АЛЕКСАНДР КАРАВАЕВ:
«ОТ АРМЕНИИ
ОЖИДАЮТ ПРИЗНАНИЯ
ФАКТА ОККУПАЦИИ»
Интервью с руководителем Службы политического прогнозирования Центра по изучению постсоветского пространства (Россия) Александром Караваевым.
— Какие у вас ожидания от предстоящей встречи президентов Азербайджана, Армении и России
Ильхама Алиева, Сержа Саргсяна и Дмитрия Медведева по урегулированию нагорно-карабахского конфликта, которая пройдет в Казани в конце июня?
— Успехом можно будет считать любой документ, устанавливающий график вывода армянских сил из оккупированных районов. Большим успехом — подписание основных принципов урегулирования, опять же с графиком, четкими обязательствами сторон, составом и функциями миротворческих сил. В принципе, этого можно ожидать.
Но есть и сомнения. Речь идет, прежде всего, об Армении. Не похоже, чтобы власти проводили там соответствующую работу по примирению и принятию неизбежного факта необходимости диалога с Азербайджаном. Социально-психологический фон в Армении не очень способствует успеху в Казани. Тем не менее, посмотрим. Казань для Армении должна символизировать возможность успешной реализации сценария автономного развития армянской общины в составе соседнего унитарного государства.
— Если вновь не удастся достичь прорыва на предстоящей встрече, как, по-вашему, будут развиваться события на Южном Кавказе?
— Если не удастся достичь сближения, прорыв может быть со знаком минус. Каждый новый раунд, оказывающийся провальным или пустым, повышает ставки на военный исход конфликта. Баку может убедиться в необходимости реализовать силовой сценарий в обозримой перспективе, в зависимости от готовности сил. В свою очередь, армянские силы могут попытаться сыграть на опережение и разыграть провоцирующий конфликт для выбивания наступательного потенциала азербайджанских сил с последующей попыткой политической дискредитации Баку.
— Как бы вы прокомментировали Довильское заявление президентов России, Франции и США?
— Собственно, если отталкиваться от текста, было несколько задач. Первая — продвинуть принципы урегулирования. Обозначить необходимость наконец-то поставить точку в их обсуждении. Был указан четкий лимит в виде Казанского саммита. Правда, не совсем понятно, что же будет в случае несоблюдения этого срока, кто будет признан виновным и т.д. Но поскольку принуждением к миру в тексте не пахнет, некоторые эксперты оценили этот документ как очередную необходимую формальность.
Второй момент, зафиксированный документом — призыв к проведению подготовительной работы к принятию мира. Его, этот призыв, надо рассматривать в комплексе. От Армении ожидают признания факта оккупации и признания необходимости пересмотра итогов военного конфликта. Как видно, эти условия не были выполнены. В то же время от Азербайджана ждали снижения милитаристской риторики и более активных деклараций о построении мира с армянской общиной и Арменией в целом.
Важно отметить, что в целом на Южном Кавказе в разных сферах политической жизни постоянно протекают различные интересные процессы. Правда, не всегда они мирные.
Эльшан РУСТАМОВ
Бакинский рабочий.-
2011.- 23 июня.- С.1, 3.