ДИРЕКТОР ПРОЕКТА «МИЛЛЕНИУМ»: «ОСНОВНОЙ ЦЕЛЬЮ

НАШЕГО МОЗГОВОГО ЦЕНТРА ЯВЛЯЕТСЯ СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ

ДЛЯ ВСЕСТОРОННЕГО АНАЛИЗА, ОХВАТЫВАЮЩЕГО ВЕСЬ МИР»

 

Интервью 1news.az с директором проекта «Миллениум» («Тысячелетие») Джеромом Клейтоном Гленном.

 

— Расскажите о проекте «Миллениум» и работе над индексом состояния будущего Азербайджана.

— Проект «Миллениум» — это глобальный мозговой центр, имеющий свои представительства в 40 странах мира. Определенные организации, с которыми мы имеем дело на местах, привлекают к сотрудничеству ведущих экспертов и носителей идей, представленных в различных секторах, в том числе в государственных, деловых, корпоративных кругах, и в других сферах. Именно при их участии готовятся наши обозрения. Каждый из них может предложить конкретный проект, который может быть реализован во всем мире.

 

Несколько лет назад проект «Миллениум» выступил с инициативой организации в Азербайджанском экономическом университете курсов футурологии, и сегодня здесь преподают специалисты из разных регионов мира. Первым проектом в направлении футурологических исследований в Азербайджане стала работа над подготовкой индекса состояния будущего Азербайджана (AZ-SOFI), то есть оценки 10-летней перспективы развития страны в 2011—2020 годах на основе данных 20-летней истории независимого Азербайджана. Это явилось новшеством для вашей страны, новой концепцией и  не только для Азербайджана, но и для многих других стран мира. Ранее индексы состояния будущего были подготовлены для Китая, Кувейта, Турции, ЮАР и других государств.

— Вы перечислили ряд стран. Как возник интерес к Азербайджану?

— Прежде всего, проект тысячелетия «Миллениум» является уникальным мозговым центром. Это — не мозговой центр по какой-то определенной стране, вопросу или же идеологии. Мы создали центр для всего современного человечества. Для нас не имеет значения, где вы живете, — в Тель-Авиве или Тегеране. Проект является мозговым центром для всех людей, для всей цивилизации — здесь каждый может выступить с предложениями.

Вы спрашиваете: «Почему Азербайджан?» Отвечаю: «А почему Азербайджан не может быть в центре наших интересов?» Для нас нет разницы. Мы пишем и о большом Китае, и о небольшом Кувейте, то есть основной нашей целью  является создание условий для всестороннего анализа, охватывающего весь мир. Вот, скажем, очень сложно собрать представителей всех стран за одним столом и обсуждать всем вместе какой-то общий вопрос, а этот национальный проект и предлагаемая мозговым центром методология заключаются в формировании системы мышления, в которой участвовали бы представители различных государств. Это — основная наша цель. Индекс состояния будущего Азербайджана — это, конкретно, видение вашей страны. Мы будем стремиться совершенствовать это обозрение в будущем.

 

— На основе данных предыдущих 20 лет развития Азербайджана, при вашем участии были подготовлены и представлены перспективы развития нашей страны на ближайшие 10 лет. Нас ожидает в ближайшем будущем позитивное развитие? Какие риски будут угрожать Азербайджану, в каком направлении вы прогнозируете дальнейшее развитие страны?

— Подготовленный анализ недостаточно идеален. Идея — в том, что мы делаем свои прогнозы, но основная задача заключается в том, что мы должны найти переменные величины, которые могут быть причиной развития или, наоборот, задержки. Наша основная задача состоит в определении этих переменных величин. Как происходит процесс их поиска? Мы проводим опрос среди членов экспертной группы на предмет того, какие переменные величины, на их взгляд, могут быть важными, и на основе их экспертного заключения  рассматриваем основные переменные величины, которые могут воздействовать на будущее развитие. Вначале небольшая группа экспертов предложила эти переменные величины, а затем более ста участников опроса рассмотрели их и высказали свои мнения, поделились своими оценками. В процессе обсуждения участвовали как азербайджанские, так и зарубежные эксперты.

— В известном фильме Стивена Спилберга «Назад в будущее» герои, путешествуя во времени, предпринимают попытки откорректировать будущее. Ваша деятельность направлена на это?

— Да, идея похожа — мы пытаемся определить будущее, а потом говорим о том, каким оно может быть. Мы заранее размышляем о том, что необходимо предпринять, чтобы его несколько видоизменить, откорректировать в нужном направлении. Во время опроса у экспертов не спрашивали конкретно о том, каким будет состояние экономики, образования, медицины, других сфер в Азербайджане. Им задавался вопрос: каким, в целом, в будущем будет ситуация в Азербайджане, какие перемены могут произойти? Основной группой экспертов, участвовавших в исследовании, изначально были  выбраны 20 переменных показателей, описывающих состояние Азербайджана, и 24 — событий, влияющих на развитие страны. Затем расширенной группой экспертов посредством онлайн-анкетирования в реальном времени по методике Дельфи была произведена оценка этих переменных и показателей.

В вашей стране наблюдается достаточное развитие, и в следующие 10 лет индекс состояния будущего Азербайджана ожидается на уровне 2,9%. Правда, развитие будет происходить медленнее, чем в предыдущие 20 лет, уровень которого оценен в 4,24%. Поэтому мы постарались определить причины замедления, и думаем о том, как добиться повышения процента индекса развития, о применении в этом направлении новых программ, инноваций, способных изменить мышление людей с тем, чтобы ускорить рост индекса состояния будущего. Для чего мы все это делаем? Если человек не желает меняться, если будет жить, руководствуясь старым образом мышления, то и процессы развития не изменятся. Ведь развитие общества и вообще всех процессов зависит от внедрения людьми тех или иных идей, технологий, поэтому мы должны искать и применять новые методы развития. Необходимо вместе сесть и обсудить, как внедрить новую образовательную, медицинскую системы, какие механизмы применять, чтобы ускорить достижение прогресса в этих и других сферах.

— Оценка индекса состояния будущего Азербайджана составляет 4,24% за минувшее двадцатилетие и 2,9% — на десятилетие вперед. Как вы, основываясь на этих индексных данных, могли бы оценить уровень состояния будущего Азербайджана по сравнению с аналогичным показателем других государств и регионов?

— Этот вопрос требует обращения к очень важному аспекту. Мы применяем три разновидности индекса состояния будущего. Первое: мы делаем общемировое обозрение состояния будущего с учетом уровня безработицы в мире, мирового экономического развития и т.д. Второй вид: определяем сравнительный уровень индекса состояния будущего в различных странах, выбираем переменные величины для этих стран и сравниваем их показатели. И третье: индекс определяется непосредственно со стороны каждого государства, в том числе — и то, какие направления важны для его развития в будущем, после чего мы их оцениваем.

Возможно, для кого-то представляет интерес проведение сравнительного анализа индекса состояния будущего разных стран, однако это не так существенно, как определение индекса состояния будущего своего государства. К примеру, очень важным аспектом является питьевая вода. Скажем, для Финляндии проблемы с водой не существует. Ее там достаточно. А вот энергетические ресурсы для Финляндии — это проблема, в то время как для Азербайджана — нет, так как здесь достаточно энергоресурсов. Если мы решим сравнивать индексы будущего Азербайджана и Финляндии, то должны отталкиваться от одинаковых переменных величин. Однако указанные мною переменные величины представляют для двух этих стран отличное по важности значение.

Скажем, можно сравнивать ВВП различных стран, так как этот компонент подсчитывается с учетом одинаковых переменных величин. Но для определения индекса состояния будущего одинаковых переменных величин не существует, потому что каждая страна самостоятельно выявляет для себя свои важные переменные величины, и каждое государство имеет свои важные переменные величины, могущие влиять на его будущее развитие. Например, в случае с Азербайджаном необходимо говорить о состоянии ненефтяного сектора экономики. Это — важная переменная величина для определения индекса развития будущего вашей страны. А, скажем, в Финляндии состояние ненефтяного сектора не имеет особого значения при определении индекса состояния будущего страны. Поэтому когда они определяют индекс состояния будущего, то не используют состояние ненефтяного сектора в качестве переменной величины. Вот и выходит, что сравнивать индексы различных стран не получается.

— Могли ли результаты оценки индекса состояния будущего для Азербайджана быть больше указанных 4,24% и 2,9%? Оказывает ли на эти показатели воздействие армяно-азербайджанский, нагорно-карабахский конфликт?

— При определении индекса состояния будущего Азербайджана учитывалась ситуация, складывающаяся сейчас вокруг нагорно-карабахского конфликта, то есть состояние «ни войны, ни мира», и на этом основании выводилась оценка. Если будет мир, то индекс поползет вверх. Если будет широкомасштабная война, то показатель индекса будет опускаться вниз.

— Как, в целом, вы можете оценить место Азербайджана на мировой арене с политико-экономической точки зрения?

— Если честно, то эту оценку вашей стране вынесут в Совете Безопасности ООН. Азербайджан имеет уже новый статус в ООН и соответствующие этому статусу обязанности. В этом процессе помощь вашей стране может оказать определенное проектом «Миллениум» Состояние Будущего для всего мира. Это те вопросы, по которым Азербайджан будет озвучивать свою позицию и  участвовать в голосовании в качестве непостоянного члена Совбеза ООН. Речь идет о 15 глобальных вызовах (Устойчивое развитие и изменение климата. Чистая вода. Население и ресурсы. Демократизация. Долгосрочные перспективы. Глобальное сращивание информационных и коммуникационных технологий. Разрыв между богатыми и бедными. Вопросы здоровья. Способности принятия решения. Мир и конфликт. Статус женщины. Транснациональная организованная преступность. Энергия. Наука и технологии. Глобальная этика — Р.Б.), и Азербайджан как член СБ ООН должен будет думать, как решать проблемы, связанные с ними. И, возможно, местные аналитики будут привлечены к процессу выработки Азербайджаном своего решения по вопросу, какую позицию необходимо по этому поводу занимать.

Каждому из этих вызовов посвящена одна страница, то есть 15 страниц по 15 проблемам. Эти вопросы затронуты и на региональном уровне, то есть еще 15 страниц, итого: 30 страниц, а есть еще остальная часть обозрения, имеющаяся на CD — 1500 страниц, содержащих детальную, доскональную информацию.

— То есть, насколько я понял из ваших слов, членство в Совбезе ООН приведет к росту Индекса развития будущего Азербайджана?

— Конечно. Абсолютно верно.

 

Расим БАБАЕВ

Бакинский рабочий.- 2011.- 2 декабря.- С.1, 5.