Эльнур Асланов: «За 20 лет МГ ОБСЕ так и не удалось посодействовать возвращению на свои земли хотя бы одного вынужденного переселенца»

 

 

 Интервью 1news.az с заведующим отделом политического анализа и информационного обеспечения Администрации Президента Азербайджана Эльнуром Аслановым.

 

 — В этом году исполняется 20 лет с момента создания МГ ОБСЕ. Как вы оцениваете работу сопредседателей, и каковы, на ваш взгляд, основные причины «буксования» мирного процесса?

 

 — Как вы помните, именно в эти дни, с 27 марта по 3 апреля, 19 лет тому назад армянская сторона, проведя операцию по захвату Кяльбаджарского района, не входящего в территорию Нагорного Карабаха, подорвала решение переговорной группы о направлении в зону конфликта миссии международных наблюдателей. К сожалению, в целом ситуация в начале 1990-х заключалась в том, что пока обсуждались вопросы вывода армянских сил с территории Азербайджана, Армения захватывала азербайджанские районы. В итоге была создана Минская группа ОБСЕ, в то время еще СБСЕ, которой несколько дней тому назад исполнилось 20 лет.

 

 За эти годы Минская группа, несмотря на сложности и перипетии региональной и глобальной политики, в составе трех сопредседателей попыталась проделать определенную работу, как-то стараясь примирить стороны и предложить варианты урегулирования конфликта. Не всегда предложенные варианты согласовывались с региональными реалиями, порой противоречили принципу территориальной целостности государства, как например, принцип «общего государства», иной раз же предоставляли возможность для установления мира и стабильности на Южном Кавказе. Однако, к сожалению, за 20 лет деятельности МГ ОБСЕ сопредседателям так и не удалось посодействовать возвращению на свои земли хотя бы одного вынужденного переселенца или поспособствовать освобождению хотя бы гектара оккупированной азербайджанской территории.

 

 Безусловно, очень сложно примирить две воюющие стороны. Еще сложнее это сделать, когда одна из сторон, являющаяся агрессором, пытается сохранить статус-кво, постоянно отступает от заранее обговоренных принципов и достигнутых договоренностей, а также демонстрирует полное отсутствие желания решить вопрос мирным путем.

 

 Армения делает все возможное, чтобы деятельность МГ ОБСЕ оставалась безуспешной. С другой стороны, не все страны-сопредседатели демонстрируют должный уровень давления на Армению с целью справедливого урегулирования конфликта. Некоторые же силы в целом экономически и политически поддерживают Армению, в результате чего она продолжает оккупационную политику в отношении Азербайджана.

 

 Так продолжаться не может, так как действия Армении в корне противоречат всем принятым международным документам, нарушая ряд статей Устава ООН, основополагающие принципы международного права и Заключительный Акт Хельсинкской конференции ОБСЕ.

 

 — В своих поздравительных письмах в адрес президентов стран-сопредседателей глава армянского государства и руководитель внешнеполитического ведомства этой страны выразили мнение, что основным виновником отсутствия прогресса в мирном урегулировании конфликта является Азербайджан. Как можно оценить подобного рода заявления, и какую цель они преследуют?

 

 — Азербайджан — как страна, территория, которой оккупирована, имеет около миллиона человек беженцев и вынужденных переселенцев, априори не может быть виновником отсутствия прогресса. Историческому и культурному наследию Азербайджана, наличествовшему на территории Карабаха и в прилегающих семи азербайджанских районах, нанесен непоправимый урон. Происходит эксплуатация природных ресурсов, а посредством превращения Нагорного Карабаха в «серую зону» осуществляется любая незаконная деятельность, в том числе по транспортировке оружия и наркотиков через оккупированные территории. Окружающей среде и биологическому разнообразию оккупированных территорий планомерно наносится очень серьезный урон. Марионеточный режим, управляемый из Еревана, прекрасно понимает, что им не находиться в Карабахе вечно, поэтому в прошлые годы мы все видели целенаправленную политику армянской стороны по организации крупномасштабных пожаров вдоль линии соприкосновения огня. Кстати, именно согласно миссии ОБСЕ, «пожары стали причиной экологического и экономического ущерба и создали угрозу здоровью и безопасности людей».

 

 Армения пытается  выиграть время и сохранить статус-кво. А все выступления руководителей Армении крайне часто изобилуют ложью и фальсификациями и таким образом подтверждают наличие у армянской стороны многочисленных территориальных претензий как относительно Нагорного Карабаха, так и прочих территорий Азербайджана, Грузии и Турции.

 

 — Как известно, Баку посетит глава МИД РФ С.Лавров. В то же время, новым Президентом России избран В.Путин. Можно ли ожидать от визита Лаврова нового импульса в нагорно-карабахском процессе в связи с приходом к власти Владимира Путина?

 

 — В данном вопросе мы ожидаем от России активизации усилий по урегулированию армяно-азербайджанского конфликта. За последние годы по инициативе российской стороны, в частности, Президента Дмитрия Медведева, состоялся ряд встреч между Президентами Азербайджана и Армении, была принята Майендорфская декларация. Искренне надеемся, что президентство Владимира Путина останется в памяти как время установления мира между Азербайджаном и Арменией и возвращения оккупированных территорий.

 

 — В настоящее время острой остается проблема ядерной программы Ирана. Пресса буквально пестрит громкими заголовками. Буквально на днях авторитетный журнал Foreign Policy распространил информацию о том, что Азербайджан предоставит свои базы Израилю для проведения военной операции против Ирана. Данная информация была тут же опровергнута официальным Баку в лице Минобороны и Администрации Президента. Как вы считаете, какие цели преследуются при распространении подобной информации? Возможно ли теоретически подобное развитие ситуации при изменении внешних факторов?

 

 — Авторы этих материалов пытаются таким образом втянуть Азербайджан в геополитическую игру. В регионе Ближнего Востока происходят заметные и существенные трансформации, которые, безусловно, сказываются и на приграничных регионах. С геополитической точки зрения — это формирование нового мирового порядка и постоянное  соперничество центров силы. С более приземленной позиции — это попытки противодействия формированию многополюсного мирового порядка и, соответственно, усиление моноцентризма.

 

 На протяжении всего периода своей независимости Азербайджан в своей внешней политике занимает позицию надежного, стабильного партнера, которого с  одними странами связывают узы стратегического партнерства, с другими — равноправного сотрудничества, с третьими же — равноудаленности. Наше геостратегическое положение в данном вопросе также играет немаловажную роль. Многих авторов таких статей прельщает очень важная с позиции транспортных артерий и геоэкономической значимости часть региона в лице Азербайджана.

 

 Однако повторюсь, принципы независимой внешней политики, которая отвечает исключительно национальным интересам страны и сегодня реализуется Президентом Ильхамом Алиевым, в условиях геополитических трансформаций может не устраивать отдельные стороны. В свете возрастающей роли Азербайджана как важного регионального поставщика энергоресурсов, такое вполне возможно.

 

 Не исключено, что такие статьи, помимо возможности автора выдать желаемое за действительное, могут быть также стремлением некоторых сил втянуть Азербайджан в различные дискуссии. Мы были свидетелями того, как часто за различными дискуссиями, цель которых заключается в попытке нанести урон национальным интересам Азербайджана, стоят проармянские лоббисты и авторы. Неоднократно концы тех или иных статей или заметок приводили к авторам, тесно сотрудничающим с армянскими коллегами и, таким образом, пытающимся противопоставить Азербайджан третьей стороне.

 

 Не могу что-либо сказать конкретно об авторе данной статьи, но наша позиция вполне открыта и ясна. Мы не раз заявляли, что против Ирана Азербайджан свою территорию для третьих стран предоставлять не собирается. Более того, с Ираном, с которым нас связывают исторические узы, мы стараемся сохранить добрососедский уровень отношений.

 

 Конечно же, как и везде, в двусторонних отношениях могут быть вопросы. К примеру, активная поддержка Ираном Армении, безусловно, вызывает у азербайджанской общественности, интеллектуальной элиты много вопросов. И мы хотим надеяться, что в будущем Иран — как региональное государство, находящееся с Арменией в тесных экономических взаимоотношениях — примет необходимые и адекватные шаги, которые будут способствовать освобождению Арменией оккупированных азербайджанских территорий.

Бакинский рабочий.- 2012.- 3 апреля.- С.4.