ВНЕШНИМ СВЯЗЯМ

АДМИНИСТРАЦИИ ПРЕЗИДЕНТА АЗЕРБАЙДЖАНА НОВРУЗОМ МАМЕДОВЫМ

 

— Прокомментируйте, пожалуйста, заявление, с которым Постоянный Совет ОБСЕ выступил по поводу акции, проведенной 2 апреля азербайджанской оппозицией, а также заявление Европейского Союза в связи с общественно-политической ситуацией в Азербайджане.

— На этот вопрос можно дать один  ответ, тем более что я уже однажды высказывал свое мнение по данному поводу. Честно говоря, позиции ОБСЕ и Европейского Союза, помпезность, с которой эти организации сделали свои последние заявления, вызвали у меня большое удивление и одновременно сожаление.

 

Удивление вызывает тот факт, что, придавая столь серьезное значение такому, казалось бы, незначительному событию, представители стран — членов ОБСЕ и ЕС собрались, приняли скоропалительные решения и оперативно растиражировали свои заявления. Невольно задаешься вопросом, какую основную цель преследуют эти заявления? Хотелось бы отметить, что я не увидел справедливого подхода к данной теме. Вот если бы представители государств — членов ОБСЕ и ЕС собрались для всестороннего, справедливого изучения вопроса и выразили объективное мнение, то в этом случае было бы трудно в чем-нибудь возразить их позиции.

Однако ситуация такова: даже корреспонденты оппозиционной газеты «Азадлыг», в день проведения акции с утра до вечера проводившие мониторинг на улицах Баку, сообщали о том, что на улицы столицы вышли всего 250—300 человек. Как известно, если кто-то хочет провести собрание и выразить свое мнение, то для этого им необходимо собраться в одном месте, а какую картину можно было наблюдать на улицах азербайджанской столицы 2 апреля? Собравшись несколькими группами по 10—15 человек на заполненных отдыхающими жителями столицы улицах Баку, выражавшие протест лица подняли шум, продемонстрировали грубость, хулиганство, насилие, действия, доходящие порой до вандализма, пытаясь добиться поставленных задач.

Думается, что европейские дипломаты понимают истинные цели подобных действий. Однако, закрыв глаза на все это, они подняли вопрос совсем в другой плоскости, что действительно вызывает сожаление.

Они могли бы отметить, что азербайджанские власти отвели несколько мест для проведения этой акции протеста. Невольно возникает вопрос, почему европейские дипломаты не призывают оппозицию проводить свои мероприятия в разрешенных, специально отведенных для этого местах? Это, с одной стороны, позволило бы увидеть, в чем заключается реальная сила оппозиции, сколько у нее сторонников, а с другой — помогло бы оппозиции выразить свою позицию.

Ведь, скажем, если двое на улице затевают драку друг с другом, то уже через пару минут вокруг дерущихся собирается толпа зевак человек в 50. Но это не означает, что все собравшиеся являются сторонниками дерущихся.

Нам ясна основная цель акции, проведенной радикальной оппозицией. Ее хорошо понимают и представители европейских государств. Как известно, в разных точках планеты сегодня происходят известные события, и основной целью представителей радикальной оппозиции Азербайджана является подражание силам, реализующим в различных мировых регионах  политику противостояния, чтобы достичь своих целей.

Не имея других возможностей, ресурсов, радикальная оппозиция пытается «ловить рыбу в мутной воде», использует подобные мероприятия для того, чтобы спровоцировать в Баку беспорядки, недовольство, тем самым в определенной мере вновь оказаться в центре внимания.

Отмечу, что происходящие сегодня в арабском мире процессы мы переживали в течение нескольких лет на стыке восьмидесятых—девяностых годов прошлого века. Мы уже пережили эти процессы, мы  вели борьбу во имя нашей свободы, фундаментальных ценностей.

С другой стороны, находящиеся во главе радикальной оппозиции люди прекрасно понимают, что являются сегодня политическими трупами, знают, что ныне им не под силу возглавить какое-нибудь движение и продвигать его вперед, народ и общество им не верят. Однако, несмотря на это, они упорно не хотят отказываться от избранного ими пути и пытаются, так сказать, реанимировать себя в какой бы то ни было ипостаси.

Но я хочу заявить, что такими методами они не смогут добиться желаемого. С этой точки зрения поспешные заявления ОБСЕ и Евросоюза по этому вопросу, несомненно, вызывают удивление и сожаление.

— Как вы прокомментируете информацию оппозиционных СМИ о том, что лидеры радикальной оппозиции, готовящейся к проведению новых акций, встретились с представителями 20 иностранных посольств?

— Во-первых, сколько бы оппозиция ни собиралась проводить акций, это не представляет для нас никакой опасности. Я уже выше отметил, что сегодняшняя оппозиция не имеет никакой социальной базы и способна лишь на то, чтобы заниматься провокациями.

Во-вторых, конечно же, этот вопрос не может не вызывать у нас определенных мыслей. Заявление оппозиции о том, что ее руководители провели встречи с представителями 10—15 иностранных посольств для обсуждения каких-то вопросов, тоже вызывает у нас удивление.

Обращаясь к представителям посольств зарубежных государств, хотелось бы сказать, что если они выступают за справедливость, то пусть представят нам свои конструктивные предложения по решению армяно-азербайджанского, нагорно-карабахского конфликта. Мы готовы обсуждать с ними вопросы международного сотрудничества в рамках проводимой Азербайджаном внешней политики, скажем, касающиеся налаживания диалога цивилизаций, сотрудничества в энергетической сфере, борьбы с терроризмом. Однако складывается такое мнение, что они не хотят всего этого видеть, и, к большому сожалению, предпринимаемые ими шаги не могут быть восприняты однозначно.

У нас нет причин для беспокойства. Азербайджанский народ, избравший Ильхама Алиева Президентом страны, верит и поддерживает его.

— А что вы думаете по поводу заявлений оппозиционных кругов о возникновении и наличии в Азербайджане напряженной ситуации?

— Я даже не хотел бы комментировать подобные утопические заявления, которые делаются для того, чтобы чувствовать себя комфортнее. Вот увидите, даже если будет предпринята еще одна попытка провести акцию, к ней вновь никто не присоединится.

С другой стороны, хотелось бы обратить ваше внимание на события, сопровождающиеся беспорядками, происходящие сегодня в различных странах. Если отправиться туда и поговорить с местным населением, то можно убедиться в том, что последние события откинули каждую из этих стран на 10—20—30 лет назад в своем развитии. Жители этих государств сожалеют о том, что произошло у них в стране.

Определенная группа лиц инспирировала эти процессы, предприняла шаги, необходимые для достижения своих целей, а что будет дальше с народом — им неинтересно. К сожалению, дальнейшая судьба населения этих стран не интересует ни тех, кто стоял за этими событиями внутри самих государств, ни тех, кто руководил ими из-за рубежа.

— Как известно, Организация Объединенных Наций в ряде случаев очень оперативно реагирует на те или иные внутригосударственные и межгосударственные процессы, что находит отражение в реакции этой организации. Мы следим за происходящими в мире политическими событиями и сами являемся свидетелями этого. Как, по-вашему, по какой причине ООН придерживается политики двойных стандартов и почему  в этой организации все еще продолжают хранить молчание по карабахскому вопросу?

— Вы правильно ставите вопрос. Азербайджан более 20 лет живет в условиях войны, в условиях неразрешенного конфликта. Соседнее государство оккупировало 20 процентов территории нашей страны.

Все международные организации и государства признают территориальную целостность Азербайджана. Однако основной вопрос заключается в том, что сегодня мы имеем полное право ждать от Запада справедливой позиции по данному вопросу, так как Запад позиционирует себя сегодня в качестве защитника справедливости. Но, к сожалению, это, порой, вызывает множество вопросов, однозначно ответить на  которые не получается.

Сегодня существуют силы, управляющие и ООН, и ОБСЕ. Скажем, что представляет собой ОБСЕ, и с какой целью она создавалась? ОБСЕ — это Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, то есть главнейшей ее задачей является обеспечение безопасности и сотрудничества в Европе. И совершенно не понятно, по какой причине все это «загоняется в угол», и почему представители этой организации с помпезностью выступают с заявлением по поводу проведения акции, в которой оппозиции не удалось собрать даже 500 человек.

Если ОБСЕ действительно считает своей целью обеспечение безопасности и сотрудничества, то пусть выступит с заявлениями по поводу продолжающейся в течение 20 лет оккупации азербайджанских территорий. Но они не делают таких заявлений, и это нас очень волнует. Нам хотелось бы знать причину всего этого.

С другой стороны, вы отметили наличие некоторых вопросов относительно Организации Объединенных Наций и ОБСЕ. К примеру, реакция ООН на события в Ливии. Сегодня можно открыто говорить о том, что вслед за определенными событиями страны — члены ООН оперативно собираются и, даже если нет полного кворума, принимают решение, и вечером того же дня резолюция Совета Безопасности ООН выполняется.

И вновь возникают вопросы о том, что в течение 20 лет своего исполнения ждут другие 4 резолюции Совета Безопасности ООН, принятые по оккупированным азербайджанским территориям, а по  резолюции по Ливии к реальным действиям приступили в тот же день.

А потом вдруг спохватились, увидев, что это, возможно, неверный, не до конца продуманный шаг. И, если все это внимательно и всесторонне изучить, то может быть мы найдем ответ на вопрос, где все-таки принцип справедливости?

Запад всегда говорит о фундаментальных ценностях. Но ведь первой, наиглавнейшей фундаментальной ценностью для всего мира является принцип справедливости. Очень жаль, что этот принцип сегодня, практически, предается забвению.

В определенных вопросах, как правило, превалируют чьи-то интересы, продвижение которых перечеркивает принцип справедливости и параллельно с ним — другие фундаментальные принципы. Это, конечно же, не может быть нами принято.

— Не только ООН, но и некоторые другие международные организации в течение долгих лет продолжают относиться к Азербайджану с позиции двойных стандартов. Порой они даже демонстрируют предвзятое отношение к нам. Можно ли в этом случае говорить о том, что различные международные организации выполняют одну и ту же функцию?

— Знаете, возможно, сегодня это явно проявляется во многих аспектах, но я не хотел бы подробно останавливаться на этом вопросе. Однако отмечу, что к такому заключению приходят и международные эксперты, в том числе специалисты из США и Европы, утверждающие, что сегодня существует созданная рядом государств структура, сеть, стремящаяся управлять происходящими в мире процессами.

Естественно, что в этом случае во главу угла ставятся интересы этих стран, что приводит к тому, что обеспечиваемые международным правом принципы существуют только лишь на бумаге и в форме пустых заявлений, а на «передовой линии фронта» возникают другие принципы, оказывающие воздействие на все мировые процессы. И американские, и европейские эксперты открыто заявляют о том, что международное право сегодня служит  интересам ограниченного круга государств, а все остальные страны остаются вне поля его действия.

— Одной из основных задач нынешнего визита сопредседателей Минской группы ОБСЕ в регион является расследование причин убийства армянским снайпером 9-летнего азербайджанского мальчика Фариза Бадалова. Что ожидает официальный Баку от результатов этого расследования?

— В целом, как я уже сказал, мы ожидаем от Запада справедливой позиции. Принцип справедливости является наиважнейшим, так сложилось исторически. И наши сегодняшние ожидания связаны именно с этим.

С этой точки зрения мы хотим, чтобы сопредседатели Минской группы ОБСЕ представили механизм необходимых мер воздействия на армянскую сторону. Иначе никак невозможно оказать воздействие на Армению и решить конфликт конструктивно, мирным путем. Но, к сожалению, пока подвижек в этом направлении нет.

Наши ожидания также связаны с предпринимаемыми сопредседателями Минской группы ОБСЕ последними шагами, в том числе совершенными в рамках полевой оценочной миссии на оккупированные азербайджанские земли.

Они связаны также и с происходящими на линии фронта событиями,  с необходимостью проведения расследования в связи с убийством маленького мальчика из снайперской винтовки. Демонстрация сопредседателями Минской группы ОБСЕ справедливой, отражающей реалии позиции очень важна не только для Азербайджана, но и для них самих, и для всего мира в целом.

Однако с сожалением приходится констатировать, что в связи с такими вопросами мы пока  не были свидетелями проведения всестороннего, объективного расследования. Но,  думается,  мы должны быть оптимистичными в этих вопросах, потому что волю к этому демонстрируют азербайджанский народ и наш Президент. Уверен, мы достигнем поставленных нами целей.

— А что вы можете сказать по складывающейся сегодня ситуации в вопросе решения армяно-азербайджанского, нагорно-карабахского конфликта?

— Нам хорошо известно о прошедшей недавно встрече президентов Азербайджана и Армении. Затем состоялся визит в регион сопредседателей Минской группы ОБСЕ, которые в эти дни вновь прибудут на Южный Кавказ.

Поэтому давайте подождем и посмотрим, что они доложат  Президенту Азербайджана по поводу проводимой ими работы, а потом, в случае необходимости, прокомментируем этот вопрос.

 

Бакинский рабочий.- 2011.- 13 апреля.- С.3.