МУГАМ ЗАВОЕВЫВАЕТ МИР
В последние годы азербайджанская музыка, и в частности родной нам древний мугам, по праву считающийся жемчужиной Востока, все чаще звучит в концертных залах многих стран мира, становясь огромным событием в их культурной жизни. И это совсем не случайно: известно, какую серьезную, а главное, плодотворную, направленную на пропаганду мугама, весьма самобытного искусства нашего народа, деятельность ведет Фонд Гейдара Алиева, и прежде всего его президент, посол доброй воли ЮНЕСКО и ИСЕСКО, первая леди Азербайджана Мехрибан ханум Алиева.
Именно по ее инициативе и при огромной поддержке Президента Азербайджана Ильхама Алиева в нашей столице уже дважды проводился Международный фестиваль мугама, второй из которых прошел совсем недавно. Мысленно возвращаясь в те дни, вспоминая состоявшиеся в рамках фестиваля концерты с участием не только азербайджанских музыкантов, но и исполнителей из ряда стран Европы, Америки и Азии, мы с гордостью думаем о том, что воспринимаемый на самом высоком уровне азербайджанский мугам торжественно шествует по миру, завоевывает его, воистину становясь золотым фондом мировой культуры.
Мы горды и тем, что, являясь мощной ветвью азербайджанской народной музыки и достигнув, как считают специалисты, в художественном смысле ценной формы музыкального выражения, азербайджанский мугам включен в список ЮНЕСКО «Шедевры устного и нематериального наследия человечества». Многие выдающиеся классические музыканты — пианисты, скрипачи, виолончелисты — с удовольствием, с большим мастерством и пониманием исполняют ныне произведения, написанные на мугамно-мелодической основе. В этом нетрудно было убедиться посетив хотя бы один из концертов, состоявшихся в дни второго фестиваля в камерном зале Азербайджанского государственного музея искусств имени Р.Мустафаева, ставшего по-настоящему ярким, запоминающимся событием.
Среди выступивших на концерте были признанные музыканты из Канады, страны, где интерес к азербайджанской культуре настолько высок, что здесь в соответствии с международным глобальным проектом «Восток — Запад. Запад — Восток. Музыка за мир во всем мире», при участии членов азербайджанской диаспоры регулярно проводятся вечера азербайджанской музыки и мугама, на которых исполняются замечательные сочинения выдающихся композиторов нашей страны — Узеира Гаджибейли, Кара Караева, Джовдета Гаджиева, Фикрета Амирова. Профессор Королевской консерватории в Торонто, художественный директор Международного Ниагарского фестиваля, скрипач Атис Банкас, живущая в Канаде профессор Московской консерватории, пианистка Нина Коган, это наш канадский соотечественник, композитор и дирижер, заслуженный деятель искусств Азербайджана Исмаил Гаджиев, возглавляющий камерный оркестр «Шелковый путь» — все они принимали участие в недавнем фестивале в качестве его почетных гостей и успешно выступили на нем. На концерте показал свое яркое исполнительское искусство также известный американский кеманчист и тарист, активный пропагандист азербайджанского мугама на Западе Джефри Вербах, а также талантливый музыкант-канонист из Швейцарии, который, демонстрируя свою любовь и преданность Востоку и его изумительному искусству, принял азербайджанское имя и стал Джалаладдином Вейсом. Выступила в концерте и заслуженная артистка Азербайджана, профессор Бакинской музыкальной академии, талантливая пианистка Егяна Ахундова.
Каждый из них считает большим счастьем для себя прикоснуться в своем творчестве к мугаму, как к чему-то очень возвышенному.
Вот что сказал Атис Банкас: «Мугам стал неотъемлемой частью моей творческой жизни, он значительно раздвинул грани духовно-философского постижения мною мироздания…»
«А для меня мугам, — это уже Нина Коган, — самая совершенная музыкальная структура и форма, в которых отражены все нюансы, все глубины человеческой души…
Я стремлюсь почувствовать все тонкости мугама. Надеюсь, участие в Бакинском фестивале поможет мне в этом…»
Хотелось бы отметить особую роль Исмаила Гаджиева в пропаганде как азербайджанской симфонической музыки, так и азербайджанского мугама на Американском континенте. Пожалуй, в немалой степени ему принадлежит заслуга в том, что азербайджанская музыкальная культура ныне стала достоянием музыкальной общественности не только Канады, где он живет, но и чуть ли не всей Америки, — нередко и по его личной инициативе она довольно широко представляется в Вашингтоне, Нью-Йорке и других городах Соединенных Штатов Америки. В самой Канаде к нашей музыке проявляется большой интерес и со стороны официальных лиц, подчас высокого государственного ранга. Среди них, к примеру, премьер Онтарио Дальтон Макгинти, министр культуры Мишель Чан, мэр Ниагары, лорд Герри Борроу. Они с любовью и пониманием относятся ко всем проводимым в городах их страны культурным акциям, связанным с Азербайджаном, создавая самые благоприятные условия и возможности для всесторонней пропаганды богатств культурного наследия азербайджанского народа.
На концерте, который упомянут выше, кроме произведений корифеев нашей музыки, а также мугамов «Раст», «Шур», «Сегях», «Баяты-Шираз» и других, к удивлению многих прозвучали и сочинения выдающегося норвежского композитора Грига. А дело в том, что, как известно музыкальному миру, норвежский мелос удивительно напоминает мелодический рисунок азербайджанского мугама, языком которого будто сам Творец вещает человечеству о великом смысле бытия, морально-нравственных постулатах вселенской жизни, о вечности и смерти…
Говоря о значении мугама, как феномена древней азербайджанской культуры, его философскую основу следует, наверное, искать в Коране. Ведь, как утверждается в этой главной книге мусульман, «любое творчество есть отражение духовного уровня автора того или иного произведения». Вот и в музыке только человек, переживающий совершенные чувства, может быть их выразителем, может передать их слушателю, зарядить его духом совершенства.
Непреходящую роль и духовную ценность азербайджанского мугама, как мы уже отмечали, подчеркивают многие деятели мировой культуры. Думаю, небезынтересно будет познакомиться с мнением еще некоторых из них.
Профессор Роберт Слис, заведующий кафедрой восточной музыки Йоркского университета Торонто, будучи в Баку и услышав мугам в блестящем исполнении своего земляка Банкаса, решил непременно повторить его выступление у себя в университете. Он подчеркнул также профессиональное мастерство участников фестиваля мугама, продемонстрировавших утонченный вкус и глубокое проникновение в музыкально-философскую палитру исполняемых ими произведений азербайджанских композиторов, созданных на мугамной основе.
Самым великим достижением мировой музыкальной культуры — и по глубине содержания, и по совершенству формы — считает азербайджанский мугам представитель Культурного фонда Ага-Хана, доктор искусствоведения, участвовавший в Международном фестивале мугама в Баку в качестве члена жюри конкурса Вильям Смил из Сан-Франциско. «Ведь не случайно великий Бах в самом расцвете своего Гения пришел к написанию знаменитой ре-минорной «Токкаты и фуги» в полном музыкально-ладовом соответствии с азербайджанским мугамом «Баяты-Шираз». Бах интуитивно пришел к мугаму, как к своей творческой вершине», — считает он.
И мы, азербайджанцы, не можем не гордиться этим. Ведь мугам — это часть нашей жизни, часть нас самих, и, оставляя его в наследие будущим поколениям, мы передаем им и частичку нашей души, нашего духа.
Эльмира АЛИЕВА
Бакинский рабочий.-
2011.- 13 апреля.- С.4.