О соответствии национальных данных официальной
статистики Азербайджана аналогичным данным международных организаций
Обретя независимость более 20 лет назад, Азербайджан стал полноправным членом многих международных организаций и в связи с этим принял на себя определенные обязательства, в числе которых — предоставление самой разной статистической информации о социально-экономическом развитии страны и ее интеграции в мировое сообщество. Поэтому одним из наиболее важных направлений деятельности национальных статистических органов (НСО) является сотрудничество с международными организациями (МО), значение которого трудно переоценить.
Ежегодно НСО получают десятки вопросников, которые скрупулезно заполняются. Это очень трудоемкая работа. Не всегда все требуемые данные имеются в распоряжении НСО. Поэтому, для того чтобы максимально полно заполнить вопросники, приходится обращаться к другим разработчикам официальной статистики, административным источникам.
Стремление НСО полностью заполнить вопросники похвально, так как каждая демократическая страна заинтересована в наличии детальной информации о себе на международном уровне. Это способствует укреплению международных экономических отношений, привлечению иностранных инвестиций в страну, служит показателем открытости и прозрачности, формирует прогрессивный имидж страны и, вместе с тем, позволяет судить об уровне развития статистики в стране.
Кроме того, сам перечень показателей, представленный в вопросниках, как правило, основывается на требованиях международных стандартов, являющихся своего рода эталоном, а внедрением этих стандартов страны СНГ активно занимаются с момента обретения независимости. Бывает так, что не все показатели вопросника удается заполнить полностью, но не из-за отсутствия данного явления (хотя, встречается и такое), а потому что по той или иной причине статистическое наблюдение и разработка необходимых данных пока не организованы. В этом случае перед соответствующим отраслевым подразделением Государственного комитета по статистике Азербайджана (Госкомстат) ставится задача — изучить этот вопрос и принять меры для получения недостающих данных.
Таким образом, на заполнение вопросников международных организаций страна затрачивает немалые финансовые, трудовые и административные ресурсы. Цель одна — страна должна быть максимально полно представлена в информационных базах данных МО. Именно этими данными руководствуются иностранные инвесторы при принятии решений, эти данные берут за основу рейтинговые агентства, на этих данных основывается Программа развития ООН (UNDP), ранжируя страны при составлении ежегодного отчета о человеческом развитии, наиболее важного, на наш взгляд, да и сами МО (МВФ, ВБ и др.) пользуются ими для прогнозов по странам. Значит, важность этих данных для страны несомненна.
Итак, приложив немало усилий и отправив заполненные вопросники МО в запрашиваемые ими сроки, мы пребываем в полной уверенности, что наши данные будут включены в базы данных этих международных организаций вовремя и именно в том виде, как были нами заполнены, а пользователи этих баз данных будут своевременно обеспечены информацией по нашей стране.
Но так ли это на самом деле? Каково же было наше разочарование, когда мы обнаружили массу расхождений в базах данных многих МО.
Недоразумения начались с отчета UNDP о человеческом развитии, обнародованного в конце 2011 года. Азербайджан, находившийся на 67-м месте в 2010 году, вдруг за 1 год опустился на 91-е место. При тщательном анализе данных выяснилось, что ошибка была допущена по показателю «средняя продолжительность обучения». После переписок и обращений UNDP пересчитал индекс, в результате чего Азербайджан переместился на 76-е место рэнкинга.
Это послужило поводом к проведению мониторинга соответствия национальных данных официальной статистики Азербайджана аналогичным показателям, содержащимся в электронных базах данных других международных организаций. Результаты оказались обескураживающие.
Мониторинг данных 10 международных организаций — МВФ, ВБ, МОТ, ВОЗ, Евростата, Программы развития ООН, Статистического отдела ООН, ЮНИСЕФ, ЮНЕСКО и ФАО — выявил расхождения по 327 показателям! Возникает резонный вопрос: «Как подобное может происходить в таком масштабе?» По некоторым показателям, отклонения достигали 5—10%. Так, величина показателя ВВП в текущих ценах за 2008 год в базе данных МВФ отличалась от национальных данных на 5,3%, отношение числа наемных работников к численности занятого населения в базе данных ВБ за 2008 год — на 9,0-процентных пункта и т.д.
Конечно же, Госкомстат официально обратился ко всем перечисленным выше организациям с просьбой привести в соответствие данные своих информационных баз с национальными. Некоторые положительные подвижки уже есть. Но есть и трудности, бюрократические препоны. По истечении трех месяцев МВФ исправил данные только по показателю ВВП и только за последние 3 года, оставив расхождения прошлых лет, ВБ и ПРООН никаких изменений пока не внесли, МОТ обещала обновить свою базу Laboursta до конца 2012 года, хотя данные были отправлены еще в марте, и т.д.
Вместе с тем, справедливости ради, следует отметить, что в некоторых случаях расхождения объяснимы и допустимы. Так, ряд национальных показателей статистики здравоохранения отличается от данных ЮНИСЕФ и Фонда народонаселения ООН по той причине, что Азербайджан еще не завершил процесс перехода к критериям «живорождения» ВОЗ. Принимая во внимание различия в используемой методологии, здесь позицию ВОЗ понять можно, но в данном случае речь не о таких расхождениях.
Проблема в том, что производители статистической информации в стране не знают и не понимают, как и по какой причине МО корректируют, редактируют, делают оценки, одним словом, изменяют национальные данные, утвержденные главой национального статистического ведомства, не согласовав это со страной? Обладают ли МО таким правом? Думается, что нет.
Автор этих строк неоднократно был свидетелем того, как с трибун самых высоких международных форумов, в том числе и на ежегодных сессиях Статистической комиссии ООН, руководство Статкомиссии обращалось к МО с призывом руководствоваться в случае расхождений национальными данными, а оценки делать только в том случае, если страна не может предоставить данные. В докладе генерального секретаря, представленном на 43-й сессии Статкомиссии ООН 29 февраля 2012 года, указано, что одной из целей Межучрежденческой группы экспертов по показателям достижения целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия, является устранение противоречий между национальными и международными наборами данных (документ Е/СN.3/2012/29).
Подобные цели, очевидно, должны стоять перед всеми международными организациями, запрашивающими данные у стран. Однако мы не видим каких-либо инициатив со стороны МО, направленных на устранение расхождений между национальными и международными наборами данных, и заинтересованности МО в этом вопросе.
Все вышесказанное и накопленный опыт позволяют сделать некоторые выводы и выработать следующие предложения. Необходимо:
- стандартизировать сроки получения информации от стран и ее обновления в базах данных МО. Каждая МО имеет свою базу данных и свои сроки актуализации страновых данных. Например, МОТ, запрашивающая национальные данные до 31 марта, обновляет свою базу Laboursta до конца 2012 года. Лаг — 9 месяцев. МВФ актуализирует свою базу в апреле и сентябре и т.д. В результате информация по стране в базах разных МО разная;
- гармонизировать методологию и названия показателей вопросников;
- гармонизировать вопросники, объединить их, устранить дублирование, МО должны лучше координировать свою деятельность между собой. Эксперты МО любят давать советы НСО относительно уменьшения нагрузки на респондентов, а уменьшения нагрузки на страны со стороны самих МО не чувствуется;
- обеспечить методологическую прозрачность — все случаи использования оценочных данных международными организациями или корректировки национальных данных должны быть согласованы со странами. В настоящее время деятельность МО в этой сфере непрозрачна;
- придать письмам-запросам международных организаций, направляемым в страны, статус договоров (не юридических, конечно же) с тем, чтобы они отражали обязательства сторон — страна обязуется предоставить данные вовремя и максимально полно, а МО после согласования расхождений со страной разместить их в своих базах в сроки, заранее оговоренные в письме.
Многое из перечисленного можно устранить, если создать единую базу данных всех крупных МО, что в ближайшей перспективе весьма проблематично.
Эту тему было бы полезно обсудить на одном из семинаров для руководителей НСО в качестве одного из аспектов международного сотрудничества, как одного из 10 фундаментальных принципов работы официальной статистики, утвержденных Статистической комиссией ООН.
С целью координации действий сотрудников Госкомстата по верификации данных был издан приказ, согласно которому каждый отдел отвечает за работу с конкретной, соответствующей его профилю МО, раз в год осуществляет мониторинг и тесно сотрудничает с представительствами этих МО в Азербайджане по вопросам устранения расхождений.
Ариф ВЕЛИЕВ,
председатель Государственного комитета
по статистике Азербайджанской Республики
Бакинский рабочий.-
2012.- 20 декабря.- С.6.