Новруз Мамедов: «Армению можно сравнить лишь с самыми слаборазвитыми странами Африканского континента»

 

 

 Эксклюзивное интервью 1news.az с заведующим отделом внешних связей Администрации Президента Азербайджанской Республики Новрузом Мамедовым

 

 — Как бы вы оценили текущий ход переговоров по урегулированию армяно-азербайджанского, нагорно-карабахского конфликта?

 

 — В последнее время в некоторых СМИ распространяются публикации о том, что сопредседатели Минской группы ОБСЕ якобы взяли некий «тайм-аут». В действительности же это не так, процесс продолжается. Несколько недель назад сопредседатели посетили регион, провели здесь встречи.

 

 30 июля глава МИД Азербайджана Эльмар Мамедъяров посетил Францию и встретился со своим французским коллегой Лораном Фабиусом. Одной из главных тем повестки встречи было урегулирование  армяно-азербайджанского, нагорно-карабахского конфликта.

 

 В сентябре ожидается визит сопредседателей Минской группы ОБСЕ в Азербайджан. Одним словом, процесс продолжается, несмотря на то, что на дворе летний период отпусков и отдыха.

 

 С конца 2009 года и до сегодняшнего дня в активном переговорном процессе, в  особенности проводимом под руководством Президента России, мы показали, что Азербайджан желает и готов предпринять необходимые шаги для урегулирования конфликта мирным путем.

 

 В то же время свою активность продемонстрировало и международное сообщество. Главы стран — сопредседателей Минской группы ОБСЕ приняли 4 важных заявления, в которых нашли свое отражение некоторые положительные пункты. Несмотря на то, что не все нас удовлетворило в полной мере, расценивая это как шаг вперед в продвижении переговорного процесса, мы приняли их рекомендации и готовы были сделать шаги навстречу. К примеру, одним из пунктов являлась невозможность сохранения статус-кво, что совпадает с нашей нынешней позицией. Однако у меня сложилось впечатление, что кроме этих заявлений каких-либо дальнейших шагов предпринято не было.

 

 Словно Армения, чувствуя за своей спиной какую-то поддержку и приводя различные оправдания, повела себя так, что вопрос разрешения конфликта на основе ведущегося процесса затянулся.  Это —  позиция, которую мы не принимаем.

 

 Мы хотим, чтобы в переговорном процессе был применен подход, сформулированный международным сообществом, чтобы конфликт был справедливо урегулирован в рамках  международного права. В этом случае выиграют и Армения, и Азербайджан, и международное сообщество. Также усилится вера в руководителей стран — сопредседателей Минской группы ОБСЕ. К сожалению, я не вижу свидетельства того, что процесс продвигается на должном уровне. Несмотря на это, мы все же ожидаем осуществления важных шагов в этом направлении.

 

 — Как  бы вы прокомментировали распространенную в армянских СМИ информацию о расселении сирийских армян на оккупированных территориях Азербайджана?

 

 — Как и всегда, эта информация является показателем не разумного решения, а своего рода  намерением армянской стороны вновь совершить противозаконное действие. Руководство Армении, вместо того чтобы полагаться на логику и здравый смысл, продолжает верить, что сможет добиться успеха мошенничая. Именно этот подход и является причиной их многочисленных бед. Распространяя подобные сообщения, они фактически «зондируют» мнение общественности в Азербайджане, регионе и мире.

 

 Между тем, хочу отметить, что армяне всегда на протяжении истории переселялись из одной страны в другую. Армяне, проживающие сейчас в Армении, 160—170 лет  назад при покровительстве российских царей были переселены в этот регион из различных стран. По этому поводу имеются декреты русских царей, это нашло свое отражение в исследованиях ученых  В.Л. Величко, Н.И. Шаврова,  А.С.Грибоедова.

 

 В архивных исторических документах, датируемых периодом правления Петра I, говорится о том, что  армянам нужно покровительствовать, разместить их в этом регионе и использовать для различных целей. Видимо, этот процесс продолжается и  по сей день.

 

 Исторически после переселения армяне сразу же забывают землю,  где родились, сформировались, а то место, куда они прибыли, сразу же нарекают собственной родиной.

 

 До сих пор территория Сирии была для армян родной, но как только ситуация в этой стране стала тяжелой, они сразу же выразили готовность бежать. Наверное, в первую очередь они могут обратиться с просьбой о переезде в Армению, ведь сейчас у армян есть свое независимое государство, чего не имелось раньше. Однако сомневаюсь, что они готовы жить в таких условиях, которые может предложить Армения, ибо исторически армяне ищут место покомфортнее и побогаче.

 

 Если они так сильно любят свою родину, то почему рассыпались по всему миру?

 

 В России их около 1 миллиона, они проживают в Аргентине, Южной Африке, Сирии,  Франции и других странах. Нет страны в Европе или Америке, где бы компактно не проживали армяне. Такова их привычка. Они никогда не переедут  в оккупированный Карабах, потому что уровень жизни на этих территориях экстремально низкий.

 

 Саму же Армению уместно сравнивать лишь с самыми слаборазвитыми странами Африканского континента. В то же время отмечу, что даже у этих африканских стран есть какая-то надежда на развитие, чего нет у Армении. И армяне прекрасно понимают это.

 

 С другой стороны, если руководство Армении будет выступать с  позиции расселения на оккупированных территориях армян из Сирии и других мест, то оккупационная политика Армении станет очевидной, чего они не могут не принимать во внимание.

 

 Цель расселить армян в Нагорном Карабахе, чего они, конечно же, добиваются, очень непростая. Прежде всего, необходимо провести определенную работу, создать условия, инфраструктуру, обеспечить финансовые возможности. В противном случае осуществить это нереально. У Армении попросту нет таких ресурсов.

 

 Не думаю, что армяне будут переезжать в Армению, так как у них есть более привлекательные возможности по всему миру.

 

 — По вопросу продления срока деятельности  РЛС в Габале в  российских СМИ  распространяются различные сообщения. Например, о том, что якобы Москва готова платить, но не ту цену, которую запрашивает Азербайджан, или же Россия вообще может демонтировать оборудование и «уйти». Как вы можете прокомментировать  переговоры, ведущиеся между двумя странами?

 

 — В первую очередь хотел бы отметить, что сегодня в мире идут очень противоречивые и сложные процессы. СМИ Азербайджана должны их правильно понимать и адекватно отвечать на них, выражать свое отношение. Это очень важно. В случае если этого нет, определенные круги различных стран, используя чей-то указ или опыт, предпринимают определенные нежелательные шаги.

 

 Что происходит в случае с Габалинской РЛС? Во-первых, Азербайджан и Россия — это страны, которые развивают свои отношения на высоком уровне. В наших добрососедских отношениях все вопросы решены. Хотел бы отметить, что иногда и между братьями случаются разногласия, не говоря уже о двух соседних странах. Здесь я не вижу ничего трагического. Переговоры ведутся по официальной линии.

 

 К концу года завершается срок соглашения по использованию Габалинской РЛС между Азербайджаном и Россией.  Стороны должны обсудить этот вопрос и прийти к общему знаменателю.

 

 Территория Габалинской РЛС охватывает более 200 гектаров, это туристическая зона, существуют экологические вопросы, там работают несколько сотен граждан России, у станции есть своя миссия.

 

 Условия, выдвигаемые азербайджанской стороной, таковы, чтобы плата за аренду  была реальной. Представьте, что тренеру в РФ платили в год 7 млн долларов,  а  он в конце концов покинул чемпионат и уехал в свою страну. Если сравнивать, разве РЛС в Габале играет такую же роль, какую работа одного тренера?

 

 Когда сравниваешь, то нужно принимать во внимание развитие страны, туризма, экологию этого региона. Поэтому должна быть определена сумма, которая основывается на реальности.

 

 Что касается сообщений в российских СМИ о том, что эта станция им не нужна, так это  заявления, преследующие определенные цели.

 

 Если РФ не будет использовать РЛС, то никакой трагедии не случится, и это не нанесет вреда нашим отношениям. Российская сторона на официальном уровне заявила, что у них есть и другие возможности.

 

 С другой стороны, если они хотят ее использовать, то мы не против. Есть условия, которые объективно нужно принять во внимание и достичь согласия. К сожалению, определенные круги хотят использовать ситуацию, чтобы нанести вред нашим отношениям. Но они этого не добьются.

 

 — Как бы вы оценили нынешний уровень азербайджано-иранских отношений?

 

 — Основу отношений между Азербайджаном и Ираном заложил и развил общенациональный лидер Азербайджана Гейдар Алиев.

 

 Одно из приоритетных направлений нашей внешней политики заключается в том,  чтобы  между Азербайджаном и Ираном имелись постоянные дружественные отношения.

 

 В этом вопросе между  двумя странами были достигнуты большие успехи. К сожалению, в последнее время в  определенных кругах делаются заявления,  которые могут нанести вред нашим отношениям.

 

 Конечно же,  мы этого никогда не желали. Мы хотим, чтобы отношения между двумя  странами, как и раньше, развивались в позитивном русле. Иранская сторона также заинтересована в этом, свидетельством тому являются заявления официальных лиц этой страны.

 

 Азербайджан готов продолжить развивать отношения с Ираном на прежнем уровне и всегда демонстрирует эту готовность. Но иранская сторона, в свою очередь, должна предпринять определенные действия, потому что  первые шаги, которые нанесли урон этим отношениям, были сделаны именно со стороны Тегерана.

 

 Иран, как большой сосед, как дружественная страна, должен сделать шаг, чтобы все должным образом урегулировалось. Но, к сожалению, мы пока подобного не видим. Вместо этого искусственно организован  процесс, связанный с азербайджанскими поэтами. Сейчас идет суд. Не высказано конкретной позиции по вопросу их ареста. Это, без сомнения, не вносит позитивные элементы в наше сотрудничество.

 

 Надо понимать, что отношения между Ираном и Азербайджаном имеют долгую историю. Нас многое объединяет — религия, язык, традиции, музыка, литература. Мы все это должны принять во внимание. Нужно оценить эти отношения и постараться направить их в нужное русло. Считаю, что рано или поздно все имеющиеся разногласия будут сняты.

 

 — Какова позиция Азербайджана по  ситуации в Сирии?

 

 — Вы знаете, что там идут очень сложные процессы. Азербайджан сегодня является членом Совбеза ООН, и когда обсуждается вопрос Сирии, мы высказываем нашу позицию. Мы хотели бы, чтобы в этой стране были восстановлены стабильность, спокойствие, чтобы население не истреблялось. Существующие там противоречия  ничего хорошего стране не принесут. Все это лишь ставит под вопрос будущие перспективы ее развития.

 

 Мы желаем сирийскому народу мира. Считаю, что здравый смысл там восторжествует.

 

 Эльшан РУСТАМОВ

Бакинский рабочий.- 2012.- 14 августа.- С.1-2.