Адиль Алиев: «Богатые запасы горючих сланцев

и природных битумов — не только альтернатива нефти,

но и ценное сырье для производства многих продуктов»

 

«Грязевые вулканы Азербайджана  — источники природных богатств» — такова была тема опубликованного в «БР» 22 октября интервью с руководителем отдела грязевого вулканизма Института геологии НАНА, доктором геолого-минералогических наук, профессором,  заслуженным деятелем науки Адилем Алиевым. В ходе той беседы была затронута и тема использования в азербайджанской промышленности нетрадиционных   топливно-энергетических источников углеводородного сырья — горючих  сланцев и природных битумов, представляющих собой большую ценность. По проведенным учеными подсчетам, в Азербайджане — около 600 млн тонн горючих сланцев и 200 млн тонн природных битумов, находящихся на поверхности земли и не требующих для их добычи особых затрат,  превосходящих по качеству мировые образцы. Как извлечь из всего этого пользу, об этом очередная  беседа корреспондента «БР» с Адилем Алиевым.

 

Адиль муаллим, когда в Азербайджане впервые занялись исследованиями природных битумов и горючих сланцев?

— В 40—50-х годах прошлого столетия эти ресурсы изучались азербайджанскими геологами. В то время была даже подготовлена и защищена диссертация, посвященная природным битумам. Однако в последующие годы научные исследования в этом направлении проводились эпизодически, и этот важный для республики вопрос, можно сказать, был забыт. Только с 90-х годов прошлого века в Институте геологии НАН Азербайджана природные битумы и горючие сланцы стали объектом серьезных научных исследований. Примечательно, что геохимическая лаборатория отдела грязевого вулканизма — единственная в республике, где изучаются геохимические особенности и химико-технологические свойства природных битумов и горючих сланцев с целью их качественной оценки для проведения поисковых работ и промышленной разработки.

 

Вначале эти работы нами проводились совместно с Комитетом геологии АР, а с 2002 года — по заказу Министерства экологии и природных ресурсов на хоздоговорной основе.

— Какие конкретно их характеристики вы исследовали?

— Нами изучался микроэлементный состав, а также радиоактивность битумов и сланцев с точки зрения возможности использования сланцев в медицине для изготовления лекарственных препаратов, в сельском хозяйстве — для повышения урожайности и для извлечения металлов из битумов. По сравнению с зарубежными, наши битумы значительно богаче  никелем,  марганцем, цирконом и т.д. Сланцы обогащены микроэлементами — медью, молибденом, марганцем, никелем, цирконом и др. Слабая радиоактивность и низкий процент серы в наших сланцах также хороший показатель с точки зрения экологии и охраны окружающей среды.

Выполненными за эти годы работами была выявлена закономерность распространения нефтебитумных скоплений, а также проявлений горючих сланцев в республике, получены хорошие результаты по их качественной характеристике в сравнении со сланцами  месторождений зарубежных стран, подсчитаны прогнозные запасы и определены возможности их практического использования. В 1999 году нами была составлена карта природных битумов и горючих сланцев Азербайджана, которая демонстрировалась на проводимой ежегодно в Баку выставке «Нефть и газ».

Научные разработки в этом направлении и ныне продолжаются, результаты публикуются. В мае 2004 года, после обсуждения моего доклада «Нетрадиционные топливно-энергетические источники Азербайджана» на Президиуме НАН Азербайджана было принято решение о целесообразности расширения этих исследований совместно с Министерством экологии и природных ресурсов.

Должен сказать, что природные битумы и горючие сланцы у нас в большом количестве на Абшеронском полуострове, в Шамаха-Гобустанском регионе, юго-восточном Ширване, а сланцев — еще и в Губинском и Исмаиллинском районах.

В настоящее время в Азербайджане выявлено более 50 нефтебитумопроявлений и скоплений и около 80 проявлений и месторождений горючих сланцев. Однако запасы горючих сланцев, вероятно, будут гораздо больше, поскольку пока мы располагаем данными об их поверхностных выходах. Дальнейшие поисковые работы в этом направлении дадут более новые результаты, и наши представления об этих горючих ископаемых, естественно, расширятся.

Горючие  сланцы и природный  битум — это не только источники топлива, из них за рубежом  получают множество нефтяных и химических продуктов. Заводы по переработке горючих сланцев имеются в более чем 80 странах мира. В Эстонии, например, где нет нефти и газа, из горючих сланцев многие десятилетия получают нефть, нефтепродукты и особенно газ. Более того, даже электростанции работают на газе, полученном из сланцев, но, как мне сказали в свое время геологи из Минэкологии, у нас богатые месторождения нефти и газа, а потому в использовании природных битумов и сланцев надобности сегодня нет.

— А есть страны, где нефти достаточно, но тем не менее там широко используются и сланцы?

— Самые большие запасы сланцев в США, Бразилии, Канаде. В 2001 году в США и Канаде их было 290 млрд тонн, в Бразилии — 115 млрд тонн, Китае — 28,  Австралии — 25,4, Эстонии — 6,8 млрд тонн, но именно в Эстонии они наиболее интенсивно используются и, надо сказать, что, в отличие от многих стран, наиболее высоким качеством обладают горючие сланцы в Эстонии и на Сиднейском месторождении в Австралии. Согласно последним данным, в настоящее время мировые  извлекаемые ресурсы сланцевого газа составляют 160,2 трлн м3.

Одна из самых главных характеристик горючих сланцев — их теплотворная способность. Если каменный уголь выделяет 7—9 тысяч килокалорий, то горючие сланцы намного меньше — 1500—3000 килокалорий, однако дают тепла больше, чем нефть. Более того, после сгорания сланцев остается зола, широко применяемая в строительстве для изготовления силикатных кирпичей, цемента, теплоизоляционных плит и в сельском хозяйстве в качестве удобрений. У нас в стране высока потребность в использовании этих природных ресурсов, которых у нас немало. Они расположены в Исмаиллинском районе, где широко известно Диаллинское месторождение сланцев, в Губинском районе — месторождение «Ханагях». Много проявлений горючих сланцев на поверхности земли в Шамаха-Гобустанском регионе. Это, в основном, глинистые сланцы, в которых много органических веществ.

— Вы говорили, что наши сланцы обладают высоким качеством.

— Они превосходят многие зарубежные, за исключением высококалорийных эстонских сланцев и добываемых в Австралии. Азербайджанские сланцы отличаются высоким содержанием органики, низким содержанием серы, а значит, меньшим отрицательным воздействием на окружающую среду, высокой зольностью и теплотой сгорания. Это основные показатели качества, почему же нам пренебрегать ими?!

— Но, к сожалению, их использование пока находится на нулевой отметке.

— К сожалению, несмотря на многолетнюю пропаганду этих ресурсов. Углеводородное сырье, заключенное в горючих сланцах, способно заменить нефть и газ во многих отраслях народного хозяйства. Помимо синтетической нефти, из сланцев можно получать различные нефтяные и химические продукты (бензин, смазочные масла, бензол, фенолы, нафталин, лак, мазут, толуол и др.), медицинские препараты (ихтиол, нашатырный спирт и др.), и вообще удовлетворить потребность в энергетике и топливе ряда районов республики. Асфальт, получаемый из нефтяных песков, используется для покрытия дорог.

Имеется опыт промышленного использования жидких и газообразных углеводородов из горючих сланцев в ряде зарубежных стран — Англии, США, Франции, Бразилии, Австралии и др. Постоянный рост мирового энергопотребления, большие масштабы использования нефти и газа привели к снижению их роли в топливно-энергетическом балансе. Поэтому в последние годы во многих странах активизировались поиски и разведка месторождений горючих сланцев, сооружаются опытные и полупромышленные установки для их переработки. Уже сегодня и нам необходимо думать об использовании горючих сланцев в качестве топливно-энергетического сырья для нужд республики.

Приведу несколько наглядных примеров использования природных битумов и горючих сланцев в зарубежных странах. В Канаде, на месторождении «Атабаска», из нефтеносных песков еще в 1979 году на двух заводах ежесуточно добывалось 16 тыс. тонн нефти, при этом коэффициент экстракции достигал 90 процентов. Кроме того, из нефтей в промышленном масштабе извлекался ванадий (250—290 г/т) и никель (80—100 г/т). В России и прибалтийских странах сланцевая зола широко используется в строительстве и сельском хозяйстве соответственно. Например, в сельском хозяйстве Прибалтики в год в среднем используется около 3 млн тонн золы сланцевых месторождений. На сланцеперерабатывающих заводах Китая выпускается 45 видов продукции синтетического топлива и химических препаратов. Только в нескольких странах: России (гызрань) и в западной Европе (например, во Франции, в Страсбурге) из сланцев изготавливают ихтиоловую мазь. Я уже говорил, что только две страны в мире производят ихтиоловую мазь — Россия и Франция, Азербайджан мог бы  стать третьей страной. Также в мире есть постоянная нужда в нашатырном спирте, который производят из горючих сланцев.

Интересно отметить, что разработка природных битумов открытым способом была осуществлена на Абшероне в 1956 году на полупромышленной термической установке на площади «Гырмаки» в Бинагадинском районе производительностью 2,3—2,8 т/час и содержанием в 1 м3 породы 124—164 кг битума. Атмосферно-вакуумной перегонкой из нефтепродукта тогда были получены лигроиновая фракция и дизельное топливо, которое по своим качествам отвечало техническим нормам товарной продукции как обычных нефтей Абшеронского полуострова. То есть опыт у нас был.

— Вывод  таков, что этим вопросом надо заниматься, всесторонне изучать.

— Да, конечно, тем более что база, основа есть. Эти природные ресурсы достаточно изучены, есть научные  работы, касающиеся технологии их извлечения.

 

Мы, научные работники, можем только вносить предложения, а анализировать их и принимать решение — это прерогатива государственных  учреждений, предприятий, коммерческих организаций... Я надеюсь, что в ближайшем будущем эти вопросы найдут свое положительное решение. Потому что мы ходим буквально по золоту. Ведь помимо природных битумов, нефтяных песков, у нас немало загрязненных нефтью нефтепромысловых территорий, где нефть на глубину пропитывает почву, собирается в небольшие озерца. В основном они сконцентрированы на Абшеронском полуострове, где много старых нефтяных месторождений, на которых добыча нефти в те годы велась  фонтанным способом. Мы в свое время подсчитали: если собрать всю нефть, пропитавшую территории 10-ти старых месторождений — в Локбатане, Бинагады, Бибиэйбате, Балаханы, Шубаны, Атешгях и других — то ее объем составит около  60 миллионов тонн.

— Это много или мало?

— Если исходить из того, что сейчас добыча нефти в год в Азербайджане составляет 50 млн тонн, то это большая цифра. При этом ведь будут решены экологические проблемы: на очищенной земле можно сажать деревья, кустарники, благодаря чему оздоровится воздух.

В этой связи хочу отметить, что еще в 1997 году специалисты Центра научно-производственного развития «Пористен» в составе Международной энергетической академии разработали новый способ добычи топлива из загрязненной нефтью почвы Раманинского месторождения, получив в результате 30 процентов нефтепродуктов. А в 2001 г. компания Omme Re построила на Абшеронском полуострове завод с целью очистки загрязненных нефтяных земель на старых промысловых участках. В настоящее время продолжаются работы по рекультивации земель на месторождении «Бибиэйбат». Так что, думаю, и этот немаловажный вопрос в ближайшем будущем найдет свое положительное решение.

Вместе с тем, я  хотел  бы подчеркнуть и такой важный момент. В 2011 году наш ученый, доктор геолого-минералогических наук Чингиз Алиев провел по проекту  Швейцарского национального научного фонда грантовую работу по исследованию ряда районов Азербайджана, в том числе Абшеронского полуострова, на содержание радиоактивного токсичного газа радона.

В результате впервые была составлена карта распределения радона на территории Азербайджана, то есть были установлены загрязненные нефтью промысловые участки, места скопления сточных вод. На территории нефтепромыслов были выявлены старые загрязненные радионуклидами трубы, оборудование, локальные участки почвы, где гамма-излучение достигает высоких значений, т.е. все они в большом количестве содержат радон, который провоцирует возникновение онкологических и других заболеваний. Радон опасен тем, что он не имеет ни цвета, ни запаха,  и человек, не чувствуя его, дышит им. Установлено, что на Абшеронском полуострове этот газ в большом количестве присутствует в атмосфере на расстоянии полутора-двух метров от поверхности земли. Эти исследования продолжаются. В свете этого особенно важно очистить все загрязненные нефтью участки земли, представляющие собой разновидность природных битумов, и значит, не случайно мы еще  лет пятнадцать тому назад, выступая в печати, поднимали этот вопрос. Кое-какие работы в этом направлении уже сделаны, но их надо продолжить, ведь под угрозой — здоровье людей, наше с вами здоровье.

— Ваша лаборатория продолжает исследования?

— Они не прерываются. А сейчас у нас благодаря грантовым работам появилась дополнительная возможность вести их глубоко, на более высоком уровне. Руководитель проекта, доктор наук, профессор Фикрет Бабаев недавно выиграл грант «Природные битумы и горючие сланцы Азербайджана» Фонда развития науки при Президенте республики.

— Как вы думаете, эта работа после завершения сможет послужить толчком к промышленному освоению битумов и сланцев?

— Время покажет. Во всяком случае, тот факт, что Фонд развития науки обратил на это внимание, уже какой-то плюс.

 

Интервью вела

Франгиз ХАНДЖАНБЕКОВА

Бакинский рабочий.- 2011.- 29 декабря.- С.1, 5.