ФУАД АЛЕСКЕРОВ:

«ПРОТИВОПРАВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ БУДУТ И ВПРЕДЬ ПРЕСЕКАТЬСЯ»

 

Интервью с заведующим отделом по работе с правоохранительными органами Администрации Президента Азербайджана Фуадом АЛЕСКЕРОВЫМ.

— За последний месяц оппозиция несколько раз пыталась провести несогласованные акции. Каково ваше отношение к этому?

— В течение последних нескольких недель некоторые радикальные оппозиционные силы пытались провести в Баку сопровождающиеся оскорбительными призывами и насилием акции, а 2 апреля на Площади Фонтанов ими были совершены действия, приведшие к грубому нарушению общественного порядка, нормальной деятельности транспорта, учреждений, управлений и организаций. Одним из озвучивавшихся в акциях лозунгов было обвинение правительства в том, что оно не ведет борьбы с коррупцией.

В связи с этим хотел бы сказать, что в стране проводятся серьезные мероприятия по борьбе с коррупцией, и в этой области уже достигнут ряд очень важных результатов.

 

Как отметил Президент Азербайджанской Республики господин Ильхам Алиев во время встреч с населением различных регионов страны, сегодня перед нами стоит задача превращения Азербайджана в современное, развитое государство. Для обеспечения высокого уровня экономического развития и социального благосостояния в стране ведется серьезная борьба с коррупцией. На заседании Кабинета Министров, прошедшем 12 апреля и посвященном итогам социально-экономического развития в первом квартале 2011 года, Президент подчеркнул, что усиление борьбы с коррупцией и взяточничеством дает прекрасные результаты. Эта политика будет продолжена. Это — наш сознательный выбор, и проводящиеся меры получают высокую оценку народа.

В данных обстоятельствах лица, пытающиеся провести акцию вышеуказанным образом и с означенными лозунгами и нарушающие общественный порядок, преследуют цели воспрепятствовать развитию Азербайджана, бросить тень на проводимую правительством политику государственного строительства и реформ, отвлечь государственные органы и жителей города от их повседневной деятельности, а также нарушить существующую в стране общественно-политическую стабильность.

В то же время эти цели проявятся еще отчетливее, если рассмотреть «стратегию проведения акций» этих лиц. Вместо того чтобы согласовать место и дату проведения собрания с Исполнительной властью города Баку, они пытались в виде небольших групп нарушить общественный порядок в месте, не указанном в обращении, и даже в нескольких местах одновременно. А после задержания группы лиц за незаконные, насильственные действия, они объявили акцию «состоявшейся». В данном случае не может идти и речи о свободе собраний.

Согласно соответствующим международным соглашениям, важнейшим условием при реализации свободы собраний является их мирный характер. Если собрание явно сопровождается насилием или же в преддверии акции в СМИ и Интернете озвучиваются призывы к осуществлению во время массовой акции незаконных действий против государственных органов и даже даются инструкции о том, как оказывать сопротивление государственным органам, исполняющим обязанности по защите общественного порядка, то это собрание никак нельзя назвать мирным.

Кроме того, должен учитываться и прежний «яркий» опыт сил, проводящих эти акции. Все помнят произошедшие в октябре 2003 года события, сопровождавшиеся нанесением тяжких телесных повреждений людям, большим ущербом имуществу и нарушением общественного порядка. Лица, желающие проводить сегодня новые акции, в свое время были привлечены к ответственности за организацию  тех событий. Видимо, они не желают оставить свои старые привычки.

— Как регулируется законодательством осуществление свободы собраний?

— В 49-й статье Конституции Азербайджанской Республики закреплено право каждого, заблаговременно оповестив соответствующие государственные органы, совместно с другими мирно и без оружия собираться, проводить собрания, митинги, демонстрации. С целью регулирования осуществления этого права был принят Закон «О свободе собраний». В то же время, в связи с переходом общественно-политических отношений на новый этап в результате экономического развития нашей страны, положения этого Закона были усовершенствованы, а в итоговом заключении Венецианской комиссии по данному Закону было отмечено его соответствие европейским стандартам.

Хочется подчеркнуть, что свобода собраний не является абсолютной и может в определенной степени ограничиваться. В соответствии с Законом «О свободе собраний» это право может быть ограничено в различных формах, в том числе в форме изменения даты и места собрания.

В Законе, наряду с указанием мест, проведение собраний в которых ограничивается, также отмечается, что соответствующие органы исполнительной власти должны выделить в каждом городе и районе специальные места для проведения собраний, демонстраций и митингов. Список мест, выделенных для проведения собраний в Баку, был составлен Исполнительной властью города и опубликован в прессе.

В то время как законодательные акты в нашей стране совершенствуются в соответствии с развитием общественно-политических отношений, другие акты также должны носить динамичный характер. Так, к примеру, одним из мест, выделенных в Баку для проведения собраний, является «площадь» перед кинотеатром «Тебриз». Однако после того как список был утвержден, на этой территории произошли значительные изменения. В результате совершенствования дорожно-транспортной инфраструктуры в нашей стране, в том числе в столице, на большинстве участков были созданы новые дорожные узлы. Через территорию перед кинотеатром «Тебриз» также проходит используемая большим количеством транспортных средств современная, широкая дорога, и поэтому проведение в этом месте какого-либо собрания просто невозможно.

В связи с этим отмечу, что одним из важных вопросов при рассмотрении возможного ограничения свободы собраний является соразмерность возможных ограничений. В решении Европейского Суда справедливости по делу в отношении Австрии было отмечено, что запрет проведения собраний на дороге с большим объемом перевозок может считаться обоснованным.

Поэтому при ограничении какого-либо права следует определять баланс между конфликтующими интересами. Нельзя оставить большую часть Баку без транспорта, нарушив тем самым нормальный порядок жизни и деятельности, а также права тысяч людей лишь для обеспечения свободы собрания 200—300 человек.

— Как вы оцениваете связанное с этим заявление Евросоюза?

— В связи с заявлением, озвученным на Постоянном Совете ОБСЕ от имени Европейского Союза, хочу отметить, что данное заявление носит необъективный и односторонний характер, потому что эта структура получает информацию о происходящих в нашей стране процессах лишь из оппозиционных источников. В заявлении говорится, что задержанные за нарушения общественного порядка лица якобы были привлечены к ответственности за осуществление свободы мирных собраний. Однако еще раз повторю, что вышеуказанные акции отнюдь не носили мирный характер.

Мы ожидаем от Евросоюза соблюдения принципов объективности во время опубликования того или иного заявления. В связи с этим особо хотелось бы довести до внимания позицию Европейского суда по правам человека.

Так, по мнению Европейского суда, выраженному в его решении по делу против Великобритании, основой для запрета проведения собраний на определенной территории может стать то, что прежде организованные какой-либо организацией в этом месте собрания не носили мирного характера и приводили к нарушению общественного порядка.

В решении по другому делу против Швейцарии Страсбургские органы заявили, что само применение процедуры согласования в связи с осуществлением свободы собрания не означает нарушения этого права. Данная процедура должна выполняться государственными органами для обеспечения мирного характера собрания.

Согласно Закону «О свободе собраний», лица, организующие любое собрание, должны в письменной форме заранее оповестить об этом соответствующий орган исполнительной власти в целях согласования с соответствующим органом исполнительной власти его места и времени для принятия в связи с проведением предусмотренного собрания необходимых мер. Т.е. эта норма Закона соответствует как положениям международных договоров, так и опыту большинства стран. Поэтому тот факт, что политические партии, действующие в государстве, которое руководствуется принципом верховенства закона, используют определение «санкционированный митинг» и заявляют, что в Европе «понятия «санкционированный митинг» не существует», вызывает, по меньшей мере, удивление.

— Что вы можете сказать по поводу информации о пытках, которым якобы подвергались участники акций?

— Вообще, оппозиция искажает понятие пыток. Применение силы органами полиции, осуществляющими задачи по защите общественного порядка, никак нельзя назвать пытками. Согласно законодательству, органы полиции имеют право применять силу и даже специальные средства для разгона несогласованного собрания. Если участник собрания не подчиняется законному требованию полиции и оказывает сопротивление, более того, совершает нападение на сотрудника полиции, в этом случае, конечно же, сотрудник полиции должен применить законную силу. В таких случаях люди могут получить и телесные повреждения. Однако это никак нельзя назвать пытками или избиением. Поэтому искусственный ажиотаж и дезинформация, распространяемые некоторыми СМИ, не имеют никаких оснований.

Лица, стремящиеся нарушить общественно-политический порядок, должны знать, что государственные органы будут осуществлять все необходимые меры по предотвращению противозаконных деяний, защите верховенства закона и обеспечению нормальной жизни общества.

 

Бакинский рабочий.- 2011.- 15 апреля.- С.4.