На объектах Большого
Бакинского метро
Опасный участок пройден
Приметы холодного февраля видны всюду: длинные трубы разных диаметров, пучки стальных стержней, применяемых строителями станции «Автовокзал», прочно примерзли к земле. Отглаженный до блеска северными ветрами лед начинает смягчаться лишь ближе к полудню, когда его разогревает солнечный свет, пробиваясь сквозь слой облаков. Независимо от состояния проложенной дороги, КаМАзы один за другим подходят к оконечности транспортного конвейера, с ленты которого непрерывно сыплются в их кузова куски земли со следами свежего блестящего среза.
Непрерывность черного потока — хороший признак: значит тоннельно-проходческий механизированный комплекс (ТПМК) роторного типа со своими алмазными «зубами» безостановочно вгрызается в породу, отваливает ее кусками и движется вперед. Так строится левый туннель от будущей станции «Автовокзал» до будущей станции «Аджеми-2» с выходом на основную линию действующего Бакметрополитена.
Хотя его проходка осуществляется глубоко под землей, но все коммуникации, призванные обеспечить работу ТПМК, берут начало на снежной и обледенелой поверхности. Как в таких сложных условиях работается метростроителям? Не влияет ли погода на показатели? Судя по хорошему настроению начальника Управления тоннельного строительства №№3 (УТС-3) АО «Азертоннельметротикинти» Биландара Масиева, прежде малоразговорчивого, а теперь охотно вступившего в контакт со мной, дела идут хорошо, хотя и нельзя сказать, что зимние условия ничего не значат и переносятся легко. Открыв записную книжку, он подытожил работу своего коллектива:
— Не посчитайте мои слова за хвастовство, с чистой совестью и уверенно могу сказать, что работу ТПМК, эту сложную машину для подземных работ, изготовленную немецкой компанией Herrenknecht GO, мы освоили хорошо, наши люди обслуживают ее уверенно. Отсюда и показатели: в ноябре дали 341 метр проходки, декабре — 361 и в январе — 295 метров. Сейчас, в феврале, ежесуточно пробиваемся на 12—15 метров.
— По подсчетам получается меньше, чем в предыдущие месяцы?
— Да, дело в том, что цементный раствор, которым мы заполняем пустоту, оставшуюся за облицовкой тоннеля из железобетонных тюбингов, при минусовых температурах замерзает. Приходится прикладывать дополнительные усилия, что и замедляет разработку породы.
— Мороз — единственное препятствие?
— Да нет, опасный участок встретился на большом протяжении — жидкий грунт. Пришлось замедлить ход комплекса, опасаясь осложнений. Наверное, в последующие месяцы темпы возрастут. Работаем круглые сутки, в четыре смены. Их возглавляют Надир Азизов, Адиль Аманов, Бахруз Давудов и Неймат Эюбов. Длина готового тоннеля на сегодня составляет около 1630 метров. До будущей станции «Мемар Аджеми-2» остается меньше полукилометра.
Коллектив участка во главе со старшим мастером Рафаэлем Мехтиевым возводит основное здание станции «Автовокзал». По словам инспектора Дирекции строящегося метрополитена Наримана Мустафаева, в снежные дни темпы работ несколько снизились. Но строители постарались и забетонировали арку, которая служит кровлей. Она вместе со стенами представляет единую прочную конструкцию, исключающую сооружение поддерживающих колонн. Этим достигается легкость всего здания с увеличенным простором для пассажиров. Забетонирована платформа станции на площади 90 квадратных метров.
Одновременно идет сооружение правого тоннеля, где работают подразделения компании «Азеркерпю». Там смонтировано более 553 колец отделки, состоящей из железобетонных тюбингов. Здесь применяется ТПМК американского производства Robbins. Сооружен тоннель примерно на 700 метров.
В хорошем темпе налажено возведение станции «Аджеми-2». Здесь подрядчиком Управление тоннельного строительства №№2, возглавляемое Вели Мамедовым. График ее строительства выдерживается.
Ахмед ГАМЕДОВ
Бакинский рабочий.- 2012.-15
февраля.- С.5.