СЛЕД ДАЛЕКИХ ПРЕДКОВ
...Огромная, многотонная плоская скала, съехав по склону, легла на вершины двух рядом стоящих каменных глыб, образовав навес. Впервые на этот сюрприз природы обратили внимание древние люди, использовавшие это естественное убежище в качестве жилья. Мы бы так и не узнали о том, сколько тысячелетий тому назад человек обжил эти скалы у моря, если бы он не оставил по себе память: справа от входа в жилище на ровной плоскости скалы выбиты изображения идущих друг за другом быков и козлов. Не забыл человек изобразить и самого себя. Дальше, в глубине пещеры, есть еще одна группа рисунков. По заключению специалистов, подобные изображения характерны для эпохи энеолита, ранней бронзы, и схожи они с теми, что находятся в более чем сотне километров от этого места, в Гобустане...
Эти рисунки и пещеру в 60-х годах ХХ столетия открыл азербайджанский археолог Гардашхан Асланов. В 1968 году, во время своего пребывания в Азербайджане, английский археолог Чарльз Борней, специализировавшийся на изучении древних стоянок человека на территории современной Турции, ознакомился с этими наскальными изображениями на Абшероне и высказался за их высокую научную ценность. По его словам, эти древние изображения говорят о том, что территория Абшерона по праву может считаться одним из древнейших очагов расселения человека на Земле.
Древний человек был изобретателен: чтобы добыть себе пропитание, ему приходилось прилагать максимум усилий и знаний для этого. Одним из способов охоты в древности являлось заманивание диких животных в ловушки с помощью приманки. На краю равнины, ближе к морю, у гряды скал обнаружена глубокая яма, на стенке которой имеется ниша, куда, предположительно, древний человек привязывал как приманку птицу или небольшое животное. Хищный зверь, привлеченный печальным криком приманки, обязательно попадал в эту яму, где его впоследствии забивали камнями. Археологи, давно изучающие эти места, выявили здесь немало кремневых и обсидиановых наконечников для дротиков и стрел, каменные ядра для пращи-бола. Эти небольшие каменные снаряды, вытянутые в длину, имели по бокам канавку, за которую крепились веревка или кожаный ремень. Раскрутив такой снаряд над головой, человек затем отпускал его. Удар такого каменного снаряда мог свалить даже быка.
Уже в те далекие времена человек занимался меновой торговлей. Об этом красноречиво свидетельствуют многочисленные находки изделий из обсидиана, наконечники стрел, ножи, скребки и т.д. Обсидиан, или вулканическое стекло, на Абшероне в естественных условиях не встречается, а это значит, что попадал он сюда в виде предмета торговли или обмена. Некоторое время назад археологом Идрисом Алиевым неподалеку от поселка Ени-Сураханы была обнаружена стоянка древнего охотника, где также были выявлены предметы из обсидиана. Более того, здесь имелись следы древней мастерской, где человек, живший более 15—17 тысяч лет тому назад, занимался изготовлением из обсидиана охотничьих и бытовых орудий.
Живя на этой земле, люди ее осваивали. Здесь насчитывается более десятка поселений различных эпох. Побывали в этих местах и скифы, оставившие после себя многочисленные курганы.
Со временем человек вышел из пещеры, стал строить дома из камня.
В одном из заброшенных поселений, неподалеку от пещеры с наскальными изображениями можно наблюдать, как использовались для жилья пригодные ниши в скалах, а выбитые в этих же скалах ямы приспосабливались под емкости для сбора осадочной воды. Встречаются здесь и большие корытообразные углубления. Многие из них сообщаются между собой посредством продолбленных в скале каналов.
Кроме обилия археологического материала различных эпох здесь можно встретить и остатки архитектурных построек. На старом мусульманском кладбище сохранилось надгробие, относящееся к XII столетию. Привлекает внимание и частично сохранившийся квадратный мавзолей XIX века с остатками хорошо декорированного портала. В полукилометре от места стоянки древнего человека находятся руины квадратной оборонительной башни, одной из трех, о которых еще в середине XIX столетия говорили многие путешественники. Башня, относимая к XIII—XIV вв., входила в единую оборонительную систему Абшеронского полуострова.
Видимо, у наших предков было много крупного и мелкого домашнего скота, об этом свидетельствует обилие водопоев и пробитых в скалах отверстий — коновязей. А люди были искусными ремесленниками: найденные здесь ювелирные украшения, бусы и гончарная посуда хорошего обжига, расписанная красочными орнаментами, говорят об этом. Железный лемех от плуга и маленькая подкова подтверждают мысль о развитом земледелии, а ширваншахская монета XII века — о торговле.
Наш предок, не владея письменностью, все же оставил о себе достаточно свидетельств своего существования. Нам только надо быть повнимательнее, и скрытое в недрах земли станет явным.
Искендер ГАДЖИ
Бакинский рабочий.-
2011.- 1 февраля.- С.4.