ОНИ  СРАЖАЛИСЬ ЗА РОДИНУ

 

…и это неправда, кто говорит, что мы проиграли войну. Мы еще не воевали… Тогда, в те годы, в начале девяностых, невозможно было  поверить   разумом  и  душой, что армяне, жившие столько лет на азербайджанской земле, презреют законы  исконного кавказского гостеприимства, так предадут хлеб, который  они выращивали и ели на этой земле.

 

Своим вероломством, зверством и ложью они еще раз подтвердили, что некавказцы они,  а так просто, пришлые  Не  жили они здесь веками, поэтому  и не впитали  в генофонд своей нации  лучшие качества  кавказской земли.   А  наша победа еще впереди. Тогда, когда  наши внуки  соберут карабахские полевые цветы и принесут их на могилу дедушки, похороненного в Шуше… Это и будет  наша победа — возвращение  к могилам своих  предков. В этом и есть наша  правда — вернуться  на землю, которая пропитана потом и кровью родителей,  наших   родителей…

Я благодарна  Богу, что своей волей Он привел меня  в Азербайджан. Это было  трудное время  становления независимости государства, политической нестабильности в обществе и самое страшное —предательства  армянских соседей. А ведь в Азербайджане сосед — это больше, чем родственник…

И вот,  практически не имея действующей армии, кадровых военных,  оружия  и  боеприпасов, азербайджанцы  защищали свою землю. Моя  первая фронтовая поездка неожиданно для меня самой обернулась полным смятением души. Попав на передовую, испытав бомбежки, артобстрелы, наступая и отступая с  солдатами, карабкаясь по горам и высоткам, разделяя с ними последний кусок хлеба, я осознала истину — ОНИ  СРАЖАЮТСЯ  ЗА  РОДИНУ.

Именно на своей земле, обильно поливая ее кровью, сражаются и умирают  азербайджанские солдаты, в большинстве своем еще мальчишки, тонкошеие и неопытные. Они учились воевать прямо в боях… Чем я могла им помочь?  Я просто старалась быть рядом… Всюду на фронте, где я появлялась, солдаты окружали меня, упрашивая  сфотографировать. Надо сказать, что до этого я почти совсем не фотографировала, и вначале подобные многочисленные просьбы меня раздражали, выполняла их с неохотой. Но часто случалось так, —возвращаясь, чтобы отдать фотографии, узнавала, что многие уже погибли. Только их взгляд, их надежды, их лица  и улыбки оставались в моем фотоаппарате. И я перестала быть независимым журналистом. Моя жизнь, моя работа, состояние моей души стали зависеть от этой войны. Чужая война стала моей войной, и, как каждый солдат на фронте, я страстно желаю ее окончания. Здесь, главным образом, представлены лица людей на войне. Вглядитесь, многих уже нет в живых,  имена других неизвестны. Эти фотографии остались светлой памятью  для семей погибших, а также для тех, кто остался  израненным и искалеченным, ведь здесь они живы, молоды и здоровы. СМЕРТИ ВОПРЕКИ.

 

В  канун  празднования  Дня  Вооруженных сил Азербайджана, 24 июня 2011 года,  в  11.00 по адресу: проспект  имарифы Алиевой, дом 20,  в  помещении  Бакинского Совета ветеранов войны, труда, Вооруженных сил  и правоохранительных  органов состоится открытие  фотовыставки,  посвященной  павшим и живым,  солдатам и офицерам, участникам карабахской войны. Будут представлены фотоработы  военного журналиста, заслуженного журналиста Азербайджанской  Республики Татьяны Чаладзе. Вход свободный.

 

Татьяна ЧАЛАДЗЕ

Бакинский рабочий.- 2011.- 21 июня.- С.3.