Завершена работа над «Атласом грязевых вулканов мира»
«Атлас грязевых вулканов мира» — так будет называться уникальный труд, подготовленный к изданию специалистами-вулканологами Института геологии НАН Азербайджана. Он завершает более чем трехлетнюю работу азербайджанских ученых-вулканологов по сбору, обобщению всех исследований, которые проводили ученые многих стран мира, в том числе и Азербайджана. Впервые за всю историю изучения грязевых вулканов в этом труде вся имеющаяся о них информация не только собрана, но и тщательно проанализирована и дополнена научными выводами. Недавно в Институте геологии этот фундаментальный труд был всесторонне обсужден и принят. О том, как велась работа по составлению атласа корреспонденту «БР» рассказывает руководитель отдела грязевого вулканизма, доктор геолого-минералогических наук, заслуженный деятель науки, лауреат Государственной премии Азербайджана, профессор Адиль Алиев.
— Адиль муаллим, какова главная цель составления этого уникального атласа?
— В первую очередь, собрать воедино сведения о всех вулканах мира, детально изучая закономерности их распространения, геолого-геофизические вопросы, продукты их извержения; строить свои суждения об условиях их образования, причинах извержения, имея полную информацию. В свое время мы провели генетическую границу между грязевыми вулканами и грязевулканическими проявлениями. Это разные вещи, в атласе суть этого разделения разъяснена. На сегодняшний день мы выявили на нашей планете 2000 вулканов, 328 из них — это грязевулканические проявления.
— Когда и как возникла идея подготовки подобного атласа?
— Несколько лет назад, поскольку назрела необходимость в его издании. У нас уже был опыт публикации подобного труда. Первый атлас грязевых вулканов Азербайджана был издан в Баку в 1971 году, и это был первый подобный труд в мировой научной литературе.
— Что тогда подтолкнуло к его изданию?
— В 1966 году в Институте геологии была впервые организована единственная в бывшем Советском Союзе лаборатория грязевого вулканизма, где под руководством академика и, собственно говоря, основоположника, инициатора изучения грязевых вулканов Азербайджана, выдающегося ученого-организатора Ахада Якубова началась целенаправленная работа по сбору и систематизации знаний о грязевых вулканах, их исследованию. Основной целью было усовершенствование поиска нефтяных и газовых месторождений, а для этого надо было выявить, какие из имеющихся в Азербайджане более чем трехсот грязевых вулканов могут служить маяками для обнаружения скоплений нефти и газа в недрах земли. Пять лет работы лаборатории в этом направлении дали свои успешные результаты, и в 1971 году этот атлас на высоком полиграфическом уровне был издан в Дрездене. Он произвел фурор в научной среде. Многие республики СССР, где есть вулканы, обращались к нам с желанием приобрести его.
— А в зарубежных странах был уже к тому времени подобный атлас?
— Нет, там лишь в последние 10—20 лет стали серьезно проявлять интерес к этому вопросу. После выхода атласа Академия наук СССР постановила организовать в бакинском Институте геологии сектор грязевого вулканизма с двумя лабораториями и постоянно действующей экспедицией по изучению грязевых вулканов Советского Союза. В 1972 году мы уже приступили к этой работе. Я тогда возглавил геохимическую лабораторию. Нам были созданы все условия, и мы на своих машинах ездили во многие регионы СССР. Я лично объездил 110 вулканов Советского Союза. В 1976 году мы завершили эту работу, а через четыре года издали книгу «Грязевые вулканы Советского Союза и их связь с нефтегазоносностью».
— Тяжелая это была работа?
— Тяжелая и интересная. Мы и на Сахалине побывали, где вулканы расположены в лесистых местах. Там я впервые увидел огромных комаров, которые кусали даже через спецодежду, и от них невозможно было защититься. После выхода книги исследования продолжились, делались новые открытия, появлялись новые мысли. Мы продолжали искать ответы на многие вопросы: как образовались вулканы, каков механизм их проявления, моделировали процессы их деятельности, изучали продукты этой деятельности — газы, минерализованные воды, различные типы пород, вулканическую брекчию. Работали и в другом направлении, например, изучали лечебные свойства вулканической грязи. Наши исследования тогда получили и практическое применение: вулканическая грязь использовалась в лечебной практике в 16 поликлиниках и пансионатах Баку. Это было первое применение подобной грязи в официальной медицине Азербайджана.
Позже мы стали изучать также и связь деятельности вулканов с землетрясениями. Эта работа ныне продолжается совместно с Республиканским центром сейсмологической службы.
— Вы говорили, что возможность составления атласа вулканов мира у вас появилась в 90-е годы. С чем это было связано?
— Дело в том, что в 1986 году усилиями украинских вулканологов во главе с академиком Евгением Федоровичем Шнюковым был подготовлен «Атлас грязевых вулканов Керченского и Таманского полуостровов», где-то к 90-м годам вышел небольшой атлас вулканов Сахалина. В 1993 году мы также продолжили изучение наших вулканов совместно с компаниями ВР, «Статойл», «Эксон», учеными зарубежных университетов, и в результате был выпущен атлас 18 вулканов на английском языке. Он хоть и был неполным, но все же также стал основой подготовленного нами ныне к выпуску «Атласа грязевых вулканов мира». Кстати, хочу отметить, что мысль о составлении Атласа зарубежных стран, еще в конце 70-х годов прошлого столетия была высказана академиком Ахадом Якубовым. Мы уже тогда начали собирать имеющуюся информацию о вулканах. К сожалению, эта работа была приостановлена после его смерти.
— И все же его мечта сбылась, и азербайджанские ученые фактически стали первопроходцами в осуществлении этого грандиозного замысла.
— А кому как не нам, представителям страны, где вулканов больше чем где бы то ни было — более трехсот — таковыми не быть?! К тому же, Интернет дал нам возможность найти и проанализировать научные статьи о грязевых вулканах, расположенных в 37 странах мира, в том числе в глубоководных зонах Средиземного, Черного и Каспийского морей.
— К каким выводам вы пришли при их прочтении?
— Все они подробно изложены в этом атласе, выхода которого вместе с нами ждут специалисты различных профилей — геохимики, геофизики, географы, тектонисты, ученые других областей науки, связанных с деятельностью вулканов. Знакомство с содержанием будущего атласа, который, кстати, выйдет на трех языках — азербайджанском, русском, английском — даст толчок для дальнейшего развития их научной мысли. После его выпуска намечается издание отдельного монографического труда, куда войдут все новые результаты научных исследований, которые были получены в период подготовки атласа как азербайджанскими учеными, так и зарубежными. В глобальном, планетарном масштабе в нем будут рассмотрены самые различные вопросы: формирование вулканов, вулканических структур, механизм их проявления и многие другие на примере всех грязевых вулканов мира.
— Насколько большой материал вам пришлось прочесть и проанализировать?
— В Интернете мы выявили около 700 публикаций на английском языке, из них проанализировали 500 статей, подготовив банк данных грязевых вулканов мира, сделали также и сравнительный анализ вулканов мира и азербайджанских. В процессе этой работы мы пришли к выводу, что нигде в мире, за исключением отдельных стран, вулканы не изучались так досконально, как в Азербайджане. Например, расположенные на территории соседнего Ирана 22 вулкана слабо изучены. Хорошо изучены грязевые вулканы в Египте, Тринидаде, Коста-Рике, Румынии, Италии, на Аляске.
Читая статьи зарубежных вулканологов, мы интересовались, проводят ли они какую-то связь действия вулканов с землетрясениями, с нефтегазоносностью, а также рядом других вопросов. Мне, как ученому, впервые высказавшему мысль о связи образования грязевых вулканов с более молодыми (30—35 млн лет) палеоген-миоценовыми отложениями, — несмотря на распространенное мнение о том, что они связаны также и с древними мезозойскими, — было отрадно узнать, что большинство ученых мира придерживается той же точки зрения, что и я. А ведь от этого зависит, насколько успешным будет поиск нефтегазовых залежей. Должен сказать, что сегодня вулканы изучаются и с точки зрения обнаружения залежей нефти и газа на больших глубинах. Кстати, с начала будущего года мы начнем совместную с немецкими специалистами работу по изучению грязевых вулканов в транзитной — от суши к морю — зоне с тем, чтобы определить в будущем углеводородный потенциал, и уже успели провести полевые работы. В ходе подготовки атласа мы получили новые сведения и об областях развития тех вулканов, которые связаны с конусами выноса древних рек (палеорек), то есть со скоплениями осадочного материала, из которого потом формируются грязевые вулканы. Их приносят реки Ориноко, Нил, Миссисипи. Это новая мысль в науке.
— Чем-то отличается подход зарубежных и азербайджанских ученых к изучению грязевых вулканов?
— Конечно, отличается, потому что у них большие возможности для научных исследований, а значит, обширная аналитическая база, в чем мы успели убедиться. Дело в том, что такого разнообразия, количества и активности в деятельности вулканов, как в Азербайджане, нет ни в одной стране мира, и зарубежные ученые не раз обращались к нам для изучения наших вулканов. Помню, итальянцы, когда мы с ними работали, сказали нам, что Азербайджан — это природная лаборатория для изучения вулканов. Они приезжали со своими портативными приборами, делали замеры, а у нас таких приборов никогда не было, наш институт вот только-только стал их приобретать. Так вот, работая с итальянцами и со специалистами зарубежных нефтяных компаний, мы получили возможность пользоваться их приборами. Благодаря этому мы смогли изучить нефть, которая выделяется вулканами. Мы, например, не знали откуда, с какой глубины и каких горизонтов, выделяется нефть на поверхность вулканов, а когда выполнили изотопные геохимические исследования, изучили состав этих нефтей, произвели сравнение, корреляцию с нефтяными месторождениями разных возрастов, сумели получить о них полную информацию. Теперь, когда я еду на вулканы, уже знаю, с какой глубины, из каких отложений нефть выносится на поверхность. Впервые такую информацию мы получили в 1993 году, работая со специалистами компаний «Бритиш Петролеум» и «Статойл». Но зато у нас есть свои научные открытия. Так, в середине 80-х годов я впервые установил связь между активизацией грязевых вулканов и землетрясениями. Их активизация подсказывает нам, что идет подготовка землетрясений — на это указывает увеличение дебита газа, грязи, резкое увеличение объема углекислого газа, гелия, изучение отдельных комплексов в составе грязи и воды. Анализируя статьи ученых Италии, Украины, США, Пакистана, мы узнали, что и они пришли к таким выводам. Мне было приятно, что у меня, оказывается, есть единомышленники в других странах.
Интервью вела
Франгиз
ХАНДЖАНБЕКОВА
Бакинский рабочий.-
2012.- 12 декабря.- С.4-5.