ПОЛЬСКИЙ СЛЕД НА «ШЕЛКОВОМ ПУТИ»

 

На прошлой неделе  все средства массовой информации нашей страны  свои культурные новости начинали сообщениями о II Международном музыкальном фестивале «Шелковый путь».

Его разнообразная программа, включающая выступления  отечественных и зарубежных исполнителей, произведения академической, авангардной, этнической музыки, джаз и мугам,  была интересна тем, что  широко представляла синтез различных видов искусства — музыки, поэзии, живописи, архитектуры, скульптуры. Местом проведения мероприятий фестиваля были избраны  залы Музея ковра и прикладного искусства им.Л.Керимова, Музея искусств им.Р.Мустафаева, исторический комплекс Ичери шэхэр, где произведения различных видов искусства были естественным фоном для звучавшей музыки, а сама атмосфера их настраивала на нечто возвышенное и прекрасное.

 

Подобно каравану, идущему с Востока на Запад и с Запада на Восток  и осуществляющему обмен  материальными и духовными ценностями,  программа фестиваля представила своеобразные пересечения музыки разных стран и народов. На торжественном открытии фестиваля  в историческом комплексе Дворца Ширваншахов на фоне естественных декораций,  на открытом воздухе была показана в концертном исполнении вновь возрожденная мугамная опера Узеира Гаджибейли «Асли и Керем». На  вечере  этноджаза  талантливый  пианист, лауреат международного конкурса Эмиль Афрасияб, воспитанник прославленного  Фархада Бадалбейли, поразил всех присутствующих своими  блестящими импровизациями. А проект молодого креативного скрипача Джавада Тагизаде «Музыкальное волшебство ковра» объединил в себе древнее  искусство азербайджанского ковра, поэзию Микаила Мушфига и Арсения Тарковского, музыку Иоганна Себастьяна Баха, Вольфганга Амадея Моцарта, Солтана Гаджибекова и Альфреда Шнитке.

На  фестивале с интересной программой выступили гости из разных уголков мира — Украины и Южной Кореи, Польши и Швейцарии, Индии и Норвегии, — с энтузиазмом откликнувшихся на приглашение Союза композиторов Азербайджана принять участие в «Шелковом пути». С большим  вниманием  бакинские слушатели ознакомились с  выступлением  известного киевского квартета «Рикошет», исполнившего сочинения современных украинских (Игорь Щербаков, Мирослав Скорик) и азербайджанских (Франгиз Ализаде, Рауф Алиев) композиторов. Фольклорную музыку Индии ярко представил ансамбль «Сарод»,  в самом  названии которого отразилась связь с  национальным индийским инструментом. Южнокорейские и норвежские гости  свое искусство продемонстрировали в содружестве с ансамблем старинных азербайджанских музыкальных инструментов, где каждый из коллективов внес свою лепту в создание колоритного, многокрасочного концерта.

Из Польши  на фестиваль приехал известный  пианист Станислав Дей. Программа  его визита в Баку  включала  проведение концерта (совместно с заслуженной артисткой Азербайджана Наргиз Алияровой) и мастер-класса.

Станислав Дей родился в г.Гданьск, там же получил музыкальное образование. Искусство фортепианной игры  совершенствовал в Санкт-Петербургской консерватории им.Н.А.Римского-Корсакова у известного педагога Людмилы Уманской, а также  стажировался  у Герхарда Пухелта в Берлине и Людвига Хофмана в Мюнхене. Активно выступая по всему миру, С.Дей является неустанным пропагандистом музыки Моцарта и своего великого соотечественника Фредерика Шопена. Дважды — в Италии и Испании — он был удостоен высокого звания лауреата Международного конкурса.

Бакинские любители музыки познакомились с искусством известного пианиста в 2010 году — в год 200-летия со дня рождения Шопена,  широко отмечавшегося во всем мире. Тогда  он  возглавил жюри конкурса молодых пианистов — исполнителей произведений Шопена. В то же время  С.Дей выезжал с концертами в районы республики — Габалу и Лянкяран, — провел также мастер-классы в местных музыкальных школах. Запомнилось и  выступление пианиста на сцене Азербайджанской государственной  филармонии, где  он исполнил Концерт №1 для фортепиано с оркестром Ф.Шопена, а также  в дуэте с Наргиз Алияровой  сыграл Концерт №10 для двух фортепиано В.А.Моцарта. Вот тогда-то и сложился  этот замечательный фортепианный дуэт,  в составе которого один пианист — из Польши, другой — из Азербайджана.

Сегодня  современная концертная практика знает немало примеров международных исполнительских коллективов, состоящих из музыкантов, проживающих в разных концах света. Для совместного концерта они  в назначенное время приезжают в конкретный город,  и одной-двух репетиций обычно бывает достаточно для того, чтобы  сыграться  и  подготовить к выступлению  запланированную программу. Безусловно, что музыканты, составляющие такого рода ансамбли — музыканты высочайшего класса, иначе бы ничего не сложилось.  Так и в случае с нашим ансамблем. И Станислав Дей, и Наргиз Алиярова при всей  самобытности их творческого  «я»  — исполнители высокого класса. И это доказал их совместный концерт, осуществление которого стало возможным благодаря  энтузиазму этих инициативных музыкантов и  техническим возможностям Интернета.

 

 В программу концерта, который состоялся в Концертном салоне им. У.Гаджибейли Союза композиторов, вошли сочинения разных  времен и музыкальных стилей —  венская классика, произведения романтической и постромантической эпохи, музыка ХХ века.  В числе авторов были Моцарт, Шопен, Лист, Шимановский, Караев. Произведения этих композиторов исполнялись участниками концерта  как соло, так и в ансамбле.  В сольном выступлении Н.Алияровой  прозвучали  Мазурка ля минор, Вальс до-диез минор, Ноктюрн до-диез минор Фредерика Шопена и 3 прелюдии Кара   Караева из последней тетради его цикла «24 прелюдии для фортепиано», написанных в  поздний период творчества. В этих популярных, часто звучащих сочинениях,  сыгранных с большим артистизмом, исполнительнице удалось найти новые штрихи, выделить из музыкальной ткани целого  завуалированные контрапункты и  подчеркнуть скрытые мелодические голоса, что придало хорошо известной музыке  новые  оттенки и краски.

Сольное выступление Станислава Дея  содержало Сонату До мажор В.А.Моцарта, «Утешение» Ф.Листа, «Hеxsameron» Ф.Шопена и четыре Мазурки К.Шимановского. Артистическая манера С.Дея предстала перед слушателями как академически-сдержанная, строгая, без излишней жестикуляции и «взглядов в потолок». Это, однако, не мешало выражению истинных чувств, заложенных в музыке того или иного автора. Под его пальцами прозвучала и легкость, «воздушность» Моцарта, и матовое туше Шопена, и оркестральность фортепианного стиля Листа.

При всем этом, особо хочется  сделать акцент на одну, очень значимую деталь настоящего выступления Станислава Дея — его  просветительскую, пропагандистскую (в хорошем смысле слова)  направленность. Ведь С.Дей — поляк, и все, что связано с польской музыкой и именем Шопена, для него свято. На фестивальном концерте впервые  в Баку были исполнены два  совершенно неизвестных бакинским музыкантам и любителям фортепианного искусства произведения Шопена — «Hexsameron» для фортепиано соло и «Рондо для двух фортепиано». Как рассказал Станислав Дей, в «Рондо для двух фортепиано» (opus 73), он видит образ молодого Шопена — беззаботного и жизнерадостного, полного энергии и светлых чувств. По свидетельству исследователей творчества композитора, сам  Шопен очень любил это сочинение и часто исполнял его вместе со своим близким другом Титусом Войцеховским. Однако сочинение издали только после смерти Шопена, и можно сказать, что на долгое время оно было забыто и только сейчас получает свою вторую жизнь.

Не менее интересна и история почти неизвестного нам произведения «Hexsameron». Написанное в 1837 году, оно представляет собой коллаборативное (написанное в содружестве) сочинение, состоящее из темы и 6-ти вариаций с интродукцией и финалом. В его написании принимали участие  шесть композиторов — Ференц Лист, Фредерик Шопен, Карл Черни, Генри Герц, Иоганн Петер Пиксис, Сигизмунд Тальберг. Темой композиции служит «Марш пуритан» из оперы популярного итальянского композитора Винченцо Беллини «Пуритане». По замыслу авторов,  содержание  этого произведения должно было отразить  библейские шесть дней Творения (в переводе с греческого «hеxsa» — шесть, «meron» — день).  Сочинение было написано для творческой «дуэли» двух выдающихся пианистов-виртуозов ХIХ века — Листа и Тальберга, которая должна была пройти перед одной  из высокопоставленных особ. Состязание, однако, не состоялось в связи с тем,  что  предпочтение и без «дуэли» было отдано Листу. «Тальберг может быть первым, но Лист — единственный» — таков был вердикт.

Шопену принадлежит шестая вариация этого произведения, соответствующая шестому дню, когда, по преданию, был создан человек — Венец творения.  «Hexsameron» долгое время оставался в забвении и только в 2010 году был впервые исполнен на  Фестивале Листа в Небраске (США). И вот теперь, на фестивале «Шелковый путь» фрагмент его, принадлежащий Шопену,  впервые  прозвучал в Баку. В исполнении Станислава Дея  пьеса Шопена   вылилась  в  истинный гимн  добру, человечности и любви.

К числу редко исполняемых в нашем городе авторов относится и Кароль Шимановский — второй по рангу после Шопена композитор Польши. Мазурки К.Шимановского в какой-то степени являются  его данью  своему великому предшественнику. В их образном плане очевидно прослеживается связь с теми мазурками Шопена, в которых запечатлены сценки народной жизни:  в них та же картинность, особый ладовый колорит, имитация звучания народных инструментов бурдонного типа (волынка, шарманка). Но, в то же время, музыкальный язык их — это уже другая, следующая ступень в развитии польской музыки, это язык начала ХХ века. В мазурках К.Шимановского присутствует новое отношение к гармонии, соприкасающееся с импрессионизмом, особая акустическая среда. Более того, в его мазурках проявляются следы, вскрывающие увлечение этого композитора Востоком, открыто проявившееся в произведениях другого жанра — в его Песнях на стихи индийского писателя и поэта Рабиндраната Тагора.

Завершился концерт бессмертной музыкой Кара Караева. В переложении для  двух роялей Станислав Дей и Наргиз Алиярова вдохновенно сыграли два фрагмента из балета «Семь красавиц» — «Прекраснейшая» и «Вальс». Исполнителям удалось донести до слушателя всю многоплановость музыки К.Караева: ее трагизм и лирику, блеск и кантиленность. Звучание двух роялей напоминало оркестровую палитру, в нем слышались и неповторимая арфа, и «томный» гобой, и нежная валторна, а проникновенные соло сменялись подобием мощных оркестровых tutti. Произведения К.Караева С.Дей планирует исполнять и в дальнейшем:  ноты его произведений уже находятся в чемодане польского пианиста.

На следующий после концерта день Станислав Дей дал мастер-класс четырем молодым пианистам. В нем приняли участие Вургун Векилов, Тогрул Гусейнли (класс профессора Октая Абаскулиева), Анна Бирюкова (класс профессора Тарлана Сеидова), Мурад Аббасов (класс Айши Алиевой). Работа  велась  над сочинениями  Ф.Листа («Грезы любви», «Погребальное шествие») и Ф.Шопена (Этюд ор.10 №12, до минор — «Революционный», Этюд ор.10 №21, Соль бемоль мажор). Выслушав предложенное исполнение, С.Дей в очень тактичной, доброжелательной форме высказал свои пожелания и замечания. Для большей эффективности он углублялся в факты биографии композитора, особенности его стиля, эмоционального состояния в период создания данного произведения. Объяснения его были так наглядны, а высказывания — столь эмоциональны, что присутствующая на мастер-классе художественный руководитель фестиваля, народная артистка Азербайджана Франгиз Ализаде назвала его урок «театром одного актера».

Словом, визит польского пианиста на фестиваль «Шелковый путь» оказался весьма плодотворным. Он принес бакинским любителям музыки незабываемые впечатления и открытия. И прощаясь с фестивалем, мы говорим его гостям: до свидания, до новых встреч!

 

Наталья Дадашева

Бакинский рабочий.- 2011.- 5 июля.- С.5-6.