ЕГО МУЗЫКА ДАРИТ РАДОСТЬ

 

Недавно в Анталье состоялся творческий вечер уже давно завоевавшего признание азербайджанского композитора и пианиста Ильяса Мирзоева. Он был посвящен пятидесятилетию нашего земляка, более двадцати лет живущего и работающего в братской Турции. И, как на все концерты Ильяса, так и на этот, юбилейный, собрались почитатели его творчества, люди, знающие толк в высоком искусстве.

 

Создателю музыки дороги все его творения. Но и среди них есть такие, отношение к которым у него особое.  Таким произведением Ильяс Мирзоев считает, в частности, свой «Концерт для нея с оркестром». И этому есть объяснение…

Дело в том, что когда в 2002 году Азербайджан и Турция праздновали завершение грандиозного по своей сути проекта Баку — Джейхан,  в честь этого знаменательного события в Стамбуле состоялся большой концерт, и в его программу, наряду с сочинениями других авторов, был включен и написанный Ильясом Мирзоевым «Концерт для нея с оркестром». После его исполнения присутствовавший в концертном зале Президент Азербайджана Гейдар Алиев, которому, видимо, понравилось произведение, поинтересовался: «Чья это музыка?» — и, узнав, что это сочинение «азери Ильяса Мирзоева», сына известного ему азербайджанского композитора Мусы Мирзоева, попросил пригласить его. Так состоялась историческая для Ильяса встреча с нашим общенациональным лидером, сыгравшая для музыканта роль некоего творческого импульса. Кстати,  позже это произведение, по рекомендации Гейдара Алиева, было исполнено также в Баку и посвящено 80-летию великого лидера.

И вот теперь оно проникновенно прозвучало на юбилейном концерте самого композитора в Анталье. Солировал на нее замечательный турецкий музыкант Эрджан Ырмак, как и прежде, продемонстрировав свое высокое мастерство исполнения на этом нестандартном  инструменте. На фортепиано с большим чувством играл сам композитор.

На концерте по случаю дня рождения Ильяса Мирзоева в исполнении Государственного симфонического оркестра Антальи были представлены также две части из «Третьей симфонии» композитора и его монументальное произведение «Симфония трех морей», в котором принимал участие ансамбль солистов-исполнителей: специально приглашенная в Турцию заслуженная артистка Азербайджана Мехри Асадуллаева (кеманча),  турецкие музыканты — Гексал Бахтакыр (канон), Юрдал Токсан (уда) и уже известный нам Эрджан Ырмак (ней).

Свое пристрастие к написанию симфонической музыки для таких редко используемых инструментов, как, скажем, ней, уда и другие,  композитор объясняет тем, что эти инструменты, на его взгляд, более других позволяют передать слушателю все богатство звуков, все нюансы вызываемых ими чувств. Однако, надо сказать, что и все другие сочинения Ильяса Мирзоева не оставляют слушателей равнодушными, способствуя их глубокому проникновению во все то, что мы называем синтезом Востока и Запада.

К слову, о Востоке… Как-то в Лондоне, где состоялась премьера нового произведения азербайджанского композитора «Восточный Янус», в котором слилось множество принадлежащих разным народам напевов, за кулисы к нашему земляку пришла сама королева Великобритании. Она сказала, что благодаря его сочинению открыла для себя восточную музыку, поблагодарила его за это.

Думается, такое могли бы сказать Ильясу Мирзоеву слушатели и в других странах  мира — ведь композитор  в содружестве с разными коллективами, и в первую очередь с филармоническим оркестром «Текфен»,  побывал во многих уголках Земли: с его произведениями знакомы ценители музыки Австрии, Германии, Болгарии, Франции, Бельгии, Голландии, Румынии, Японии, Испании, Казахстана, Швеции   И всюду ему сопутствовал успех.

Впрочем, настоящее Ильяса Мирзоева, можно сказать, было предопределено с самого начала его появления на свет. Родился будущий композитор в семье тонкого музыканта, общепризнанного профессионала-эрудита Мусы Мирзоева и преданного своему делу, прекрасного журналиста Светланы Мирзоевой. За рояль сел раньше, чем пошел учиться. Сначала в его жизни была музыкальная школа имени Бюльбюля, где его учили высококвалифицированные педагоги, затем — консерватория. Здесь наставником юного музыканта стал видный азербайджанский композитор, ученик Дмитрия Шостаковича  Джовдет Гаджиев, которого по праву считали симфонистом номер один в нашей республике. Но в создаваемых Ильясом уже и в студенческие годы произведениях, наряду с тем, что давал ему учитель, чувствовалось также, и совсем  не в малой степени,  влияние творческого опыта Кара Караева, Фикрета Амирова, талантливых представителей нашей композиторской школы.

В Турцию наш соотечественник приехал уже состоявшимся музыкантом, автором целого ряда произведений различного жанра. Тут хотелось бы сказать и о серьезной  увлеченности Ильяса Мирзоева  эстрадно-джазовой музыкой, в самом высоком ее понимании. «Джаз — это философия братства…», — считает композитор и, бывает, пишет и в этом жанре.

Турецкий период творчества Ильяса Мирзоева можно назвать  периодом его зрелости. Ильяса в братской стране приняли, он оказался востребованным. Но мы-то знаем, что Турция создает условия для работы только людям талантливым. Как приятно, что наш  земляк  оказался в их числе!  Вот и  на днях состоится еще один творческий вечер композитора в Измире, где впервые будет исполнен его «Концерт для виолончели  с оркестром».

Ильясу Мирзоеву — уже 50? …Ильясу Мирзоеву — только  50!  И впереди его ждет непрестанный, делающий  человека счастливым творческий труд, а нас — радостные встречи с его новыми творениями.

 

Эльмира АЛИЕВА

Бакинский рабочий.- 2011.- 11 мая.- С.11.