ХАДЫ РАДЖАБЛИ:
«ВОПРОС
ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ СПРАВКИ ЛИЦАМИ,
ЗАКЛЮЧАЮЩИМИ БРАК, ОБЯЗАТЕЛЬНО ДОЛЖЕН
НАЙТИ СВОЕ ОТРАЖЕНИЕ
В СЕМЕЙНОМ КОДЕКСЕ»
Интервью с председателем Комитета по социальной политике Милли Меджлиса Азербайджанской Республики, доктором политических наук Хады Раджабли.
— Ожидается ли в ближайшей перспективе повышение пенсий и заработной платы, особенно у работников социальной сферы — образования, здравоохранения? И, пожалуйста, несколько слов о предстоящих изменениях в государственном бюджете.
— Действительно, как и в последние годы в связи с профицитом в 2011 году ожидаются изменения в бюджетном пакете. Сейчас мы готовимся к обсуждению этого вопроса и весьма вероятно, что в мае текущего года в бюджет будут внесены некоторые изменения.
В то же время, как вы знаете, Президент Ильхам Алиев недавно побывал в различных регионах страны и во время одной из встреч сообщил о предполагаемом повышении пенсий и заработной платы. Возможно, этот вопрос найдет свое решение после изменений в бюджете. Но, в любом случае, повышение заработной платы и пенсий предусматривается и ожидается.
— Как вы считаете, может ли повышение зарплат способствовать борьбе с коррупцией, которая в настоящее время ведется в Азербайджане?
— Знаете, я бы не ставил знак равенства между повышением заработной платы и борьбой против коррупции. Хотя, конечно же, высокая заработная плата способствует отдалению людей от подобного рода негативных фактов. Однако нельзя утверждать, что между этими фактами имеется прямая связь. Борьба против подобных явлений зависит от каждого человека, каждого индивидуума и, прежде всего, эту борьбу надо начинать с самого себя. Здесь важно отметить, что повышение зарплат приведет к положительным изменениям в социальной сфере, росту материального благосостояния наших граждан.
— На фоне всего этого возможно ли и ожидается ли внесение изменений в законодательство, связанное с пенсионным обеспечением?
— И это не исключается. Вообще, процесс законотворчества — это область, постоянно подвергающаяся изменениям, совершенствованию. С этой точки зрения не исключается внесение некоторых дополнений и изменений и в законодательные акты, связанные с пенсионным обеспечением граждан.
— Некоторое время назад на обсуждение вашего комитета было вынесено положение, предусматривающее включение в Семейный кодекс вопроса предоставления медицинской справки лицами, заключающими брак. Не только в вашем комитете, но и в обществе данный вопрос вызвал серьезные обсуждения...
— Очень сожалею, что некоторые круги и печатные органы постарались извратить суть этого вопроса.
В прессе даже появилась информация о моем «отношении» к вопросу, совершенно не соответствующая действительности. Но и тогда, и сейчас я остаюсь при мнении, что вопрос предоставления медицинской справки лицами, заключающими брак, обязательно должен найти свое отражение в Семейном кодексе. Скажите, пожалуйста, что предосудительного в том, что требуется предоставление справки о состоянии здоровья лиц, собирающихся создать семью? Напротив, по-моему, самое предосудительное, я бы даже сказал, преступно то, что о болезни одного из вступающих в брак не осведомлены будущий супруг или супруга. В таком случае, несчастными становятся оба лица. Поэтому еще раз подчеркиваю, этот вопрос должен найти отражение в Семейном кодексе.
— Когда будут вынесены на обсуждение проекты законов, предусматривающие серьезные изменения в Семейном и Трудовом кодексах? Ожидается ли в ближайшее время обсуждение проектов законов, связанных с повышением предельного возраста вступающих в брак, заключением соглашения о собственности между лицами, готовящимися создать семью?
— Во-первых, отрадно, что когда речь идет об изменениях в законах, процессах законотворчества, многие из вопросов непосредственно касаются Семейного и Трудового кодексов. Эти вопросы постоянно находятся в поле зрения и под контролем нашего комитета. Можно сказать, каждый год мы проводим мониторинги Семейного и Трудового кодексов, изучаем позиции всех заинтересованных сторон — депутатов, рядовых граждан — и получаем интересные предложения. В то же время, пытаемся использовать в своей деятельности наиболее приемлемые предложения. Отмечу, что одними из вопросов, стоящих в повестке дня комитета, являются и изменения в Семейном и Трудовом кодексах. Наряду с этим, сообщу, что в ряду изменений, предусмотренных в Семейном кодексе, одним из главных является повышение возрастного предела для ранних браков, особенно у девушек, в том числе вопрос заключения соглашения о собственности между лицами, вступающими в брачный союз. Но дело в том, что существуют различные, иной раз не совпадающие предложения, позиции о повышении возрастного предела. Некоторые предлагают повысить этот предел с 17 до 18 лет, другие настаивают на сохранении прежнего предела. Лично я считаю, что возрастной предел для раннего брака должен быть повышен с 17 до 18 лет. Кстати, такое положение закреплено в международной практике. В любом случае, заключительное решение по этому вопросу будет вынесено после очередных обсуждений. Это вопрос, в котором нельзя допускать поспешности.
— Какие проекты законов, предусмотренные для вынесения на обсуждение парламента, в настоящее время находятся в вашем комитете?
— Как известно, в плане законодательных работ нашего комитета и весенней сессии есть проект законодательного акта «О социальных услугах». Известно, что уже несколько лет в Азербайджане формируется институт работников сферы социальных услуг. Для создания правовой базы этого института, обеспечения эффективности работы ощущается потребность в принятии соответствующего законодательного акта. Вот почему мы разработали и представили закон «О социальных услугах». Наряду с этим, в повестке дня комитета есть и проект закона «О правах пациентов». Вот уже несколько лет этот вопрос серьезно обсуждается, и мы, как парламентский комитет, считаем, что проект этого закона как социальный заказ общества должен быть подготовлен, вынесен на обсуждение и принят Милли Меджлисом. Отмечу, что в конце апреля—начале мая планируется вынести этот вопрос на обсуждение комитета. Есть и другие проекты законов, но не хотелось бы опережать события. Когда наступит время, о них узнают и общество, и средства массовой информации.
— А предусматривается ли разработка проекта закона, связанного со статусом жертв террористических актов, то есть уравнение их прав со статусом шехида?
— Этот вопрос тоже находится в повестке дня. Неоднократно на заседаниях комитета мы обращались к нему, затрагивали различные аспекты, и мнение большинства заключается в том, что проект закона должен быть усовершенствован с правовой точки зрения. Не могу указать точно время, но в ближайшей перспективе ожидается подготовка проекта этого закона и вынесение его на обсуждение парламента. Если хотите знать мое мнение, считаю, что жертвы террористических актов должны быть приравнены к статусу шехида.
Бакинский рабочий.- 2011.- 26 апреля.- С.3.