CОЗДАНИЕ ГЛОБАЛЬНОЙ СЕЙСМИЧЕСКОЙ СЕТИ — АКТУАЛЬНАЯ ПЛАНЕТАРНАЯ ЗАДАЧА

 

На ежегодном общем собрании Национальной Академии Наук Азербайджана речь шла  и о работе азербайджанских сейсмологов. «Я готов рассмотреть внесенные предложения о развитии сейсмологической службы», — сказал в своей заключительной речи Президент республики Ильхам Алиев. Наша газета неоднократно обращалась к теме глобальных экологических катастроф, публиковала интервью с ученым мирового уровня, доктором физико-математических наук, руководителем Научного центра сейсмологии при президиуме НАНА, профессором Икрамом Керимовым. В интервью под заголовками «В США решена проблема управления состоянием среды?», «Почему трясет землю?», «Экология-2010: никогда ранее» он высказывал свое мнение о причинах шквала стихийных бедствий на планете, популярно объяснял природу некоторых экологических явлений.

Корреспондент «Бакинского рабочего» обратился к известному ученому с просьбой  прокомментировать недавние катаклизмы и сформулировать свои предложения.

 

— В свете выступления Президента республики на общем собрании НАНА, сказавшего в своей речи, что он готов рассмотреть предложения о развитии науки в республике, и, в частности, сейсмологии, меня интересуют ваши предложения по этим проблемам.  Икрам муаллим, насколько вы сегодня придерживаетесь своих позиций?

— Мое мнение сегодня только укрепилось, я считаю, что для Азербайджана, как и для многих стран мира, создание и участие в глобальной системе становится жизненно важным вопросом. Да, всем странам мира необходимо расширять свои внутренние сети, необходимо усилить кадровую политику, чтобы реально, — теоретически, и экспериментально, — подготовленные специалисты, в особенности, молодые люди, владеющие современными знаниями, занимались сейсмологией и геофизикой в целом. Но, параллельно с этим, на первый план выходят совершенно иные требования и подходы.

К этим выводам я пришел, анализируя катастрофическое землетрясение в Японии и его последствия. Оно действительно заставило по-новому взглянуть на проблемы сейсмологии. Недавно я представил на один из международных форумов свои тезисы, в которых рассматривалось,  почему для Японии, имеющей одну из лучших в мире сейсмологических сетей (многим странам необходимо приложить огромные усилия, чтобы попытаться приблизиться к их уровню), оказалось невозможным выявить процессы подготовки подобного сверхмощного землетрясения, почему в сегодняшней ситуации мир, безусловно, нуждается в Глобальной сейсмологической системе?

Я попытаюсь пояснить суть проблемы, что важно и для Азербайджана. Это становится понятным, если принять во внимание следующие факторы. Землетрясения несопоставимо отличаются не только по своим энергиям, но и по размерам областей их подготовки — деформационной зоны, накапливающей эти энергии. Только сравните: для землетрясений с магнитудой М в 5 единиц эта область по ориентировочным оценкам занимает около 10 тыс. квадратных километров. Тогда как для землетрясений с магнитудой М уже в 8 единиц — это огромная площадь в 5 млн  квадратных километров! Трудно представить ее размеры для землетрясений гораздо больших магнитуд, как это случилось в Тохоку.

С другой стороны, известно, что в период активизации очага на поверхности Земли, над областью подготовки, уровень сейсмических сигналов постоянно уменьшается. Поэтому, если сеть находится внутри деформационной области, это делает невозможным использование сейсмической информации для целей прогноза землетрясений. Добавим, что наши исследования в свое время позволили разобраться в физике этих эффектов и показали, что вне области подготовки регистрируется непрерывное увеличение интенсивности сигналов. 

Только некоторые страны мира обладают территориями достаточных размеров, чтобы проводить сопоставления сейсмических сигналов внутри и вне этих областей. Для остальных же процессы подготовки подобного уровня событий могут быть выявлены только, если использовать данные, взятые вне деформационной зоны, то есть обмениваясь информацией с другими странами. К слову сказать, этими данными могут быть, например, вариации интенсивности, частоты и поляризации микросейсмической радиации.

Возникает дилемма. Землетрясения сравнительно небольшой мощности при сегодняшнем уровне сейсмостойкого строительства во многих странах не представляют опасности, тогда как катастрофические события для своего предсказания требуют обмена информацией с различных, далеко расположенных территорий. В то же время я хотел бы подчеркнуть, что создание глобальной сейсмологической системы может  способствовать не только в решении проблемы прогноза, но и в организации глобального контроля естественных и искусственных воздействий на природные процессы.

При этом, если землетрясения средней силы не опасны, то большей мощности, вызывающие разрушения, требуют иного подхода к их анализу и выявлению. Если вам говорят, что «в Азербайджане все спокойно», то это ровным счетом может ничего не означать. Необходимо анализировать и сопоставлять наши данные одновременно с данными, зарегистрированными в соседних регионах (и достаточно удаленных), чтобы судить о том, что на самом деле происходит.    

— Вы всегда высказывались против строительства  атомной станции в Азербайджане. Насколько изменились ваши взгляды по этому вопросу?

— Нисколько не изменилось. Но, следует сказать, что так как в настоящее время население многих стран проявляет беспокойство по поводу их атомных станций, только глобальная система может предоставить им необходимые международные гарантии безопасности.  С этой новой точки зрения, касаясь сверхмощных событий, — а именно они и представляют основную опасность, — можно утверждать, что, например, ни одна европейская страна не может самостоятельно, опираясь только на собственные геофизические сети, контролировать свою среду, в том числе и в районе своих атомных станций, если вдруг они окажутся подверженными случайным (или неслучайным) воздействиям.  Поэтому беспокойство их населения я считаю обоснованным.

Что же касается строительства АЭС в республике, то сегодня даже те, кто еще недавно лоббировал эту идею, выступают ее противниками.

— В одном из интервью вы говорили о возможной природе  катастрофических пожаров, в том числе и в России. Тогда же вы сказали, что, однажды возникнув на какой-либо территории, пожары  в условиях ухудшающейся экологии, повторятся со все нарастающей опасной интенсивностью, утверждая, что это — процесс  безостановочный и что негативная волна, с каждым годом повторяясь, будет захватывать все новые и новые территории, продвигаясь все дальше с Запада на Восток, если не будут приняты меры по их контролю. Вы ссылались на опыт работы коллектива вашего центра, несколько лет проработавшего в одном из регионов России, когда занимались внедрением разработанной вами технологии увеличения нефтедобычи и другими задачами. Неожиданным результатом проведенных под вашим руководством вибрационных воздействий стала «залеченность», как вы  выразились, площадью в 500 квм — исчезли различного характера и протяженности микротрещины в земной коре. Но в зоне подобного положительного воздействия оказалась территория радиусом в 100—150 км, на которой, до сих пор пожары пока не возникали, хотя они случались и на севере, и на юге, и на западе, и на востоке от нее. Не так давно стало известно о начавшихся пожарах в Сибири, которые вы предсказывали, хотя до наступления летней жары еще очень далеко. Все мы жители одной планеты, Земля — наш общий дом, и происходящие будь то в Калифорнии или в России пожары не могут не вызывать опасения за экологическое благополучие всех стран. Что вы могли бы сказать по этому поводу? Может ли создание глобальной сейсмологической системы помочь в решении и этого  вида стихийного бедствия?

— Главной задачей глобальной системы явилось бы не только осуществление контроля над процессами природного и техногенного характера, протекающими в среде, не только решение проблемы прогноза землетрясений и обеспечения безопасности территорий расположения  атомных станций, но и принятие с ее помощью необходимых мер по управлению процессами энергетического обмена планеты с вмещающей ее средой. С моей точки зрения, именно этот аспект применения глобальной системы будет способствовать решению накопившихся экологических проблем.

— Помню, вы также привели слова принца Чарльза о том, что «у человечества для принятия необходимых мер осталось всего 96 месяцев». А как, по вашему мнению,  ученого, который неоднократно раскрывал нам картину взаимосвязей природных катаклизмов?

— Я думаю, что, повторюсь: столь ответственное заявление опиралось на мнение английских ученых, которые на протяжении последних десяти лет неоднократно предупреждают мир о грозящей и быстро надвигающейся опасности. Английские ученые занимают, по моему мнению, одну из лидирующих позиций в проблемах мировой экологии.  Что касается меня, то мне кажется, что подвижки сознаний социумов все-таки происходят, и некоторые страны будут вынуждены по настоящему включиться в глобальный созидательный процесс.

— Икрам муаллим, а что вы скажете о землетрясениях в Испании, их характере или причинах?

— К несчастью, населению пострадавших городов очень не повезло в том, что столь относительно небольшие сейсмические события произошли в непосредственной близости от них и на очень небольшой глубине. Сейсмология непростая наука: возможное выявление и прогноз событий подобной силы требуют своей системы наблюдения. Но, пользуясь случаем,  хотел бы отметить следующее. По всему миру, по всем международным сообществам прокатилась волна специальных совещаний, посвященных двум разрушительным землетрясениям последних двух месяцев, — в Новой Зеландии — Крайстчерч, и в Японии — Тохоку. У стороннего наблюдателя может создаться впечатление, что эти землетрясения можно ставить в один ряд. Но на самом деле это кардинально отличающиеся события. Землетрясение в Японии — явление редчайшее, необычное по всем своим параметрам, в первую очередь по энергии, а землетрясения, подобные произошедшему в  Крайстчерч, сотнями происходят в течение каждого года в индонезийско-австралийском поясе. Единственная, вызывающая удивление, странность этого землетрясения, — его очень небольшая, не соответствующая интенсивности глубина. В этом смысле, к огромному сожалению, жителям Крайстчерч так же не повезло, как и жителям испанских городов.

— Население Баку взволновано сообщением о возможности  мощного землетрясения...

— Недавно сотрудник нашего центра Эльмира ханум Алиева отвечала в печати на эти вопросы. Смысл ее слов заключался в том, что, во-первых,  никто не имеет права пугать общественность подобными заявлениями, и, во-вторых, тем более что их якобы научная обоснованность вызывает большие сомнения. 

С этим нельзя не согласиться, в особенности в свете всего вышесказанного. 

 

Интервью вела

Франгиз ХАНДЖАНБЕКОВА

Бакинский рабочий.- 2011.- 21 мая.- С.5.