АЛИ ГАСАНОВ:
«ПРАВА ГРАЖДАН НА
СВОБОДУ СОБРАНИЯ,
ЗАКРЕПЛЕННЫЕ КОНСТИТУЦИЕЙ И СООТВЕТСТВУЮЩИМ
ЗАКОНОМ, ПОЛНОСТЬЮ
ОБЕСПЕЧИВАЮТСЯ»
Интервью с заведующим отделом по общественно-политическим вопросам Администрации Президента Азербайджанской Республики Али ГАСАНОВЫМ
— Одним из самых обсуждаемых вопросов последних лет является вопрос обеспечения в стране норм, отраженных в Законе «О свободе собрания». Высказываются мнения, что в период выборов свобода собрания и вопрос о месте проведения массовых акций регулируются Избирательным кодексом АР, а в остальное время этот вопрос регулируется указанным Законом. Разделяете ли вы данную позицию как представитель правящей партии и власти?
— В принципе, эта позиция верна. Лично я тоже считаю, что в каждой стране определенные вопросы, в том числе вопрос о свободе собрания и прочие аналогичные вопросы, решаются в соответствии с ее внутренним законодательством. «Игра без правил», если можно так выразиться, нигде не считается нормальным явлением во внутренней жизни государства. Существуют законодательные акты о свободе собрания и Избирательный кодекс, имеются также прочие вопросы, создающие определенные правовые рамки, используя которые, граждане реализуют свои права. В противном случае, если права одного человека будут ущемлять права другого, в обществе могут возникнуть определенная анархия, хаос.
Право на свободу собрания в Азербайджане является конституционным правом людей, и это право соблюдается и реализуется гражданами, что, в свою очередь, поощряется властями. Однако, как не бывает «игры без правил», так и в данном случае реализация этого права регулируется соответствующим Законом «О свободе собрания», в соответствии с которым места проведения собраний, где создаются необходимые условия для реализации данного права, согласовываются с соответствующими исполнительными властями.
— Если не ошибаюсь, в последний раз изменения в Закон «О свободе собрания» были внесены во время референдума, прошедшего в марте 2009 года. С этой точки зрения, ожидается ли в ближайшее время повторное внесение дополнений и изменений в вышеуказанный Закон?
— Не думаю, что это произойдет в нынешний период. Этот Закон был в свое время разработан совместно с экспертами Совета Европы, после чего был проведен соответствующий мониторинг. Эксперты пришли к мнению, что Закон вполне отвечает европейским стандартам, так что его повторное изменение не стоит в повестке.
— Как вы считаете, обеспечивается ли сегодня в целом в Азербайджане свобода собрания?
— Права граждан на свободу собрания, закрепленные Конституцией и соответствующим Законом, полностью обеспечиваются, что абсолютно устраивает граждан. Однако в то же время это не устраивает определенные радикальные круги, которые, как видим, переступая через этот Закон, стремятся реализовать свои амбиции и, как следствие, сталкиваются при этом лицом к лицу с правоохранительными органами.
— Определенные оппозиционные силы озвучивают в парламенте предложения по проведению конституционных реформ, связанных с расширением полномочий Кабинета Министров, в частности, премьер-министра. Есть ли, на ваш взгляд, в этом необходимость?
— По правде говоря, до сих пор я не видел, чтобы эти предложения выдвигались кем-либо в серьезной и настойчивой форме. Рамки полномочий и парламента, и премьер-министра определены в Конституции Азербайджана. Эти рамки опираются на принцип разделения властей, и пока что мы не сталкивались с какими-либо серьезными жалобами в связи с недостатком или избытком данных полномочий. Кто-то может озвучивать собственное мнение на сей счет, ведь, как известно, сколько в обществе людей, столько и мнений, однако мне не кажется, что сегодня под этими предложениями существуют серьезные основания.
— Как вы считаете, осуществляется ли сегодня законодательным органом полноценный контроль над процессом исполнения законов?
— Было бы лучше спросить об этом у соответствующих представителей парламента, однако отмечу, что они имеют право контролировать исполнение законов. Функция контроля над исполнением законов остается за парламентом, и он осуществляет этот контроль. В то же время не только парламент, но и другие структуры — и законодательные, и исполнительные, и судебные органы страны — в рамках своих полномочий, согласно принципу разделения властей динамично функционируют, взаимно дополняя работу друг друга.
— Как вы оцениваете проводящиеся реформы в судебной сфере?
— Судебная система является одной из тех сфер, где в последние 3 года было проведено больше всего реформ. Проводятся реформы по повышению прозрачности и динамичности деятельности в этой сфере, обеспечению независимости судов и судей, определению принципов подотчетности и общественного контроля. Считаю, что все эти процессы будут завершены в будущем. Положение в этой области постоянно улучшается, уменьшается число определенных беспокойств и недовольств, наблюдавшихся в этой системе в прошлом.
— Можно ли считать, что азербайджанские суды и судьи полностью независимы?
— Несомненно, в Азербайджане создана законодательная, правовая база, необходимая для обеспечения независимости судов. Однако независимость судов не измеряется лишь законодательными актами и правовыми рамками, она зависит и от профессионализма судей, и от отношения граждан к судам, и от соблюдения ими прочих судебных процедур. Все это формируется постепенно. Так же, как для формирования демократического мировоззрения людей требуется определенное время, и в данном вопросе необходимо время для формирования полной независимости судов и принципов уважения судебных решений в обществе.
— Одним из вопросов, время от времени обсуждаемых в обществе, является вопрос о необходимости усовершенствования института адвокатуры в Азербайджане. Отмечается, что число адвокатов в стране на сегодняшний день не соответствует потребностям общества.
— Несмотря на то, что данный вопрос не входит в сферу моей деятельности, я не вижу в этом каких-либо проблем. Если в стране ощущается необходимость в увеличении числа адвокатов, это может быть реализовано соответствующими структурами. В случае необходимости могут быть внесены изменения и в соответствующие законодательные акты, ведь законы не являются чем-то неизменным. Если действительно имеет место подобная необходимость, с этим не будет никаких проблем. Власти готовы создать все необходимые условия по данному вопросу.
— Одним из озвученных в парламенте предложений является вопрос создания в Милли Меджлисе института постоянного представительства Президента. Каково ваше мнение на сей счет?
— Честно говоря, о подобном предложении я слышу впервые. Мы не проводили серьезного изучения по данному поводу. Однако в случае возникновения необходимости я не вижу для этого никаких серьезных препятствий. Если граждане посчитают, что в парламенте должен быть представитель Президента, и будет дано соответствующее обоснование, не будет никаких причин возражать против этого.
— А как обстоят дела по вопросу об изменении, обновлении Закона «О политических партиях», а также финансирования партий государством? Может ли он в ближайшее время быть вынесен на повестку?
— В настоящий момент ничего конкретного по этому вопросу не могу сказать. Однако и в связи с этим вопросом поступают предложения. Руководители некоторых политических партий, представленных в парламенте, обратились по этому вопросу с письмом к господину Президенту. Имеются предложения о принятии подобного закона, пересмотре Закона «О политических партиях», по точному определению законодательных рамок, связанных с институтом политических партий, и финансированию партий государством. Однако то, когда этот вопрос будет рассмотрен парламентом и какое в связи с этим будет принято решение, относится к полномочиям парламента.
Бакинский рабочий.-
2011.- 22 апреля.- С.2.