Фуад Алескеров: «Отчет содокладчиков Мониторингового комитета ПАСЕ отражает динамику развития демократических институтов в Азербайджане»

 

 

 Интервью с заведующим отделом по работе с правоохранительными органами Администрации Президента Азербайджанской Республики Фуадом Алескеровым.

 

 — По нашей информации, 23—24 апреля, в рамках весенней сессии Парламентской Ассамблеи Совета Европы, состоялось заседание Мониторингового комитета ПАСЕ, на котором был обсужден документ по Азербайджану. Не могли бы вы дать нам информацию о данном документе?

 

 — На упомянутом заседании Мониторингового комитета был обсужден информационный отчет о выполнении Азербайджаном обязательств перед Советом Европы. Этот документ был подготовлен содокладчиками Мониторингового комитета по результатам их визита в нашу страну в январе—феврале текущего года. Принятие отчета ожидается на следующем заседании комитета.

 

 В рамках визита содокладчики провели встречи с представителями различных государственных органов, неправительственных организаций и политических партий. Они также посетили поселок для беженцев и вынужденных переселенцев и одно из пенитенциарных учреждений.

 

 Хочу заметить, что в принятом документе содокладчики подчеркнули превосходный уровень сотрудничества с властями Азербайджана и с делегацией Милли Меджлиса в ПАСЕ, что еще раз подтверждает нашу открытость и политическую волю к такому сотрудничеству.

 

 В своем информационном отчете содокладчики особо отметили ряд достижений, связанных с развитием демократических институтов. К примеру, они позитивно расценили принятие Национальной программы действий в области повышения эффективности защиты прав и свобод человека в Азербайджанской Республике, утвержденной Распоряжением Президента от 27 декабря 2011 года. В документе содокладчиков подчеркивается, что Национальная программа действий предусматривает принятие Закона «Об обеспечении прав лиц, содержащихся в местах заключения», меры направленные на расследование случаев нарушения прав этих лиц, соответствующие тренинги для сотрудников правоохранительных органов и судей.

 

 — Что еще предусматривает Национальная программа действий?

 

 — Национальная программа действий — это концептуальный, масштабный документ, который является составной частью последовательных мер, осуществляемых в области защиты прав человека в нашей стране. Программа предусматривает как совершенствование законодательной базы, так и конкретные меры, направленные на обеспечение более эффективной защиты прав отдельных групп населения. 

 

 Программа охватывает такие элементы как продолжение процесса присоединения страны к международным документам в области прав человека, разработка и принятие, с учетом прав и свобод человека, новых законодательных актов, регулирующих различные аспекты жизни общества. Также программа предусматривает усиление борьбы с коррупцией, повышение прозрачности деятельности государственных органов, дальнейшее развитие сектора электронных услуг, оказываемых государственными органами населению, и многие другие практические меры. Согласно Программе планируется осуществление различных просветительских, научно-практических мероприятий в области прав человека, в том числе совместно с международными организациями.

 

 — Вернемся к информационному отчету содокладчиков. Какие еще позитивные моменты были отмечены в этом документе?

 

 — Содокладчики ПАСЕ приветствовали снижение в последнем варианте проекта поправок в Закон «О политических партиях» минимально необходимого количества членов политической партии с 5000 до 1000 человек. Отмечу, что и другие международные организации считают, что новый Закон «О политических» партиях соответствует международным стандартам.

 

 Содокладчики также особо приветствовали распоряжения Президента Азербайджанской Республики о помиловании, подписанные 26 декабря 2011 года и 15 марта 2012 года, отметив, что данными распоряжениями были помилованы и освобождены Джаббар Савалан, Руслан Баширли, Эльнур Исрафилов и другие лица, чьи дела были в повестке некоторых НПО. Они также приветствовали тот факт, что решением суда был условно-досрочно освобожден Эльшан Гасанов, и отметили, что в настоящее время суды рассматривают вопрос об условно-досрочном освобождении еще двух участников апрельских беспорядков 2011 года — Эльнура Меджидли и Арифа Алышлы, чьи имена указываются в списках ряда организаций гражданского общества.

 

 В отношении других осужденных из списков НПО содокладчики выразили убежденность в том, что их дела должны решаться в рамках мониторинговой процедуры на основе установления политического диалога. При этом содокладчики отметили, что неправительственные организации не пришли к общему согласию относительно составляемых ими различных списков заключенных, и что отсутствие четких критериев или международно признанного определения для таких лиц также мешает достижению согласия по данному вопросу.

 

 В этой связи не могу не отметить, что вопрос критериев, вернее их отсутствия, непосредственно связан с проблемой так называемых «политических заключенных» и деятельностью докладчика ПАСЕ по этой проблеме Кристофа Штрассера.

 

 Азербайджан в течение многих лет последовательно придерживается позиции, которая заключается в том, что перед подготовкой доклада по какой-либо стране необходимо разработать четкие критерии для определения термина «политический заключенный», которые были бы применимы ко всем странам — членам Совета Европы, а не только к одному отдельно взятому государству. Мы считаем, что любой другой подход недопустим, поскольку будет означать наличие двойных стандартов в деятельности Совета Европы. Эту позицию разделяют многие члены ПАСЕ, эксперты в области международного права и представители местных и международных неправительственных организаций. Позиция же докладчика Штрассера, который стремится во что бы то ни стало подготовить доклад по Азербайджану, при отсутствии международно принятого определения «политического заключенного», представляется необоснованной и не может не вызвать сомнения в его непредвзятости по отношению к нашей стране.

 

 — На что еще содокладчики обращают внимание в своем отчете?

 

 — В информационном отчете содокладчики приветствовали проведение двух митингов оппозиционных организаций, состоявшихся 17 марта и 8 апреля в Баку. В документе указывается, что митинги были согласованы с исполнительной властью и прошли без каких-либо серьезных инцидентов.

 

 Хочу отметить, что 22 апреля был проведен еще один митинг, который также был согласован с Исполнительной властью города Баку и прошел в месте, отведенном для этих целей на основании закона. Проведение этих митингов является еще одним свидетельством того, что осуществление права на свободу собраний, когда оно реализуется в соответствии с законом, никаких проблем не вызывает.

 

 Право каждого, заблаговременно оповестив соответствующие государственные органы, совместно с другими мирно и без оружия собираться, проводить собрания, митинги, демонстрации, закреплено в статье 49 Конституции. Осуществление этого права регулируется Законом «О свободе собраний». Хочу напомнить, что в недавнем прошлом положения этого Закона были усовершенствованы; проект изменений был направлен на экспертизу в Венецианскую комиссию Совета Европы, которая в своем итоговом заключении указала, что обновленный Закон полностью соответствует европейским стандартам.

 

 Вместе с тем, возвращаясь к недавним митингам, должен отметить, что их проведение еще раз продемонстрировало неконструктивный, демагогический характер радикальной оппозиции, ее абсолютную несостоятельность. Так называемые лидеры этой оппозиции не озвучили ни одно разумное предложение по решению вопросов, которые они же поднимают. В принципе, они вообще не озвучили никаких предложений. Звучали только оскорбительные и популистские лозунги и призывы. Никто так и не смог уяснить для себя их программу, которой, по всей видимости, просто не существует. Их единственная тактика — это тотальная критика властей, их мероприятия не привлекают, да и не могут привлечь сколь-нибудь значительное количество людей — они больше напоминают «тусовку для узкого круга лиц». Очевидно, что никакая серьезная политическая сила не может основываться на таком негативном фундаменте, не предлагая никаких программ и решений. История, в том числе и история самой радикальной оппозиции, неоднократно подтверждала этот простой факт.

 

 — Каково отношение содокладчиков ПАСЕ к ситуации в сфере СМИ в Азербайджане?

 

 — В информационном отчете ПАСЕ указывается, что в настоящее время в Азербайджане без какого-либо давления со стороны властей действует более 4700 различных СМИ, включая 40 ежедневных и более 200 еженедельных или ежемесячных газет, а также 50 информационных агентств, большое количество общереспубликанских, региональных и кабельных телеканалов, более 30 интернет-провайдеров.

 

 В своем документе содокладчики затронули и инцидент, связанный с публикацией видео с участием журналистки Хадиджи Исмайловой. Они отметили, что власти также осудили публикацию данного видео, и что Генеральная Прокуратура возбудила уголовное дело по жалобе журналистки.

 

 Пользуясь случаем, хотелось бы узнать, как проходит следствие по данному делу?

 

 — Следствие еще продолжается, поэтому пока рано делать окончательные выводы или заключения. В рамках расследования были допрошены многочисленные свидетели, проведен осмотр квартиры, изъят ряд вещественных доказательств, установлены лица, проживавшие в данной квартире или посещавшие ее, получена информация о месте, из которого было послано письмо Хадидже Исмайловой, проведены другие следственные действия.

 

 Однако, повторюсь, следствие по данному делу еще продолжается, и нам необходимо дождаться его результатов.

 

 — Многие международные неправительственные организации поднимают вопрос сноса домов в Баку. Коснулись ли этого вопроса содокладчики в своем отчете?

 

 — В рамках своего визита в Азербайджан содокладчики обсуждали вопрос сноса зданий в рамках работ по благоустройству центра Баку, соответственно, он нашел отражение в их отчете. В документе говорится, что большинство лиц были удовлетворены суммой предложенной компенсации, однако некоторые недовольны этой суммой либо предложенными квартирами. В документе отмечается, что в ряде случаев эти лица запрашивали компенсацию, которая превышала стоимость жилья в самых дорогих новостройках в центре города, при том, что сносимые здания в подавляющем большинстве случаев были очень старой постройки. В отчете не исключается возможность того, что некоторые правозащитники, в частности, Лейла Юнус, предъявляли завышенные требования и последующие жалобы для организации провокации с целью привлечения международной поддержки.

 

 В целом, факты свидетельствуют в пользу версии о провокации. Так, в ходе работ по благоустройству новое жилье получили несколько тысяч человек. Лицам, чье жилье подлежало сносу, предлагались самые высокие денежные компенсации, которые достигали 2000 долларов за квадратный метр. Вместе с тем по жалобам лиц в судах рассмотрено всего несколько десятков дел, связанных со сносом домов. Данные цифры говорят о том, что масштабы недовольства искусственно завышаются. В последнее время значительное усиление данной провокационной кампании сопровождается различными инсинуациями в зарубежных СМИ, вроде статей в немецком «Шпигеле». Позицию этих СМИ нельзя назвать иначе, чем политически ангажированной.

 

 Лозунги и выступления на недавних митингах радикальной оппозиции также демонстрируют искусственную политизацию вопроса. Трудно прийти к другому выводу, когда, например, старая, кажущаяся не совсем уравновешенной женщина с трибуны заявляет, что она откажется от компенсации, даже если ей предложат очень крупную сумму. Очевидно, что данные слова просто были вложены в ее уста в политических целях, поскольку невозможно какой-либо другой причиной объяснить отказ человека переезжать из ветхого жилья даже «за миллион долларов».

 

 — Подытоживая интервью, хотелось бы спросить, как вы в целом расцениваете информационный документ, подготовленный содокладчиками?

 

 — Считаю, что докладчики подготовили довольно сбалансированный документ, который отражает динамику развития демократических институтов в нашей стране. Именно такого отношения мы ожидаем от Совета Европы и от всех других международных организаций.

 

Бакинский рабочий.- 2012.- 27 апреля.- С.3.