Отсрочка соглашения
по TANAP не изменила позиции ЕС по каспийским газовым маршрутам
Отсрочка подписания соглашения между Азербайджаном и Турцией по строительству Трансанатолийского трубопровода (TANAP) не отразилась на интересе Евросоюза к Южному газовому коридору, сказал глава делегации ЕС в Азербайджане Роланд Кобиа.
«Позиция ЕС по Южному газовому коридору не изменилась. Мы по-прежнему хотим открытия этого маршрута как можно скорее, без задержек», — сказал Р.Кобиа журналистам.
Подписание азербайджано-турецкого соглашения по проекту TANAP ожидалось в конце марта, но не состоялось. Причины отсрочки не оглашались.
По словам Р.Кобиа, ЕС верит, что подписание было отложено для возможности найти наилучшее решение по проекту.
Для ЕС важно, что TANAP предусматривает специальную инфраструктуру для поставок газа в Европу, а также то, что проект имеет возможность расширения при увеличении объемов каспийского газа в будущем, сказал Р.Кобиа.
«Мы бы хотели, чтобы трубопровод TANAP был построен с максимально большой пропускной способностью, с диаметром трубы в 56 дюймов (1,42 м) для того, чтобы в полной мере отразить амбиции, как Азербайджана, так и Евросоюза», — сказал посол.
В этом отношении, по его словам, ЕС и ГНКАР разделяют единые цели.
Ориентировочная стоимость проекта TANAP, который планируется завершить к 2017 году, может составить более 5 млрд долларов.
На данный момент условиями соглашения предполагается, что Азербайджан будет ежегодно поставлять в Турцию 16 млрд кубометров газа, из которых 6 млрд кубометров пойдут на собственные нужды Турции, а остальное будет транспортироваться на европейские рынки.
Как пишут аналитики, TANAP нанес смертельный удар по инициативе строительства газопровода Nabucco, изначально активно поддерживаемого Евросоюзом. Основной вопрос остается в том, по какому маршруту газ пойдет от турецкой границы.
По словам Р.Кобиа, по какому трубопроводу каспийский газ пойдет в Европу, остается решать вовлеченным сторонам.
«ЕС не собирается вмешиваться в чужие дела, мы лишь хотим обеспечить наши интересы», — сказал посол.
По мнению аналитиков, наличие необходимой инфраструктуры по транспортировке газа от Каспийского моря в Турцию (TANAP) или, как минимум, документальная гарантия этой инфраструктуры увеличивает шансы договориться и по Транскаспийской трубе, так как она станет дополняющей частью действительной, а не предполагаемой газопроводной системы.
Последний раунд переговоров по Транскаспию между представителями Азербайджана, Туркменистана и Евросоюза, по словам посла, был отмечен прогрессом — стороны договорились о том, что трубопровод будет построен.
В течение ближайших недель планируется следующий раунд, который пройдет в Брюсселе или Вене.
«Я был рад слышать недавнее заявление ГНКАР о том, что строительство Транскаспийского трубопровода — двустороннее дело Туркменистана и Азербайджана, и никакая другая сторона не должна вмешиваться в этот процесс, а также, что стороны не видят каких-либо юридических или экологических трудностей», — сказал Р.Кобиа.
Против проекта Транскаспийского газопровода, который планируется проложить между Туркменистаном и Азербайджаном по дну Каспийского моря, выступают Россия и Иран. Свою позицию они аргументируют экологической небезопасностью прокладки трубы по дну моря, а также неразрешенным статусом Каспия.
Елена Остапенко, В.Т.
Бакинский рабочий.- 2012.-
12 апреля.- С.4.