ИЗ КОГОРТЫ ПЕРВОПРОХОДЦЕВ

 

В историю нефтяной промышленности Азербайджана вписано немало славных имен.  И это совершенно не случайно. Ученые, инженеры, геологи, рабочие и представители других профессий своей самоотверженностью, глубокими знаниями обеспечивали добычу «черного золота», вписав немало ярких страниц в летопись нашего народа. Среди них и имя новатора нефтяной промышленности, бурового мастера объединения «Азнефть» Ага Нейматуллы.

 

Детские годы будущего прославленного нефтяника никак не назовешь беззаботными. Родился Ага Нейматулла в 1896 году в небольшом городке Сараб под Тебризом. Мальчику едва исполнилось четыре года, а он  уже вместе с отцом вспахивал земли помещика Султанбека, присматривал за отарой овец. Приходилось трудиться с ранней зари до поздней ночи, помогать отцу кормить мачеху, сестер. Так и не испытав радостей детства, мальчик познал суровые законы бытия.

Тяжелая жизнь выковала в Аге два ценных качества — необыкновенную требовательность   к себе и твердую волю. Несмотря на беспросветную нужду, он горит желанием учиться, овладеть специальностью, которая позволит ему выбиться в люди. Он часто вспоминал своего дядю, работавшего на нефтяных промыслах Джаванширова в Балаханы. Дядя часто рассказывал Аге о нелегком труде нефтяников, способствуя таким образом становлению взглядов будущего знаменитого мастера.

Скопив кое-как деньги, Ага на пароходе из иранской Астары отправляется в Баку, тогдашнюю нефтяную столицу мира. Дядя Мамедали, трудившийся ключником на балаханском промысле, помог ему найти работу. Так с 1915 года жизнь Ага Нейматуллы тесно и навсегда связывается с нефтяной отраслью промышленности. Начинается славная страница жизни парня из провинциального южноазербайджанского  городка.

До 1932 года Ага работает в различных буровых управлениях Баку. Много ему пришлось сменить профессий  — чернорабочий, слесарь, ключник, помощник бурильщика, бурильщик. Затем двадцать лет — с 1932-го по 1952 год — работает на различных должностях в нефтяных районах столицы Азербайджана, в том числе и  буровым мастером. В 1942—1943 годах Ага Нейматулла передает свой богатый опыт нефтяникам Узбекистана, помогает им извлекать «черное золото» из недр этой республики. В 1952—1956 годах он — директор морского эксплуатационно-бурового управления «Азморнефть», бурового управления НГДУ «Сталиннефть» (ныне — «Бибиэйбатнефть»), а в 1956—1958 годах — начальник участка в буровом управлении «Лениннефть» (ныне — «Балаханынефть»).

Во все периоды своей трудовой деятельности Ага Нейматулла проявлял смекалку, его слова никогда не расходились с делом. У него составляли единое целое пытливый ум, интеллект, способность видеть и воспринимать все положительное и прогрессивное. Когда в самый разгар кровопролитной войны, в 1942 году, остро встал вопрос об открытии новых нефтяных месторождений в Средней Азии, руководство нашей республики, не задумываясь, поручило это ответственное дело Ага Нейматулле. Стране необходимо было как можно больше нефти, чтобы удовлетворить потребности народного хозяйства и сражающейся армии. И здесь очень пригодились талант и опыт Ага Нейматуллы. По методике мастера-бакинца с наклонно-направленными скважинами стали уверенно работать сотни буровых бригад в Азербайджане, Грозном, Майкопе, Куйбышеве, Башкирии, Средней Азии. Не откладывая дела в долгий ящик, Ага Нейматулла вместе с учеными трудился над конструкцией скважины-«двустволки» и технологией ее проходки. То, что эта смелая идея не утопия, он блистательно доказал на буровой площадке. Кстати, наклонно-направленная проходка впоследствии сыграла важную роль в становлении и развитии Нефтяных Камней, других морских промыслов вдали от Абшеронского полуострова.

Не секрет, что труд на нефтяных промыслах требует от человека полной самоотдачи. Иной раз нефтяники предстают этакими суровыми людьми, которым неведомы такие качества, как чуткость, отзывчивость. Однако Ага Нейматулла являлся полной противоположностью этому устоявшемуся мнению. В его груди билось большое сердце  человека-патриота, щедро передававшего молодежи свои знания. Весьма примечателен эпизод, рассказанный сыном знаменитого нефтяника Сабиром Агаевичем:

— Произошло это событие в середине 1970-х годов. В квартире раздался телефонный звонок. На ломаном русском языке мужчина спрашивал отца. Выяснилось, что он приехал с «Поездом дружбы» из Узбекистана и знаком с Ага Нейматуллой с военной поры. Пригласил гостя к себе домой. Пожилой узбек поведал такую историю: «В те годы я был молодым комсомольским вожаком. Ага Нейматулла приехал в наши края и занимался разработкой нефтяных месторождений. Время было очень сложное, сами знаете, война, лишения... Но, невзирая на трудности, дядя Ага строил смелые планы на будущее, призывал нас, молодых еще людей, постигать науку. По его рекомендации меня без сдачи вступительных экзаменов приняли в Азербайджанский институт нефти и химии. Довелось проучиться всего год. В 1943 году добровольцем ушел на фронт. Так сложилась жизнь, что потом много лет пришлось работать председателем колхоза. Вот, оказался в Баку, решил найти своего наставника или кого-нибудь из членов его семьи, чтобы выразить благодарность и признание. Помню, каким авторитетом пользовался в институте дядя  Ага, как прислушивались к мнению бурильщика ученые мужи».

Труд Ага Нейматуллы неизменно высоко оценивался правительством. Он был депутатом Верховных Советов СССР  и Азербайджана нескольких созывов, дважды становился лауреатом Сталинской премии, был награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, «Знак Почета», медалями «За трудовую доблесть», «За оборону Кавказа», значками «Отличник соцсоревнования», почетными дипломами. Не забыли о выдающемся нефтянике и после его скоропостижной кончины в 1958 году. Жене Ага Нейматуллы — матери восьмерых детей — была выделена персональная пенсия, его именем назвали улицу в Наримановском районе Баку и судно Каспийского морского пароходства.

Ага Нейматуллу по праву называют пионером наклонного бурения. Он разработал и осуществил метод кустового бурения в море двуствольных скважин с одного основания, благодаря чему было значительно сокращено время на цикл сооружения скважины. Возглавляемая мастером Ага бригада регулярно внедряла рационализаторские предложения, приносившие большой экономический эффект. Передовой  опыт Ага Нейматуллы нашел применение во всех нефтедобывающих регионах бывшего Советского Союза. Кстати, в Узбекистане и сегодня  считают бакинского мастера специалистом, внесшим неоценимый вклад в развитие нефтяной отрасли промышленности этой страны.

Такие люди, как Ага Нейматулла, обретают бессмертие еще при жизни. Выходец из бедной семьи Ага Нейматулла, познавший на заре жизни тяготы и лишения, самозабвенно, не жалея сил трудился для укрепления экономического могущества родной страны. Это — человек-легенда, и его свершения и впредь будут служить маяком для нынешних и будущих поколений азербайджанских добытчиков «черного золота». Пример Ага Нейматуллы важен именно сегодня, когда в Азербайджане претворяются в конкретные дела положения «Контракта века», осуществляется новая нефтяная стратегия. С каждым годом растет престиж профессии нефтяника. И будущие поколения должны непременно учиться на примере славной когорты знаменитых азербайджанских мастеров-нефтяников. И в первом ряду среди них — Ага Нейматулла.

 

Рагим БАБАЕВ 

Бакинский рабочий.- 2011.- 24 февраля.- С.4.