КТО ЗАКАЗЫВАЕТ «ЭХО» БУНТМАНА

НА ОККУПИРОВАННЫХ АЗЕРБАЙДЖАНСКИХ ЗЕМЛЯХ?

 

Поездка замглавреда российской радиостанции «Эхо Москвы» Сергея Бунтмана на оккупированные азербайджанские территории вылилась рядом его интервью с главами сепаратистского режима Нагорного Карабаха, например,  с нынешним лидером карабахских сепаратистов Бако Саакяном.

Само интервью Саакяна заранее было обречено быть далеким от объективности, поскольку бравший его замглавреда «Эхо Москвы» в одном из своих прошлогодних интервью признался: «Я от рождения на четверть арменизирован. У меня дед армянин из Карабаха. У меня не может быть объективного журналистского мнения, поскольку там мой дедушка из Карабаха». В связи с этим вдвойне странно, что главред «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов, бывавший в Баку и прекрасно разбирающийся в причинах и последствиях армяно-азербайджанского конфликта, посылает на оккупированные азербайджанские земли своего журналиста, который к тому же, как он сам признается, «арменизирован».

 

Вообще-то, по большому счету нет надобности комментировать полное бреда и домыслов интервью с Саакяном, однако, с другой стороны, нам предоставляется редкий случай убедиться в его уровне мышления, образования и понимания внешнего мира.

Саакян бодро выдает в интервью, что «Карабах — это государство, отдельное государство и, в отличие от Армении, сегодня находится на стадии признания». При этом в одном и том же абзаце он ухитряется называть оккупированные азербайджанские территории и «Арцахом», и «Карабахом», и «Нагорным Карабахом». В этой связи становится ясным, какая каша творится в голове Саакяна, если последняя у него вообще есть, в чем возникают серьезные сомнения при дальнейшем знакомстве с  его перлами.

На вопрос С.Бунтмана, не обидно ли Саакяну, что «и Армения не признает Нагорный Карабах как суверенное государство?», — Саакян констатирует, что Армения «не признает их». Далее начинает говорить о том, что «много работы» проводится в направлении признания «НКР», а затем констатирует, что даже общеармянские потуги по содействию международному признанию сепаратистского режима не имеют «конкретных результатов».

Следует отметить, что, взахлеб говоря о «проводимой работе по международному признанию», Б.Саакян тем самым подтверждает, что ереванские власти и карабахские армяне совместно занимаются сепаратизмом и подрывной деятельностью на фоне идущих мирных переговоров и наносят по переговорам серьезный удар. И какую после такого «чистосердечного» признания позицию еще может иметь Азербайджан по отношению к армянской стороне, открыто срывающей переговорный процесс, о чем с глупым и самодовольным видом в интервью «Эхо Москвы» рапортует Бако Саакян?

 

Затем Саакян выдает такое, что даже бывалым ценителям армянских опусов не сдержать смеха: «Вы знаете, что решением будапештского саммита ОБСЕ Карабах является полноправным членом переговорного процесса. И сегодня проходят переговоры без участия Карабаха, и они не могут быть увенчаны серьезными результатами».

Или Саакян так глуп, или же он решил вешать лапшу на уши Бунтману (который, кстати, весьма охотно принимал на свой слуховой аппарат любую порцию саакяновской лапши) про Будапештский саммит аж 1994 года, тогда как формат и содержание переговорного процесса менялись после этого неоднократно, что и было зафиксировано на Лиссабонском саммите ОБСЕ в 1996 году, на Стамбульском — в 1999 году и, наконец, на Астанинском — в 2010 году.

Ни на одном из этих европейских саммитов даже в фойе не было «карабахских представителей», поскольку уже много лет по инициативе официального Еревана переговоры вместо карабахских армян ведут армянские власти.

Далее Бако Саакян пространно рассуждает о каких-то «компромиссах» Азербайджану, хотя Саакян и его окружение не имеют ни грамма политического веса в мире, чтобы кому-то что-то могли уступать.

Товарищ Саакян, напоминаем, что ваше дело пятое — когда будет подписан мирный договор, вы, или кто-либо иной, как глава армянской общины будете вместе с азербайджанской общиной Нагорного Карабаха обсуждать обустройство и детали совместного сосуществования.

Затем Саакян жалуется на то, что «руководство, политическое руководство Азербайджана выступает с регулярными, можно сказать, даже ежедневными угрозами в адрес Карабаха». Во-первых, Азербайджанское государство адресует все свои заявления и предупреждения в адрес Армении, войска которой оккупировали азербайджанские земли и Нагорный Карабах. Зачем же так лгать, товарищ Саакян, ведь все мировое сообщество, и в том числе Азербайджан, не знает такого образования, как «НКР», чтобы о чем-то еще с ним говорить. Касательно недовольства  азербайджанской стороны  ходом мирного переговорного процесса, то Азербайджан все претензии высказывает агрессору — Армении, странам — сопредседателям МГ ОБСЕ и пассивному мировому сообществу.

Самое смешное, что Саакян начинает говорить о компромиссах Азербайджану в духе того, что «говорить даже о каких-то компромиссах не приходится», то есть тем самым подтверждая, что является примитивной марионеткой, не способной ответить на вопрос, который, впрочем,  и не есть его ума дело. 

«Вы знаете, что уже на протяжении 17 лет мы осуществляем боевое дежурство, и государственную границу Карабаха и безопасность Карабаха мы обеспечиваем собственными силами…», — лжет, не моргнув глазом, Саакян. Кому, как не ему, известно, что почти 90% солдат, несущих службу на оккупированных азербайджанских территориях, являются военнослужащими ВС Армении. Для того чтобы наглядно убедиться в этом, достаточно посмотреть в армянских СМИ сводки о погибших, раненых и пострадавших от дедовщины в Карабахе, где указано место их призыва. Даже при беглом взгляде видно, что в подавляющем большинстве это граждане Армении.

В нескольких местах бунтмановского интервью Саакян говорит о мистическом «карабахском народе», отличия этнического происхождения которого от армян еще никто не смог объяснить. Ни один армянский идеолог так и не смог доказать, что есть «карабахский народ», поскольку даже в «древнеармянской» сфальсифицированной истории о нем ничего не написано. Однако в архивах разных стран мира есть уйма материалов и документов о том, как и откуда армян переселяли на Кавказ, в том числе в Карабах.

«Вы прекрасно знаете, что в Азербайджане существует лагерь так называемых беженцев на протяжении очень многих лет. На наш взгляд, этот лагерь сегодня служит демонстрационной площадкой для того, чтобы каждый раз, когда приезжают туда эмиссары из разных международных организаций, демонстрировать невыносимые условия, в которых живут эти беженцы», — клевещет Саакян.

Этот человек, напрочь лишенный совести, делает вид, что не знает об одном миллионе азербайджанских беженцев и вынужденных переселенцев — а это ведь почти каждый восьмой гражданин Азербайджана. Такого наплыва беженцев в одну страну не было, наверное, нигде в мире, и никто, кроме Азербайджана, не справлялся с такой масштабной трагедией за столь короткий срок. Однако Саакян  утверждает о «демонстрационной площадке» в Азербайджане, и это говорит человек, чьи идеологи уже почти сто лет зарабатывают себе политический капитал на демонстрации всему миру мифа о «геноциде» и «многострадальности» армянского народа.

После этого Саакян хвалит и называет «демократическим волеизъявлением» референдум, проведенный в Нагорном Карабахе в 1991 году, вслед за насильственным изгнанием азербайджанского населения — вот оно, саакяновское торжество демократии по-армянски и чистейшей воды  национализм в действии.

Саакян ставит под сомнение многовековое существование Иреванского ханства, тогда как ему, малообразованному человеку, следовало бы задаться вопросом:  почему же тогда в начале XIX века русский генерал Паскевич, захвативший крепость Эривань, получил титул Эриванского? Напоминаем Саакяну, ссылаясь на российские источники, что «в войне 1826—1828 гг., когда Россия приобрела Эриванское и Нахичеванское ханства, Паскевич пожалован титулом графа и наименованием «Эриванский» (Шикман А.П. «Деятели отечественной истории. Биографический справочник». Москва, 1997 г.).

Далее Саакян выдает еще один перл: «Мы (кто эти «мы» — Саакян и Бунтман?) прекрасно знаем, что государство Азербайджан появилось на политической и на географической карте мира в начале XX века…» До чего же надо не знать истории, чтобы выдать такое, товарищ Саакян, ведь все прекрасно знают, что до начала XX века на Кавказе не было и политического образования Армения (поскольку весь регион находился в составе Российской империи), а еще за сто лет до этого армян вообще на Кавказе практически не было.

Далее уже Бунтман, видимо, захмелевший от саакяновской лапши и местной тутовки, выдает не менее провокационное заявление: «Сам Нагорный Карабах внутри не производит впечатления военного лагеря, он производит впечатление страны, которая развивается, живет, учится, строится».

Товарищ Бунтман, а вам показали город-призрак Агдам, Ходжалы, Шушу и другие азербайджанские города и села, превращенные в руины? Вам показали растоптанные, вывороченные азербайджанские кладбища, мечети, превращенные в хлев, памятники азербайджанской истории и культуры, разобранные по кирпичику?

На вопрос Бунтмана о том, что реставрируется в Нагорном Карабахе «из мусульманского» (сказать «азербайджанского» у него, видимо, не поворачивается язык), Саакян начинает нагло перечислять недавно построенные армянские церкви и арменизированные албанские храмы. И потом, поняв, что несет полную ахинею, Саакян вспоминает о Шуше, где «провели ряд работ по восстановлению персидской мечети». Каким же надо быть лжецом, чтобы называть построенные азербайджанскими Панахали ханом, Ибрагим Халил ханом и другими карабахскими ханами в XVIII—XIX вв. город Шуша и его мечети «персидскими», тогда как к Персии все это уж точно никакого отношения не имеет.

Подводя итоги, еще раз хочется высказать благодарность Бунтману за то, что он наглядно продемонстрировал как свой уровень и морально-этические качества, так и своего интервьюера Бако Саакяна. А по большому счету, вызывает удивление активность в последнее время некоторых российских СМИ в штамповании провокационных материалов с разного рода армянскими «деятелями». Ведь не секрет, что подобные провокации на страницах популярных российских СМИ наносят только вред хрупкому мирному переговорному процессу и вызывают в Азербайджане недоумение и разочарование.

 

Ризван Гусейнов

Бакинский рабочий.- 2011.- 25 мая.- С.1, 3.