МУБАРИЗ ГУРБАНЛЫ:
«ЦЕЛЕСООБРАЗНЕЕ УСОВЕРШЕНСТВОВАТЬ
ИМЕЮЩИЙСЯ ЗАКОН «О
ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЯХ»
Интервью с заместителем исполнительного секретаря партии «Ени Азербайджан», депутатом Милли Меджлиса Азербайджана Мубаризом ГУРБАНЛЫ.
— Мубариз муаллим, вот уже несколько лет звучат самые различные предложения об изменении, даже обновлении действующего Закона
«О политических партиях». И чаще всего об этом в парламенте говорят представители партии «Ени Азербайджан». Как депутат от правящей партии, видите ли вы серьезную необходимость изменения или в целом обновления данного Закона?
— Вопрос об обновлении Закона «О политических партиях» не является чем-то новым. И раньше звучали различные предложения по этому поводу. В 1997 году даже высказывались конкретные предположения, впоследствии в Закон были внесены значительные изменения. Ряд положений Закона подвергся обновлению в связи с принятием нашей республики в Совет Европы и необходимостью внесения в той или иной форме изменений в политическую систему страны. В то же время, после принятия Конституции положения, вытекающие из этого документа, а также из других нормативных актов, нашли свое отражение в Законе. Несмотря на это, как со стороны оппозиционных сил, так и представителей правящей партии, по-прежнему выдвигаются предложения о новой разработке Закона «О политических партиях».
ПЕА и раньше выражала готовность обсудить все предложения, и мы даже несколько раз участвовали в «круглых столах», организованных по инициативе оппозиционных сил, и выражали собственное мнение. Что же касается в целом обновления Закона, то здесь необходимо учесть некоторые нюансы...
— Какие именно?
— Вообще, размышляя об обновлении такого рода законов, важно выяснить, какая кроется в этом необходимость, то есть какие существуют недоработки, которые надо ликвидировать. Обычно, требования о внесении изменений в Закон выдвигаются тогда, когда в этом ощущается серьезная потребность, и следует выяснить причины ее возникновения.
На мой взгляд, не стоит заново разрабатывать закон, было бы более целесообразнее его усовершенствовать.
Во всяком случае, находящийся в силе с 1992 года Закон полностью отвечает международным стандартам. В нашей стране очень легко решаются вопросы создания, регистрации, деятельности политических партий. Здесь не существует никаких сложностей. Например, в ряде стран для учреждения политической партии необходимо создать ее ячейки, как минимум, на одной третьей части территории страны.
В других государствах существуют иные серьезные препятствия для учреждения политических партий, которых нет в нашем Законе. У нас политическая партия учреждается при наличии единства взглядов тысячи человек вне зависимости от их местонахождения. Хочу отметить, что в нашей республике выбрана наиболее упрощенная форма, при наличии которой новая разработка закона, внесение тех или иных изменений, существующих в международной практике, могут усложнить положения Закона. Разве Закон «О политических партиях» чинит помехи в создании партий? Нет.
Существуют ли какие бы то ни было препятствия в деле участия какой-либо организации в тех или иных политических процессах? Такие случаи отсутствуют. Разве есть ограничения при избрании политиков руководителями политических партий, или в осуществлении ими какой-либо деятельности? Таких ограничений не имеется.
Каждый политический лидер может сколько угодно избираться руководителем организации. Это регулируется лишь внутрипартийными решениями. Однако в законодательстве некоторых стран в этом вопросе предусмотрены ограничения. Наш Закон не загоняет какую-то партию в угол, не ставит ее в финансовую зависимость от государственных структур.
Но в некоторых государствах осуществляются серьезные проверки, связанные с вопросами финансовой прозрачности политических партий, даже имеются положения, предусматривающие серьезные санкции в случае выявления нарушений. Еще раз подчеркну: наш Закон имеет очень упрощенную форму. Если кто-то выступает с требованием о его пересмотре, то необходимо учитывать все нюансы.
ПЕА — сторонник изменения, совершенствования этого Закона. В то же время мы сторонники того, чтобы этот документ не усложнял, а, напротив, упрощал существующие ныне отношения между политическими партиями.
— Как вы относитесь к вопросу финансирования политических партий со стороны государства?
— В ряде стран мира существует неоднозначное отношение к этому вопросу. Мы должны выяснить, что это за подход и каким он должен быть. В некоторых президентских республиках вообще отсутствует государственное финансирование, например, в такой стране, как США. Насколько я знаю, такого института нет и в Великобритании, и в других ведущих государствах.
Государственное финансирование политических партий существует в основном в парламентских республиках, его смысл заключается в том, что в этих странах правительство формируют политические партии, политические силы, победившие на выборах. В других странах существуют различные, смешанные формы. Скажу для примера: в некоторых странах СНГ государственное финансирование политических партий проводится в сильно ограниченной форме, в других — это вообще не предусмотрено. И в Азербайджане пока отсутствует подобная практика.
Но в перспективе мы готовы рассмотреть и этот вопрос, уже озвучивались предложения по этому поводу. Как это будет осуществляться, в какой форме, на эти вопросы мы пока не можем дать ответа. Мы за то, чтобы обсудить данный вопрос в целом и прийти к консенсусу.
Кямиль ГАМЗАОГЛУ
Бакинский рабочий.-
2011.- 27 мая.- С.3-4.