И ШУМ ДОЖДЯ, И ДЫМ КОСТРА

 

В этом году в Азербайджане  отмечается 75-летие профсоюзного туризма. Круглая дата — 70-летний юбилей — и у ветерана туристского движения в нашей стране,  15 лет возглавлявшего Федерацию спортивного туризма Азербайджана, бессменного главного судьи республиканских соревнований по технике спортивного туризма и преподавателя географического факультета БГУ, автора пяти книг — первых учебных пособий по туризму, написанных на азербайджанском языке,  заместителя председателя Республиканского совета по туризму и экскурсиям профсоюзов Азербайджана, Сабира Рагимова.

Это на его глазах создавалась история азербайджанского туризма, активным участником и очевидцем многих событий и мероприятий которых он был. Не случайно он удостоен многих наград, в том числе награжден медалью «Терегги» за заслуги в развитии туризма. И сейчас у него загораются глаза, когда он вспоминает о туристских походах в различные регионы Азербайджана, восхождениях в горы, привалах у костра.

 

Сабир муаллим, когда и как вы «заболели» туризмом?

— Это было в студенческие годы, я тогда учился в Бакинском  электротехникуме связи, на факультете телевизионной техники и радиорелейной связи.  Это был очень престижный факультет, потому что только-только начались телепередачи из Москвы,  а ТВ развивалось посредством радиорелейной связи. В 1960 году студентам нашего техникума предложили принять участие в I Республиканском слете туристов. Он проходил в Загульбе. Когда я приехал туда, там уже царила атмосфера настоящего праздника, было шумно и весело. Вдоль морского побережья горели костры, над которыми вился дым, звучали мелодии бардовских песен... В те дни я перезнакомился со многими ребятами, и мы договорились каждую среду собираться у здания АзНЕФТЕХИМа (ныне Азербайджанской Государственной Нефтяной Академии Азербайджана) и  намечать маршруты  на выходные дни.  Заранее договаривались с водителями, брали с собой походное снаряжение, продукты и отправлялись в неизведанное, ведь мы не знали заранее, что нас ожидает в пути, как мы его пройдем, какие нас ожидают сложности, неожиданности. Это нас притягивало, в этом была настоящая романтика, и она объединяла сотни молодых людей своей непредсказуемостью. Так у нас в стране начало зарождаться массовое туристское движение, а вскоре был создан и Бакинский клуб туристов, который впоследствии  стал широко известным в Азербайджане. Тот вид туризма, который мы практиковали, одновременно был и  школой выживания, где мы многому учились, а сегодняшний туризм предельно упрощен. Тот туризм, которым мы занимались, теперь называется экстрим-туризмом, приключенческим.

— Что вам больше всего запомнилось, какой из походов?

— Первый категорийный  спортивный поход, когда в зимних условиях мы, активисты туристского движения, под руководством мастера спорта СССР по туризму, автора книги «География  туризма» Евгения Котлярова совершали переход через горные перевалы и реки. Две недели с тяжелыми рюкзаками за спиной шли по бездорожью в  Шамахинском, Исмаиллинском и Куткашенском (Габала)  районах по местам, где не ступала нога человека, жили в полевых условиях, в палатках, делились краюхой хлеба, одной банкой сгущенки на 15 человек, вместе переживали экстремальные ситуации, попадая под снегопад, град, дождь. Для меня все было в новинку, но я справлялся. Выручала спортивная подготовка, ведь, учась в школе, я посещал спортивную секцию, играл в футбол, был физически крепким парнем, отнюдь не маменькиным сынком.  Я и обретенные мной друзья словно бы попали в другой мир, где действуют иные законы и где каждый должен показать, кто он есть на самом деле. Именно тогда  я заболел туризмом на всю жизнь, тем его видом, который в то время назывался самодеятельным, в том смысле, что ты сам выбираешь маршрут, сам себя обслуживаешь, готовишь еду, организуешь свое время.  Потом он стал называться спортивным. Если кто-то хотел получить  спортивный разряд, то регистрировался в клубе туристов, получая добро на определенный маршрут. На Урале или Алтае безопасность такого туриста обеспечивала тамошняя контрольно-спасательная служба. У нас в Азербайджане тоже долгое время была такая служба, начальником которой был известный мастер спорта Октай Рзаев, который и сейчас работает в системе туризма.

 

 Сабир муаллим, без экскурса в историю азербайджанского туризма никак не обойтись...

— Вообще, первое в мире турагентство было открыто в середине XIX века в Англии баптистским проповедником и активным борцом с пьянством Томасом Куком.

В Азербайджане упоминание о первых туристско-экскурсионных организациях относится к 1908 году, когда в Баку было создано отделение Крымско-Кавказского горного клуба, функционировавшего до 1914 года. В советский период регулярные экскурсии для школьников и работников различных отраслей промышленности стали проводиться с 1923 года. Тогда же стали появляться первые однодневные турбазы воскресного дня при культотделе республиканского сов-профа в пригородах Баку.

Историческим для Азербайджана стал день, когда президиум АзЦИК во исполнение постановления ЦИК СССР о передаче ВЦСПС (Всесоюзному центральному совету профсоюзов) непосредственного руководства работой в области местных и дальних экскурсий и массового туризма принял  свое решение о передаче функций туризма и экскурсий АСПС.

В целях массового развития туризма в Азербайджане в 1957 году были созданы Мингечаурская, Аджикентская турбазы, а также на озере Гейгель. Дальше развитие туризма происходило на наших глазах.

Большой урон сфере туризма в нашей стране нанес карабахский конфликт, в результате которого в Азербайджан хлынул поток беженцев. Несчастных людей спешно размещали в различных местах, в том числе и на турбазах. В результате туристской сфере Азербайджана был нанесен значительный ущерб. Была прекращена работа всесоюзных  маршрутов, в Азербайджан перестали приезжать отдыхающие. Ситуация стала меняться, когда по требованию народа к руководству республикой в июле 1993 года пришел общенациональный лидер Гейдар Алиев.

Положение в стране стало стабилизироваться, благоприятные перемены коснулись и сферы туризма. В 1999 году был принят закон о туризме, а через два года, 18 апреля 2001 года, распоряжением Президента Азербайджана тогдашнее Министерство молодежи и спорта было преобразовано в Министерство  молодежи, спорта и туризма. Тем самым туристской  отрасли был придан государственный статус. Была разработана концепция развития туризма в стране, а также создан орган, координирующий различные участки туристской отрасли в республике. Азербайджан начал принимать участие в международных туристских выставках, а затем и сам организовывать подобные экспозиции у себя. В  этом году уже состоялась 10-я юбилейная выставка.

Должен отметить, что в советское время в Азербайджане не было  единого органа управления туризмом. У иностранного, студенческого и профсоюзного туризма были свои организации, подчинявшиеся каждая в отдельности московскому ведомству. Не было специального органа, который бы координировал туристскую деятельность в республике, не было даже специальной туристской газеты. Поэтому, когда журналисты интересовались данными по республике, мы им всегда отвечали, что можем предоставить им статистику  только  по своей отрасли. Не было рекламы красивейших мест Азербайджана, поэтому наша страна была известна в основном месторождениями нефти, а теперь все становится на свои места.

В последние годы на государственном уровне принят ряд программных документов, направленных на дальнейшее развитие туристской отрасли в республике, и совсем недавно, год назад, принята Государственная программа развития туризма в республике на 2010—2014 годы. Так что эта отрасль сейчас на подъеме.

Сабир муаллим, как планируется отмечать 75-летие профсоюзного туризма Азербайджана?

— Нам  хотелось бы, чтобы этот день запомнился и сохранился в памяти туристской общественности нашей республики, Уже принято соответствующее решение Республиканского совета по туризму и экскурсиям. Мы рассчитываем провести это мероприятие при активном участии и профсоюзов республики, и Министерства культуры и туризма. Сейчас заняты поиском ветеранов туризма, долгие годы своей жизни отдавших работе в этой отрасли. Уже изготовлены эскизы памятных значков, готовятся соответствующие информационные стенды, печатная продукция. Нас радует тот факт, что юбилей профсоюзного туризма проводится в год,  объявленный Президентом республики Годом туризма. Это налагает на нас большую ответственность как за качество туристско-экскурсионного обслуживания, так и за объем предоставляемых услуг.  Они должны быть такими, чтобы удовлетворять запросы населения всех возрастов, не вызывая у них нареканий. Для этого мы должны работать с удвоенной энергией.

— А что вы на сегодня имеете? Что можете предложить желающим отдохнуть в пределах своей страны?

— К сожалению, сегодня мы не располагаем теми возможностями, которые имели до начала карабахского конфликта, когда в нашем распоряжении было около 10 турбаз в Габале, Шеки, Загатале, Шуше и других крупных городах. Уже 20 лет они заняты беженцами и вынужденными переселенцами, о которых мы стараемся проявить заботу. Мы потеряли и две гостиницы, нам пришлось закрыть немало подведомственных организаций, произвести большие кадровые сокращения, и это тоже большие потери, но у нас остались две турбазы в Набрани — «Достлуг» и «Хазар», которые могут одновременно за один заезд принять по профсоюзным путевкам  800 туристов, а всего за сезон (4 заезда), более  трех  тысяч человек. В основном это семейные туристы, им путевка, которую они получают по месту работы главы семьи, обходится недорого: всего 15 процентов ее общей стоимости.

—Насколько велик на них спрос? 

— Он очень большой, и мы сейчас ломаем над этой проблемой голову, так как всех желающих, конечно, обеспечить невозможно. Распределением путевок занимаются отраслевые профсоюзы, мы же отвечаем за организацию качественного отдыха. Этому мы уделяем особое внимание, и сегодня на турбазе «Хазар» идет большая работа по ее реконструкции. Те, кто два года не был на этой турбазе, не узнают ее, настолько существенные перемены там произошли, и в первую очередь, в части удобств, комфорта. «Хазар» сможет принять до 400 человек одновременно. Конечно, для республики то количество мест, которым мы располагаем, ничтожно мало, но есть республиканские комитеты, которые имеют свои отраслевые пансионаты и зоны отдыха.

— Вся стена вашего кабинета увешана вымпелами, дипломами. При беглом взгляде, их более сотни...

— Это лишь часть моей коллекции, в которой только значков, посвященных туризму, альпинизму и спортивному ориентированию более четырех тысяч. Я ведь заядлый коллекционер. У меня самая большая в Закавказье коллекция туристских наград — вымпелы из многих городов СССР, где проходили туристские слеты, медали, нагрудные значки. Особо дороги мне памятные вымпелы и значки, подаренные известными спортсменами. Самый ценный из них — это вымпел  от чемпиона мира по вольной борьбе Хазара Исаева. Дорог мне и вымпел, подаренный польскими альпинистами, совершившими восхождение на Эверест. Есть вымпелы, привезенные мной  из Казахстана, где на Медео проходили соревнования  по технике горного туризма. Немало вымпелов и значков, подаренных первым азербайджанцем, получившим звание мастера спорта СССР по туризму  и долгие годы руководившим Бакинским турклубомГазанфаром Дуньямалиевым.

 

Интервью вела 

Франгиз ХАНДЖАНБЕКОВА

Бакинский рабочий.- 2011.- 15 июня.- С.1,3.