АЛЕКСЕЙ ВЛАСОВ:
«ПЕРЕГОВОРЫ БЕСКОНЕЧНО
ПРОДОЛЖАТЬСЯ НЕ
МОГУТ, ПОРА ПЕРЕХОДИТЬ ОТ СЛОВ К ДЕЛУ»
Эксклюзивное интервью «Бакинского рабочего» c генеральным директором информационно-аналитического центра при МГУ им.Ломоносова, политологом Алексеем ВЛАСОВЫМ.
— Чего вы ожидаете от предстоящей встречи президентов Азербайджана, Армении и России Ильхама Алиева, Сержа Саргсяна и Дмитрия Медведева по урегулированию нагорно-карабахского конфликта, которая пройдет в Казани в конце июня?
— Мои ожидания связаны с возможностью выхода переговорного процесса на прямой уровень или, по крайней мере, с появлением реальных предпосылок для этого. Как бы ни критиковалась определенная медлительность продвижения нагорно-карабахского процесса, только трехсторонний формат с участием президентов Азербайджана, России и Армении сейчас дает шанс на определенные перспективы прекращения конфликтной ситуации, установление вокруг Нагорного Карабаха более стабильного и устойчивого положения, а также на решение вопросов, изначально находившихся в корне этого конфликта.
Так что, ожидания достаточно оптимистичные. Тем более, судя по заявлениям российской стороны, есть вероятность, что будет не просто подписана какая-то очередная декларация, а возможен выход на какие-то конкретные практические решения.
— Как будут разворачиваться события, если прорыва достичь не удастся?
— Я думаю, что определенные подвижки все же будут иметь место, потому что для России, являющейся модератором переговоров, очень важно показать сторонам, что динамика все же идет вверх, а не вниз.
Почему? Потому что, с одной стороны, понятно, что терпение азербайджанского общества не беспредельно, и есть опасность того, что конфликт перейдет в другую фазу — более жесткого противостояния, и это прекрасно понимают и внешние игроки. Я имею в виду не только Россию, но и других сопредседателей Минской группы.
С другой стороны, переговоры по этому вопросу бесконечно продолжаться не могут, пора переходить от слов к делу.
Что касается Еревана, то Серж Саргсян осознает, что переговорному процессу нужен некоторый позитивный импульс. В то же время он вынужден подыскивать максимально осторожные формулировки для того, чтобы не оказаться в ситуации противостояния с оппозицией, когда «карабахская карта» будет использована против него самого.
Это все, конечно же, создает риски, поэтому необходимо не допустить перехода конфликта в горячую фазу.
Мне кажется, что в ходе казанской встречи данный вопрос будет определяющим, а значит — следует ожидать достижения каких-то договоренностей.
— Как бы вы прокомментировали Довильское заявление президентов России, Франции и США?
— Было много спекуляций вокруг этого заявления и того, кому оно было адресовано в большей степени. С моей точки зрения, этот документ подчеркнул солидарную позицию модераторов переговорного процесса и практически продекларировал поддержку усилиям России в миротворческом процессе.
Это не означает, что остальные участники миротворческого процесса вышли из него, просто они понимают, что на данный момент именно усилия Москвы могут сыграть большую роль в разрешении затянувшегося нагорно-карабахского конфликта.
— Какие процессы могут иметь место на Южном Кавказе в ближайшие месяцы?
— Сейчас ситуация в регионе связана не только с геополитическими процессами, нагорно-карабахским конфликтом и ситуацией вокруг Абхазии. Также имеет большое значение внутриполитический контекст в каждой из южнокавказских стран. Есть ощущение, что некоторые силы пытаются дестабилизировать обстановку в государствах региона.
Сегодня Азербайджану очень важно сохранить внутреннюю стабильность, чтобы не дать возможность для навязывания повестки извне. От того, насколько Азербайджану, как ключевой стране региона, удастся сохранить поступательное движение вперед, будет зависеть будущее всего Южного Кавказа, ведь с экономической и политической точек зрения именно Азербайджан является ведущей страной региона.
Э.РУСТАМОВ
Бакинский рабочий.-
2011.- 8 июня.- С.4.