Ей открываются тайны
древних надписей
Эту женщину знают во многих районах Азербайджана, всюду, где есть древние могильные захоронения, пиры, а телевидение принесло ей известность как ученому, изучающему историю Азербайджана посредством исследования старинных надписей. Речь идет об известном историке, востоковеде-эпиграфисте Мешади ханум Неймат, ведущей «кочевой» образ жизни только ради того, чтобы найти несколько скупых строчек — небольшие надписи на камне, металле, керамике, скрывающие в себе неизвестные факты истории нашей страны. Как говорит она сама, по сравнению со Средней Азией (исключая Узбекистан), эпиграфические надписи, найденные на территории Азербайджана, богаты по своему содержанию.
— На могильных плитах я находила тексты шахских указов, дарственных актов, воззваний, оставшихся в единственном, «каменном», экземпляре, — рассказывает Мешади ханум.
Чтобы стать настоящим эпиграфистом, достичь весомых результатов в этой области науки, недостаточно знать несколько языков, надо обладать также мужеством и огромным терпением, чтобы стойко переносить стужу, жару, а порой безводье и голод. Нередко бывает и так, что на пути к цели — на караванных дорогах, в степи — врасплох застают проливные дожди, бешеные ветры. Большую роль играет и наличие интуиции. Мешади ханум вспоминает случай в Джульфинском районе. Возвращаясь с раскопок на автобусе, она спросила попутчицу, местную жительницу, не знает ли она, где находится ближайший пир. — Знаю, — ответила женщина, — но там лишь огромные, бесформенные камни без надписей. Интуиция подсказала ученой, что надо все же посмотреть самой. И вопреки разбушевавшемуся ветру и проливному дождю она все-таки отправилась в село, где находился пир, постучала в первую попавшуюся дверь. Вышел молла. Вместе с ним она обошла весь пир и вдруг обнаружила большой камень. Когда его перевернули (она до сих пор удивляется, как это удалось), то на обратной стороне обнаружила надпись красивой арабской вязью. После дальнейшего ее изучения выяснилось, что это надпись времен правления Джахан шаха, правившего в ХV веке.
Мешади ханум принадлежит открытие Медждеддина Али — второго по значению зодчего после Аджеми.
Им построен ряд архитектурных сооружений по течению рек Акеречай, Араз, о которых в «Истории архитектуры Азербайджана», изданной в 60-х годах прошлого века, написано, что ни на одном из этих сооружений не осталось имени зодчего. Мешади ханум обнаружила это имя на одном из мавзолеев в Зангиланском районе после долгих поисков.
Многолетние исследования вошли в основные ее научные труды: «Изучение истории Ширвана XIV—XVI веков в свете эпиграфических данных», «Мемориальные памятники Азербайджана», «Пиры Азербайджана», «Социально-идеологические центры», сборник «Корпус эпиграфических памятников Азербайджана», в первый том которых вошли арабо-персо-тюркоязычные надписи Баку — Абшерона XI — начало ХХ в., а во второй — арабо-персо-тюркоязычные надписи Шеки-Загатальской зоны XIV — начало ХХ в.
Недавно в президиуме Академии Наук Азербайджана прошла презентация ее научных трудов — 5-го и 6-го томов сборника «Корпус эпиграфических памятников Азербайджана». Открывший вступительным словом торжественное мероприятие первый вице-президент НАНА Ариф Гашимов, директор Института археологии и этнографии Маиса Рагимова, член-корреспондент НАНА Вели Алиев, Фарида Мамедова, Джафар Гияси, академик Зияд Самедзаде, заместитель председателя, исполнительный секретарь партии «Ени Азербайджан», депутат Милли Меджлиса Али Ахмедов, профессор Шахин Фарзалиев в своих выступлениях высоко оценили вклад Мешади ханум Неймат в азербайджанскую историческую науку и особенно ее ценные исследования, проведенные в свое время на оккупированных ныне территориях Азербайджана. Они отражены в частности в 5-м томе сборника, в который включены арабо-персо-тюркоязычные надписи Ширвана, Гянджи, Агдама, Физули, Шуши, Зангилана, Джебраила, Лачина, Кяльбаджара и других регионов с XI по начало ХХ века. Это строительные надписи, дарственные акты, эпитафии. В них указываются имена, титулы, эпитеты правителей азербайджанских государств, иные ценные свидетельства, факты, позволяющие получить ответы на интересующие историков вопросы. А вообще во всех шести томах сборника «Корпус эпиграфических памятников Азербайджана», помимо вопросов исторической территории нашей страны, освещаются также вопросы этногенеза, топонимики, роли и позиции мусульманского духовенства в социально-политической и культурной жизни, история суфизма в Азербайджане, школы художественной резьбы по камню и многое другое.
Вершиной научного творчества Мешади ханум Неймат являются так называемые урудские открытия. Они были сделаны в далеком 1961 году, когда она обследовала надгробные памятники в селе Уруд Зангезура (ныне территории Армении). По своей хронологии эти памятники охватывают период с 1478-го по 1611 год. Эпиграфика и рельефные изображения на них отражают длительный процесс тюркизации албанских племен, населявших территорию Зангезура (Сюника) задолго до появления данных памятников и распространения ислама на Южном Кавказе. До этого открытия в исторической науке бытовало мнение, что, будучи христианами, албанские племена после прихода ислама частью арменизировались, а частью грузинизировались. Урудские памятники доказали, что часть албанских племен приняла ислам. Аналогичные урудским памятникам надгробья в виде каменных изваяний барана и лошади встречаются на всей территории Азербайджана. Они идентичны с мусульманскими памятниками, расположенными в междуречье Куры и Араза, а также Орхоно-Енисейскими памятниками. По ним Мешади Неймат определила места сосредоточения древнетюркских племен, сыгравших важную роль в формировании азербайджанского народа. Надгробные памятники с различными бытовыми изображениями и эпиграфическими надписями показывают единство быта и культуры населения Сюника (Зангезура) с другими областями Азербайджана, являются ярким подтверждением принадлежности этой территории Азербайджану. Несомненно, Мешади ханум взвалила на свои плечи тяжелейший труд по изучению эпиграфических надписей, а затем их анализу, систематизированию и изучению. Не случайно в 80-е годы кто-то из московских ученых на представлении одного из ее очередных томов воскликнул: «Эта женщина еще при жизни поставила себе памятник!»
Заслуги Мешади Неймат также и в выявлении сведений о существовании в Азербайджане суфийских орденов, о которых до ее исследований и находок не было никакой информации. Несколько лет Мешади ханум уделила и просветительской работе, участвуя в передачах телевидения, посвященных истории азербайджанского народа. Ныне Мешади Неймат продолжает свою консультационную, преподавательскую и научную деятельность.
Франгиз ХАНДЖАНБЕКОВА
Бакинский рабочий.-2012.-
7 февраля.- С.1, 6.