67 лет вдали от
родины
В эпоху сталинского режима политическим репрессиям подвергались многие видные деятели советского государства, а также целые народы бывшего Союза. В их числе ахысхинские турки, жившие в Грузии до 14—15 ноября 1944 года. По приказу Сталина свыше 90 тысяч населения — в основном мусульмане Месхетии — было сослано в степи Казахстана, Узбекистана, Киргизии и Туркмении. Депортированных разместили по 8—10 семей в товарных вагонах 57 эшелонов и везли целый месяц. В дороге от голода и холода умерли 17 тысяч человек, на станциях по пути их следования оставались сотни трупов.
В начале ноября 1944 года районы компактного проживания турок были блокированы советскими войсками, объявлено военное положение, а на рассвете
15 ноября развернулась депортация мирного населения. За несколько дней из 220 сел были депортированы 125 тысяч человек — 115 тысяч турок, 7 тысяч курдов и 3 тысячи хемшин. В это время 46 тысяч ахалцихских турок сражались на фронтах Второй мировой войны, из них 26 тысяч погибли, а вернувшиеся домой, в том числе сотни награжденных орденами и медалями за мужество и отвагу, включая 8 Героев Советского Союза, были высланы в места депортации.
По официальной информации НКВД, к середине декабря 1944 года было выселено 92.307 человек, из них 18.923 — мужчины (старики и инвалиды), 27.399 — женщины, 45.085 — дети до 16 лет.
9 декабря 1944 года, после 22-дневного следования в Ташкентскую область прибыли первые эшелоны с депортированными гражданами. Перед отправкой им было сказано взять с собой провизию на три дня, а вынужденное путешествие продлилось более трех недель. Обездоленные люди ехали в разбитых товарных вагонах без еды и теплой одежды.
По данным НКВД СССР, на июнь 1948 года умерли 14.895 человек. А в действительности, только за первые 6 месяцев 1945 года погибли 37 тысяч человек, в том числе 17 тысяч детей. Люди, ограниченные в свободе передвижения, ущемленные в социальных и гражданских правах, были расселены в селах республик Средней Азии и Казахстана. В течение 12 лет они жили в статусе спецпереселенцев, в условиях комендантского режима, в обстановке полного бесправия и произвола. Но даже такие испытания и лишения не сломили дух народа.
Дальнейшая их судьба нам уже известна из трагической истории турок-месхетинцев. Они пережили лихие годы ссылки, но это не искоренило мечту возвратиться в родные края.
Судьба месхетинцев волновала и руководство СССР. По указанию Никиты Хрущева в 1959 году значительная часть месхетинцев из республик Средней Азии переехали в Азербайджан и поселились в Саатлинском, Сабирабадском, Сальянском и других районах республики.
После развала бывшего Союза представители угнетенного народа не раз ставили вопрос о возвращении на историческую родину. Об этой проблеме уже знают во многих странах мира, в Грузии создана и действует правительственная комиссия по репатриации турок-месхетинцев. Однако и за годы независимости власти Грузии все еще не решили судьбу некогда депортированных семей, которые живут надеждой на возвращение. Следует отметить и то, что в Грузии приняты законы, в соответствии с которыми создаются все условия для возвращения на родину депортированных народов. Однако этот процесс продвигается медленно, что вызывает недовольство у представителей национальных меньшинств.
Трагической дате была посвящена пресс-конференция, состоявшаяся недавно в Международном пресс-центре, в которой приняли участие представители интеллигенции объединения ахысхинских турок. Открывший ее руководитель объединения Сабир Джамилов рассказал, как 67 лет назад по указанию Сталина турки-месхетинцы были сосланы в степи Казахстана, Узбекистана и Киргизии. Сотни активистов, боровшихся за восстановление справедливости и возвращение на родину, навечно остались в степях Средней Азии и Казахстана.
Затем участники конференции минутой молчания почтили память тех, кто не дожил до нынешних дней.
Цель проведения конференции — еще раз вспомнить тягостные годы ссылки, продемонстрировать мировой общественности высокое чувство любви месхетинцев к родной земле, заявить, что они готовы вернуться на родину. Затем слово было предоставлено свидетелям тех событий. Первым выступил аксакал, юрист Бекир Мамоев:
— В тот день, когда началась высылка нашего народа, мне было всего семь лет. Отец и все мои родственники мужского пола ушли на фронт и сражались с фашистами. В 2 часа ночи нас собрали в школе, где провели собрание и дали всего два часа на сборы. А потом под покровом ночи 5—6 семей с легкой поклажей погрузили на машины и повезли на станцию. Эти дни невозможно забыть, а когда вспоминаешь, волосы встают дыбом. На дворе было холодно, голодный скот ревел в хлеву. Нас привезли на станцию и разместили в товарных вагонах. Эшелоны направлялись в степи Казахстана, Узбекистана, Киргизии.
Моему поколению выпало тяжелое детство, в этой ссылке мне не удалось увидеть близких родственников, они все умерли. Молодые свидетели репрессий против нашего народа, несмотря на удары судьбы, выжили. А многие семьи солдат, ушедших на войну, не вынесли страданий и погибли от голода и холода. Продуктов не было, питались одними отрубями. Я, как и многие мои соотечественники, пережил эти тяжелые годы ссылки. У меня одно пожелание: всем туркам нужно объединиться, чтобы совместными усилиями бороться за возвращение на родину.
Вспоминает архитектор Нуреддин Цациев:
— В то время, когда началась депортация нашего народа, мне было 13 лет. Я расскажу вам о причинах этой ссылки, с чего она началалсь. В 1918 году была создана Азербайджанская Демократическая Республика. В Армении руководителем партии дашнаков был Семен Варатян. После того как Наримана Нариманова перевели в Москву, в Зангезурском районе под руководством С.Варатяна были уничтожены 1200 азербайджанцев. Когда его хотели арестовать, армяне вывезли его в США, где он стал секретным агентом департамента по делам Ближнего Востока. Именно он советовал Анастасу Микояну и Иосифу Сталину выслать всех жителей Кавказа, потому что «все эти земли принадлежат Армении». После этого идея о высылке ахысхинских турок была реализована в 1944 году.
В то время наши соотечественники жили в 140 селах, расположенных в живописных регионах Грузии. Переселить огромное количество людей на повозках или автомобилях было практически невозможно. Железная дорога была проложена только до Боржоми, а до наших поселков и сел оставалось 50—60 километров. Поэтому в 1938 году начали строить железную дорогу и закончили этот проект в 1943 году. Скажу откровенно, до этого времени к нашему народу не было доверия со стороны советского государства, по этой причине нас не брали на службу в армию. Однако перед войной стали брать всех. После завершения строительства железной дороги начали депортировать население.
В работе конференции принял участие руководитель производственного кооператива села Ахысха Сабирабадского района Гатам Меджидов, с которым мне удалось поговорить. В этом селе компактно живут сотни семей ахысхинских турок. После земельной реформы они создали свой производственный кооператив, занимаются растениеводством, животноводством. Производственный кооператив работает прибыльно. У них нет никаких проблем, они их решают сами, но живут надеждами на возвращение на свою историческую родину.
Выступавшие акцентировали внимание на возвращении на родные земли, в Республику Грузия. Как подчеркнул руководитель объединения Сабир Джамилов, правительство Грузии осуществляет меры по возвращению турок на родину. Решением правительственной комиссии 75 человек получили статус репатрианта, этот список будет увеличен. Еще 5600 турок в последующие годы будут добиваться возвращения на родину. Участники конференции обратились к мировой общественности с просьбой поддержать процесс возвращения турок в родные края. Отметим, что в настоящее время 30 семей турок-ахысхинцев уже вернулись в Грузию.
Зейтулла ДЖАББАРОВ
Бакинский рабочий.-
2011.- 16 декабря.- С.6.