Замглавы МИД РФ: «Все предложения России о
совместном использовании с США и НАТО Габалинской РЛС
остаются в силе»
Все предложения Российской Федерации, которые выдвигались по различным линиям и на разных аспектах обсуждения этой темы с американцами, остаются в силе. Об этом на пресс-конференции в Москве заявил заместитель министра иностранных дел РФ Сергей Рябков.
По его словам, предложение по совместному использованию Габалинской РЛС было выдвинуто еще в период Администрации Буша. «За прошедшее время в американском подходе к теме ПРО произошли определенные сдвиги. В том числе было принято решение об отказе от планов создания в Европе т.н. третьего позиционного района стратегической ПРО США. Сама концепция ПРО трансформировалась, и сейчас мы имеем дело с пофазовым адаптированным подходом», — отметил он.
С.Рябков напомнил, что, уже работая с Администрацией Обамы на эту тему, Россия представила две серии предложений — первое предложил Дмитрий Медведев на саммите в Лиссабоне в 2010 году о создании секторального ПРО с единым противоракетным периметром. «Станция в Габале и другие объекты России могли бы быть в случае реализации предложения России включены в общую систему. К сожалению, наши натовские партнеры предложили рассмотреть возможность создания двух раздельных взаимосвязанных систем ПРО, а точнее, дали нам понять, что они свою систему будут создавать без нас, а то, что будет делать Россия, это ее дело, ее суверенный выбор. Но заинтересованность у США и НАТО есть, они этого не скрывают. В том числе и в получении определенной информации с российских РЛС, в том числе с той, которую Россия арендует у Азербайджана», — отметил он. Замглавы МИД РФ уточнил, что это вопрос не техники, а политики, и мы должны договориться об основах такого сотрудничества. По его мнению, если это не общая архитектура безопасности, не общая система, то у России должны быть твердые юридические, международно-правовые гарантии того, что американо-натовская система не сможет быть направлена против российских стратегических ядерных сил. «Гарантии должны быть юридически обязывающими и сопровождаться определенным набором военно-технических критериев, по которым Россия могла бы самостоятельно судить о том, что данная система действительно не направлена против России.
К сожалению, пока это не получается. И преждевременно говорить о том, какую роль РЛС в Габале и информация с нее могли бы играть в возможном сотрудничестве с США и НАТО. Но все наши предложения, сделанные на всех этапах, в том числе и по Габале, остаются в силе, и мы готовы к их обсуждению», — заключил Рябков.
Бакинский рабочий.- 2012.-
18 апреля.- С.5.