Азербайджан поставит
газ сразу, как только Украина будет готова его принять
Интервью посла Азербайджана в Украине Эйнуллы Мадатли украинскому изданию «День».
— Накануне Давосского форума глава государства Виктор Янукович анонсировал подписание с Азербайджаном двух соглашений. Но подписание так и не состоялось. Каковы причины этого, на ваш взгляд?
— Надо смотреть глубже на причины. Как вам известно, в январе 2011 года в Давосе был подписан меморандум между Азербайджаном и Украиной о поставках сжиженного газа. Документ предусматривал строительство LNG-терминала в Украине. Это намерение соответствует интересам обеих стран, поэтому начались рабочие обсуждения между соответствующими министерствами. Министр промышленности и энергетики Азербайджана Натиг Алиев и министр энергетики и угольной промышленности Украины Юрий Бойко неоднократно обсуждали эти вопросы. И, как результат, был подписан рабочий план по осуществлению. Перед Давосом с украинской стороны прозвучали сообщения, что проект соглашения почти согласован. Но стороны не подписали документы. Почему это случилось?
В процессе встречи на высоком уровне обе стороны решили отложить подписания договоров, чтобы учесть дополнительные факторы и доработать в связи с этим возникшие детали в документах.
По инициативе украинской стороны поднимались вопросы, связанные с использованием «плавучего» терминала. После Давоса Президент Украины заявил, что обсуждались и другие варианты поставки газа, помимо постройки терминала. Речь шла о газовых проектах в трехстороннем формате Азербайджан — Турция — Украина, о строительстве газопровода из Азербайджана в Украину через Турцию, Болгарию, Румынию в обход Черного моря. В таком случае подход к строительству такого терминала уже меняется.
Однако параллельно в украинских и российских СМИ прозвучала информация, что Турция проявляет интерес к строительству LNG-терминала в Украине и хотела бы даже стать его подрядчиком. Сейчас Украина ищет инвестора для строительства терминала по приему сжиженного газа.
Пока инвестор не найден, неизвестно и точное месторасположение будущего терминала, не готово и технико-экономическое обоснование (ТЭО). Только после разработки и утверждения ТЭО будет проведен тендер, и затем начнется строительство терминала, которое, как известно, будет длиться не меньше двух-трех лет. Значит, Украине потребуется еще несколько лет, чтобы построить терминал. Поэтому нет необходимости в подписании какого-нибудь документа по объемам поставляемого газа в спешке. Тем более что уже имеется меморандум (то есть политическая воля сторон) о поставках газа в Украину. Но для начала поставок должна быть готова необходимая инфраструктура. Кроме того, газ, который Азербайджан обещал поставить Украине, начнет добываться только в 2017 году, после запуска месторождения «Шахдениз 2». Значит, до начала условного срока поставок и с учетом строительства терминала есть еще несколько лет.
Кроме того, между Украиной и Россией ведутся интенсивные переговоры по снижению цены на газ, и, по словам министра энергетики и угольной промышленности Украины Бойко, есть надежда достичь соглашения. Примечательно, что наряду с этим Украина также планирует нарастить добычу собственного газа.
— Вы думаете, что в связи с этим нам не понадобится азербайджанский газ?
— Азербайджан заинтересован в сотрудничестве в этой области и поставит газ сразу, как только Украина будет готова его принять. Сегодня в Украине еще нет инфраструктуры, гарантирующей его прием. А относительно гарантий с нашей стороны, то они есть и будут сохраняться. За последние 18 лет Азербайджан заключил более 30 соглашений и договора с разными странами и крупнейшими корпорациями мира о поставках энергоресурсов и до сих пор ни разу не нарушил взятые на себя обязательства. Этому предшествовало заключение реальных договоров с детально прописанными условиями, и учитывающих все возможные риски. Вот пример с соседней Турцией, нашим естественным союзником и стратегическим партнером. У нас есть такая формула: «Одна нация — два государства», — но при всем этом соглашения о цене нефти и газа, а также тарифы на их транспортировку через территорию Турции согласовывали довольно долго, взвешенно и детально. Многие даже удивлялись почему. А все потому, что торгово-экономические отношения должны основываться не на сантиментах, а на прагматизме, на взаимовыгодных национальных интересах участников соглашения.
А насчет ресурсов, их у нас хватит на исполнение всех контрактов: до 2025 года Азербайджан планирует выйти на экспорт порядка 50 миллиардов кубических метров природного газа.
— Господин посол, вы говорили, что ожидаете начала строительства терминала. Но Украина не начнет строить LNG, пока у нее не будет хотя бы обязывающего меморандума по поставкам в терминал энергоресурса. Так сделала Польша, прежде чем строить свой терминал. Исправьте меня, если я ошибаюсь.
— Вы правы, но впереди еще есть время. Если еще пару месяцев будем дорабатывать соглашение, то это пойдет только на пользу.
Азербайджан не отказывается от подписания соглашения о поставках газа в Украину, никакой политической подоплеки здесь нет. Я акцентирую на этом, потому что некоторые зарубежные СМИ ищут в этом вопросе политические оттенки, будто бы Азербайджан не доволен Украиной. Ничего подобного. Никакая сила не повредит украино-азербайджанскому сотрудничеству. Мы хотим, чтобы Украина не страдала от нехватки энергоресурсов, и при первой же реальной возможности поставим газ в Украину. Надо учитывать, что подписание соглашения не отменено, а отложено по обоюдному согласию сторон для доработки деталей. На какой срок — это уже вопрос технического характера.
Могу еще сказать, что после доработки, судя по заявлению руководства Украины в Давосе, намечается подписание двух соглашений: межправительственного и между корпорациями. Межправительственное — это железная гарантия, что независимо от склада правления и текущей политики такой договор будет выполняться.
— А будет ли Азербайджан участвовать в тендере на постройку терминала на одесском побережье? И как считаете, почему до сих пор не начато строительство терминала по сжижению газа в грузинском порту Кулеви?
— Азербайджан — страна — поставщик ресурсов и готов поставлять газ потребителю, но он очень заинтересован в диверсификации экспортных маршрутов и назначений поставок. В случае с Украиной речь идет о поставках через территорию Грузии. Значит, Грузия тоже, как транзитная страна, должна принять участие в этом процессе, поскольку она получит плату за транзит. К этому процессу должен присоединиться и потребитель. Как правило, для осуществления таких широкомасштабных региональных проектов создается консорциум инвесторов и начинается строительство. Я уже говорил, что интерес к этим проектам проявляет и Турция. А когда начнется строительство терминала в порту Кулеви, Азербайджан готов построить к нему необходимый трубопровод, чтобы поставлять газ.
— В начале нашей беседы вы упомянули о газопроводе, который может соединить наши страны в обход Черного моря. В какой роли видит свое участие в таком проекте Азербайджан?
— Это — новая идея. Правда, еще надо посчитать экономический эффект от таких поставок. Но, думаю, она имеет хорошую перспективу. Относительно нашего участия, то, конечно, это в первую очередь роль поставщика ресурсов. Во-вторых, если азербайджанские компании проявят интерес к непосредственному участию в строительстве или инвестированию такого газопровода и это будет экономически выгодно им, то почему бы и нет.
— Украинская власть одобрила законопроект о ратификации соглашения с правительством Азербайджана о транзите нефти. На какие объемы прокачки нефти по Одесса — Броды может рассчитывать Украина в 2012 году и среднесрочной перспективе?
— Пока о конкретных цифрах не могу сказать, они обсуждаются. Но поставки нефти увеличиваются. Этому способствует и наращивание внутренней добычи. В 2011 году добыли больше 50 миллионов тонн нефти. И с каждым годом цифра увеличивается почти на миллион.
— А какие инвестиционные проекты в нефтегазовой отрасли будет реализовывать в Украине азербайджанская государственная компания ГНКАР?
— Уже сейчас она инвестировала значительные средства в Украину. В частности, идет речь об открытии 30 АЗС. Компания планирует расширить эту сеть в ближайшие годы в два-три раза. Также в этом году планируется начать поставлять в украинские аэропорты авиатопливо.
— Говорят, что ГНКАР интересует еще и покупка Одесского нефтеперерабатывающего завода. Это правда?
— Возможно, имеется или проявится такой интерес. Компания имеет хорошие финансовые возможности и в последние годы наращивает инвестирование за рубежом. Такая покупка может способствовать надежной работе ее сети АЗС.
— Шестого февраля исполнилось 20 лет со дня установления дипломатических отношений между Азербайджаном и Украиной. Каковы итоги? Поделитесь планами на будущее сотрудничество.
— В 2010 году товарооборот между нашими странами составил около 1,6 миллиарда долларов. Итоговой цифры за 2011-й пока нет, но и первые 8 месяцев показали, что тенденция идет к возрастанию, — 1,2 миллиарда долларов. Если подытожить, то цифры неплохие, но структура товарооборота нас не удовлетворяет. Развиваться еще есть куда.
Сегодня металлургическая и машиностроительная продукция Украины очень востребована на нашем рынке.
Кондитерские изделия, алкогольные и безалкогольные напитки, мясомолочные продукты, а также электротовары Украины пользуются большим спросом в Азербайджане. Мы тоже поставляем в Украину продукты питания, нефтехимической промышленности, инвестируем в строительство недвижимости, мостов, дорог. Огромный незадействованный потенциал имеется в энергетической, аэрокосмической и туристической сферах. Нашим странам надо расширить также гуманитарные, научные и культурные связи. Кстати, в 2012 году пройдут Дни культуры Азербайджана в Украине, а в 2013-м — Дни культуры Украины в Азербайджане. Хочу отметить, что когда мы смотрим на эти 20 лет, видим огромный потенциал нереализованных возможностей, и мы должны приложить совместные усилия для претворения их в жизнь.
— Скажите, а не сетуют ли азербайджанские инвесторы на сложность ведения бизнеса в Украине?
— Таких жалоб нет. Если было бы плохо, то давно бы ушли. А так основывают бизнес, работают, значит, нет никаких препятствий.
— Даже на коррупцию не жалуются?
— Ко мне по этому поводу не обращались.
— А как у вас борются с этим явлением?
— Два года назад в структуре Генпрокуратуры страны была создана и успешно функционирует структура по борьбе с коррупцией. На последнем заседании правительства Президент Азербайджана Ильхам Алиев поставил задачу усилить борьбу против коррупции. Принятые меры уже дают положительные результаты. Максимально исключается возможность искусственных препятствий ведению бизнеса. Например, регистрация и получение лицензии для открытия бизнеса оформляются с помощью «единого окна». Все социальные выплаты и зарплаты проводятся по электронным карточкам. Скоро заработает электронная подпись. В торговых сетях устанавливаются терминалы для безналичного расчета, это тоже мешает образовываться тени и уклонению от уплаты налогов.
Бакинский рабочий.-2012.-
8 февраля.- С.1. 5.