ЦЕННОЕ ПОСОБИЕ О МУГАМЕ

 

До настоящего времени общенациональному лидеру Гейдару Алиеву посвящены сотни произведений и, вне всякого сомнения, так будет продолжаться и впредь. В Азербайджане нет вида искусства, представители которого не вспоминали бы о титанической деятельности этой великой личности. Экономическое возрождение страны, духовное возвышение народа связано с именем гениального руководителя. В каждой сфере он оставил своеобразный, неизгладимый след.

 

Преподаватель кафедры искусства мугама Азербайджанского государственного университета культуры и искусства, певица Руза Ибишова посвятила написанную ею и недавно увидевшую свет книгу «Ноты вечности» общенациональному лидеру Гейдару Алиеву, неизменно проявлявшему заботу о развитии музыкального искусства.

Любители мугама хорошо знакомы с Рузой Ибишовой. На протяжении многих лет они слышат ее обаятельный голос в эфире, встречаются на торжествах. Вначале она получила уроки в среднем специализированном музыкальном училище имени Асафа Зейналлы у искусного мастера мугама Наримана Алиева, впоследствии окончила класс народного артиста Ислама Рзаева в Бакинской музыкальной  академии имени Узеира Гаджибекова. Исполняемые Рузой ханум композиции мугамов «Мирза Гусейн сегяхи», «Шур», «Баяты-шираз», «Баяты-Кюрд», «Чаргях», «Махур-Хинди», ударные мугамы «Хейраты», «Кесмя шикесте», более ста народных песен, а также сочинений композиторов записаны на магнитофонную ленту и включены в Фонд Азербайджанского государственного телевидения и радио. Высокую оценку ее творчеству давали корифеи нашей музыки Сулейман Алескеров, Габиль Алиев, Алибаба Мамедов.

В то же время, Р.Ибишова занимается педагогической деятельностью, преподает на кафедре  искусства мугама Азербайджанского университета культуры и искусства. Талантливая певица, опытный педагог вот уже много лет выступает на страницах республиканкой печати со статьями об истории зарождения мугама, жизни и творчестве прославленных исполнителей. Вышедшая недавно книга «Ноты вечности» — более масштабная работа Рузы Ибишовой в сфере публицистики.

Любовь автора к древнему виду искусства, горение души, признательность наставникам, вложившим труд в ее становление, отчетливо проявляются уже в предисловии к книге. Р.Ибишова выражает глубокую благодарность Президенту Ильхаму Алиеву, который не жалеет усилий для развития мугама. Она особо подчеркивает, что в результате созданной благоприятной атмосферы мугам завоевывает новые высоты, расширяет свои горизонты. Блестящим  доказательством этому является открытие в Баку Международного центра мугама, последовательное проведение в республике международных фестивалей мугама и симпозиумов, предоставление на официальных мероприятиях, декадах достаточного места исполнителям мугама.

В книге с глубоким почтением отмечаются и заслуги президента Фонда Гейдара Алиева, председателя Фонда «Друзья азербайджанской культуры», депутата Милли Меджлиса, посла доброй воли ЮНЕСКО и  ИСЕСКО Мехрибан ханум Алиевой в развитии искусства мугама.

Руза Ибишова начинает книгу «Ноты вечности» статьей «Зеркало нашей истории». Автор обобщает мысли о мугаме великого композитора Узеира Гаджибейли, поэта и философа Бахтияра Вагабзаде, выдающихся исполнителей Джаббара Гаръягдыоглу, Сеида Шушинского, Хана Шушинского, Гаджибабы Гусейнова и Алима Гасымова, своих учителей Наримана Алиева и Ислама Рзаева и скромно делится со своими мыслями: «В каждый композиции будто прослеживается жизнь одного человека. Между басом и дискантом вмещаются детский период жизни, зрелость, молодость, старость и вечность. Проходишь через одну дверь, открываешь другую. В прихожей, как большой ковер, расстилается ритмическая мелодия… У наших мугамов очень тонкие, неприкосновенные границы. Представьте себе, куда не кинешь взор, всюду вода — морская, озерная, речная, родниковая. Но никогда не смешиваются они!..»

Вполне справедливо Р.Ибишова связывает историю, содержание, цель мугамов с политико-нравственными переживаниями нашего народа: «Каждый раз, когда слушаю «Кесме шикесте», оживает в памяти трагедия народа, начавшаяся с раздоров между тюркскими племенами и завершившаяся в новейший период оккупацией 20 процентов азербайджанских земель со стороны армян… В словах, мелодии этого ударного мугама душераздирающие звуки скрещивающихся мечей и копий, веками доносившиеся из каждого уголка нашей родины, боль по битве тюрка с тюрком при Чалдыране, скорбь по Гюлюстану, Тюркманчайскому  договору, геноциду 1918—1920 годов, страшному кровопролитию 20 января 1990 года…»

В книгу «Ноты вечности» автор включила и написанную профессиональным пером научную статью «Тонкости мугама на фоне композиции «Шур». Цель очевидна: приобщить читателей к более глубоким познаниям, превратить их в информированных слушателей. Реалии таковы, что многие из подростков, молодежи, проходившие с первого-второго классов уроки пения, музыки, совершенно не осведомлены о мире мугама.

Этот предмет, на преподавание которого отпускаются государственные средства, или предан забвению в средних школах, или его преподаванием занимаются некомпетентные люди. Хотя бы этими строками Р.Ибишова стремится провести просветительскую работу: «В азербайджанском мугаме существуют вокальная и вокально-инструментальная формы. В их ряду главное место занимает комплекс музыкальных мелодий. Он состоит из вступлений и заимствований, отделений, а также из народной ритмической мелодии, исполняемой между отделениями…» На основе композиции «Шур» автор пытается создать у читателей представление о конструкции, сути мугама, вызвать у них интерес к этому грандиозному виду искусства.

В разделе «К профессиональной школе» Руза Ибишова делит на четыре этапа историю развития мугама. Анализируя периоды музыкальных меджлисов, концертных и театральных салонов Узеира Гаджибекова, она пишет: «Период музыкальной культуры с семидесятых годов прошлого века до наших дней можно напрямую назвать этапом  Гейдара Алиева».

Автор приводит веские доводы из пластов истории, доказывая непосредственную связь в последние полвека между развитием музыкального искусства и победами в сфере политики и экономики. Прозорливость Гейдара Алиева она считает фундаментом достижений в мугаме: «Общенациональный лидер делал все возможное для воспитания молодых певцов, исполнителей. По его поручению Министерство культуры возглавил Закир Багиров — очень удачный кадр, который заботился не только о признанных мастерах искусства, но  уделял серьезное внимание будущему нашей  музыки, то есть сегодняшнему дню. Периодически проводятся общереспубликанские смотры-конкурсы для выявления талантливых детей, создаются условия для обучения победителей…» Руза ханум с благодарностью вспоминает то время, когда и ей, как и многим деятелям искусства, на пути к большой сцене выпало счастье от покровительства великого руководителя. Как успешное продолжение этого курса Р.Ибишова расценивает поддержку мугама со стороны Фонда, носящего имя общенационального лидера, и его президента Мехрибан ханум Алиевой.

В главах «Незабываемые предшественники», «Композиторы с мугамом в душе», «Очарование голоса» и «Любимые учителя» Руза ханум дает подробную информацию о выдающихся исполнителях — Шушалы Гаджи, Хюсю Нифталы, Сегяхе Исламе, Песхане Джалиле, Мешеди Мамеде Фарзалиеве, Мешеди Джамиле Амирове, Джаббаре Гаръягды оглы, Сеиде Шушинском, Кечячи оглы Магомеде, Гусейнгулу Сарабском, Хане Шушинском, Зульфи Адыгезалове, Сулеймане Алескерове, Тофике Гулиеве, Бюльбюле, Хагигат Рзаевой, Гюльхар Гасановой, Шовкет Алекперовой, Гаджибабе Гусейнове, Рубабе Мурадовой, Гулу Аскерове. Выполняя свой нравственный долг, автор не забывает и своих наставников, повествует о жизни и творчестве народного артиста республики Ислама Рзаева и заслуженного учителя Наримана Алиева.

Руза Ибишова не ждет какого-то вознаграждения за свой труд, а о желании сообщает уже во введении: «Совершая путешествие в историю этого волшебного искусства, взрослеешь, обретаешь цельность натуры, ознакомившись поближе, изучив, ее таинства, более глубоко постигаешь перипетии эпохи, цену земного бытия видишь в смысле жизни, становишься духовно чище. Если книга «Ноты вечности» пригодится вам, хотя бы частично станет проводником на этом пути, то буду считать себя счастливой…»

Уверены, что эта книга также станет учебным пособием для студентов, приобщающихся к искусству мугама.

 

Агаддин БАБАЕВ

Бакинский рабочий.- 2011.- 31 марта.- С.4.