Президент Фонда Джеймстауна: «Новый посол США в Азербайджане будет назначен
в ближайшее время»
Интервью 1news.az с президентом Фонда Джеймстауна Гленом Ховардом
— Как вы считаете, что Азербайджан может сделать для предотвращения выделения финансовой помощи сепаратистскому режиму Нагорного Карабаха?
— Азербайджан должен тесно сотрудничать с мозговыми центрами Запада и привлекать внимание к этой проблеме, проводя различные мероприятия, «круглые столы», конференции. Сейчас можно сказать, что Азербайджан по силе своего лобби в Вашингтоне уже вышел на один уровень с армянами. Азербайджан также ведет активную работу в Конгрессе США.
— США не имеют своего посла в Баку. Может ли это повлиять на стратегические интересы Вашингтона в регионе?
— Отсутствие посла в Азербайджане негативно отражается на влиянии США в регионе. Думаю, это временное явление, вскоре будет назначен новый посол, и, как я слышал, этот человек известен в Азербайджане.
— Каковы ваши прогнозы относительно процессов на Южном Кавказе в ближайшие 2—3 года?
— Ситуация будет весьма напряженной. Слишком много оружия продают обеим сторонам (Азербайджану и Армении). Количество и качество поставок вооружения в регион повышают напряженность.
— По сообщениям некоторых СМИ, в случае нападения Израиля на Иран Россия может «открыть» через территорию Грузии коридор в Армению. Насколько, по-вашему, это реально?
— Ситуация в Грузии сильно отличается от положения дел в Азербайджане. В своей новой книге «Стратегическое видение: Америка и кризис глобальной мощи» известный американский политик Збигнев Бжезинский пишет о том, что будущее Азербайджана связано с будущим Грузии. Все, что происходит в Грузии, имеет большое стратегическое влияние на ситуацию в Азербайджане.
Коридор на запад открывается непосредственно с территории Грузии. Джавахетия, Абхазия, Южная Осетия — все это игра, главная задача которой — дестабилизация Грузинского государства.
Раньше я говорил, что этот регион является большой транзитной зоной для НАТО. И это правда. Поставки Альянса через Кавказ следуют в Афганистан. Но большой конфликт на Кавказе станет концом транзита, ибо он превратится в зону риска и нестабильности. И кому это выгодно?
У Америки не останется выбора, и она будет вынуждена использовать пространство России для доставки оружия и солдат в Афганистан.
Все это своего рода игра в шахматы.
— Насколько, по вашему мнению, высока вероятность атаки Ирана со стороны Израиля?
— Имеется множество слухов о возможности нападения Израиля на Иран. Это — война слухов. Москва использует это в своих интересах на Южном Кавказе. США призывают Израиль не осуществлять нападения на Иран. Я верю, что есть много способов давления для того, чтобы этого не произошло.
Самое важное здесь то, что, вне зависимости от США, Азербайджан имеет и других союзников в регионе. Здесь большую стратегическую роль играет Израиль, но что это за роль — не совсем понятно.
Не секрет, что между Азербайджаном и Израилем существует военное сотрудничество, но никто не знает всю глубину этих отношений.
Все это является показателем того, что Баку использует различные «карты» и что Азербайджан — стратегический партнер не только НАТО и США, но и Израиля.
Это — серьезный сигнал к тому, что на геополитической карте Кавказа многое изменилось.
Эльшан РУСТАМОВ, Ф.Б.
Бакинский рабочий.- 2012.-
11 апреля.- С.3.