ОТ ВЕНЕЦИАНСКОГО КАРНАВАЛА К БИБЛЕЙСКОЙ ЕВЕ

 

В Таллинне и Кельне с успехом прошли экспозиции новых работ известной азербайджанской художницы Маргариты Керимовой-Соколовой. Обе выставки стали ярким событием в жизни любителей живописи обоих городов, впрочем, как и многих других, где выставлялись работы художницы, ибо всегда дарят атмосферу праздника, ощущение приобщенности к тайне прекрасного, которое в творчестве Маргариты Керимовой-Соколовой раскрывается новыми гранями, удивляя неисчерпаемостью своих форм и воплощений.

В Таллинне, куда азербайджанская художница приехала по приглашению Европейской ассоциации тюркских и кавказских народов, эстонско-азербайджанской парламентской группы при содействии Министерства культуры Эстонской Республики и Фонда интеграции и миграции «Наши люди», экспозиция была развернута в просторном зале Национальной библиотеки. Были представлены работы из двух серий — «Венецианский карнавал» и «Ева». «Она пригласила на сказочный карнавал в Венеции и в мир, который начинается с Евы»,  — написал автор одной из статей о творчестве художницы.

 

Эстонцы настолько были впечатлены работами художницы, что  в ответ на чудо, явленное в живописных работах самой Маргариты Керимовой-Соколовой, устроили ей рукотворное чудо в самом Таллинне — вечером к пруду, расположенному рядом с библиотекой,  подвезли настоящую венецианскую гондолу, подаренную не так давно Таллинну.

Несколько лет назад выставка работ художницы, прошедшая в Кельне, где она  ныне живет и работает, сохраняя азербайджанское гражданство, как свидетельствовали немецкие журналисты, стала центром формирования в этом городе азербайджанской диаспоры. И с тех пор каждая новая экспозиция ее работ становится объединяющим фактором для живущих там азербайджанцев. Вот и не так давно в Кельне, в здании центральной ратуши были представлены новые ее работы — около 40 миниатюр — из серии «Венецианский карнавал». Поскольку выставка была открыта в дни, когда в Кельне проходил свой традиционный карнавал, она была названа «От Венецианского карнавала к Кельнскому». Реакция немецких зрителей была не менее восторженной, чем  эстонских ценителей искусства. Они также отмечали исходящую от полотен мощную энергетику праздника в Венеции и делились своими эмоциями с автором картин.

— Для меня Венеция — это неземной, космический город, который притягивает своей таинственностью, красотой, ощущением сакральности, волшебства, чего-то такого, что трудно выразить словами, — говорит Маргарита ханум. — Все это присутствует и в венецианском карнавале — уникальном зрелище, пленяющем необыкновенной красотой костюмов, разнообразием многочисленных образов, которые, воздействуя зрелищно и эмоционально, увлекают тебя в потустороннюю реальность, в иные времена, эпохи, в которых буквально растворяешься, забывая о действительности. Тема Венецианского карнавала для меня неисчерпаема. Я ее продолжаю, но уже в другом ключе. Кельнский карнавал, который проходил в дни работы выставки, совсем иной — он веселый, дурашливый, сатирический. В Венеции же карнавальное шествие проходит в полной тишине под звуки классической музыки. И при этом огромное количество людей разговаривают еле слышно, шепотом, чтобы не нарушить атмосферу сакральности происходящего.

Побывав не так давно в родном городе, Маргарита ханум рассказала о новой серии работ, посвященных библейской Еве, в основе которой — завершенные эскизы моделей, позировавших ей. Как это нередко бывает, идея объединить эти миниатюры в единой серии с необычным названием, уводящим за грань многих тысячелетий, возникла неожиданно, спонтанно. Так же «самовольно» вела себя и кисть — в процессе работы она как бы непроизвольно «опутывала» на листе бумаги каждую из женских фигур, извивающимися линиями.

— Они чем-то похожи на кружевные вязи или на вихри энергии, — говорит Маргарита ханум. — Меня это очень заинтересовало.

Каково же было удивление художницы, когда, движимая интересом, она нашла в Интернете  изображение ДНК — носителя генетической информации: она представляла собой двойную нить, скрученную в спираль. В этом изображении Маргарита Керимова-Соколова «узнала» подобие линий, окружающих женские фигуры на ее рисунках, почти так же закрученных, по  крайней мере, сильно напоминающих.

Известно, что творческий человек всегда как бы приобщен к невидимому миру Высших сил, работает в «сотворчестве» с ними, поэтому сам собой возник вопрос, ощущает ли художница в минуты творческого вдохновения  невидимое присутствие Бога.

— Я не могу сказать, что моей рукой водит какая-то сила, но вот те легкость и трепет, которые испытываешь — немножко не из жизни. Не все делается подсознательно и бессознательно. Многие вещи делаются оттого, что много чего знаешь. Это переплетающийся процесс: где-то я управляю, а где-то — мной. Мне трудно сформулировать, как он идет. Это рабочий процесс, но он такой прекрасный.

В начале июля в Баку начет свою работу Съезд представителей азербайджанской диаспоры. Маргарита Керимова-Соколова — одна из его участниц.

 

Франгиз ХАНДЖАНБЕКОВА

Бакинский рабочий.- 2011.- 22 июня.- С.6.