Музейные шедевры в
формате 3D
Новые технологии – примета времени
Эта весьма привлекательная фраза с упоминанием третьего поколения технологии мобильной связи вовсе не звучит как многообещающая новость или заманчивая реклама – телевидение, Интернет, телефон давно уже стали средством весьма тесного общения каждого из нас с миром. А мобильный телефон, этот маленький кудесник! Он не только позволяет перезваниваться друг с другом и со справочными службами, но и запоминает много всякой информации, фотографирует и снимает на видео все, что нашей душе угодно. Говорят, под названием «смартфон» он выступает в роли аппарата, объединившего функции телефона и компьютера. То есть, опередив по популярности даже карманные компьютеры, предоставляет возможность вызывать на свой экран невероятное число изображений, вплоть до движущихся улиц городов мира и картин художников – классиков и современников.
Конечно же, не случайно этим напоминанием предваряю сообщение о том, что в минувшую среду в Национальном музее искусств Азербайджана состоялось заседание «Круглого стола» на тему «XXI век и инновационные технологии в изобразительном искусстве». И о том, что на него были приглашены художники, дизайнеры, программисты, профессионалы в деле информационных технологий, искусствоведы, музейные работники, галеристы, арткураторы, специалисты, владеющие искусством компьютерных технологий, дизайнеры, реставраторы, преподаватели и студенты художественных вузов, заинтересованные в обновлении методов общения посетителей с собраниями музеев ради развития культуры в стране.
Заседание, поставившее цель разобраться в том, как музеям приобщаться к современным технологиям общения с посетителями и пропагандировать имеющиеся коллекции национального искусства, готовилось не вдруг. С одной стороны, планировалось с его помощью напомнить нам, привыкшим как должное воспринимать стремительно меняющиеся к лучшему условия существования, показать, насколько огромный путь к сегодняшнему уровню прошли инновационные технологии, каких фантастически сложных успехов достигли их авторы. А с другой, задумка состояла в том, чтобы, обсудив свои возможности, определить заманчивые задачи на перспективы в деле расширения поиска наиболее удобных форм общения произведений мастеров и теми, чьему вниманию они предназначены изначально и по сути. То есть коллективно подумать, как в условиях стремительно растущего информационного поля неизмеримо упростить и активизировать процессы приобщения граждан к художественным ценностям.
Национальный музей искусств намерен активно осваивать мировой опыт и наращивать свой. Об этом в беседе с корреспондентом газеты «Каспiй» рассказала руководитель отдела инноваций музея, член Союза художников Азербайджана Амина Меликова.
– За последние 100 лет в изобразительном искусстве возникло много новейших художественных приемов и способов работы. В начале прошлого века появился коллаж. В середине ХХ века живописцы начали проводить эксперименты и использовать в своих работах все, что возможно – от пленки и флюоресцентных огней до скомканной бумаги. Изменился и подход к местам экспозиции. Инновационные художники стали часто переносить искусство из картинных галерей в места, совершенно не ассоциирующиеся с ним.
– С чего это началось?
– У нас?
– Нет, в мире.
– В мире – с того, что с помощью компьютерной анимации «ожила» в формате 3D широко известная картина Пабло Пикассо «Герника». Написанная художником в манере кубизма и в черно-белой гамме в мае 1937 года по заказу правительства Испанской Республики для испанского павильона на Всемирной выставке в Париже, она рассказывает о бомбардировке города Герника, произошедшей незадолго до этого.
Впоследствии полотно выставлялось в ряде стран, а с 1992 года хранится в Музее королевы Софии в Мадриде. Оно приобрело монументальный статус, став вечным напоминанием о трагедии войны и антивоенным символом. Своим же вторым рождением и особой популярностью полотно обязано специалистам, с помощью уникальных возможностей инновационных технологий 3D зафиксировавших эту картину в трехмерном воспроизводстве. Это позволяет в деталях и в движении рассматривать с разных точек и аспектов даже невидимые части такой работы, повышая уровень ее оценки и понимания значимости заложенных в ней идей.
– У этого эксперимента, как известно, появилось множество пос-
ледователей…
– Неисчислимое!
– И сегодня…
– Сегодня, в век информационной культуры, когда во все виды деятельности человека внедряются компьютерные технологии, а язык искусства расширяет свои возможности, в художественной практике, на выставках все чаще появляются произведения, выполненные средствами компьютерной графики. Это – свидетельство того, что в арсенале изобразительного искусства появилось такое множество новых средств передачи творческого замысла художника, что искусствоведческий анализ просто не поспевает за процессом инноваций.
– Судя, в частности, по проводимому вами мероприятию «круглый стол», есть и у вас неизбывное желание двигаться вперед, не отставая от жизни.
– И желание, и энтузиасты, которые уже многое умеют. Не случайно к участию в нем мы пригласили тех, кто имеет опыт применения инновационных технологий, и тех, кто во время обсуждения наверняка заинтересуется нашими планами и проектами – хотим значительно расширить применение современных методов и способов. Сегодня в сфере культуры и искусства в Азербайджане буквально каждый день проходят новые мероприятия. Наша страна стала родиной фестивалей, международных симпозиумов, всевозможных выставок как местного так и международного значения. Следовательно, и посетитель сегодня стал более требователен. Мы постоянно ищем новые возможности, чтобы удивить, обрадовать и привлечь новых посетителей в наш музей.
– Музей искусств ведь уже проводил серьезные акции в рамках инновационного проекта – помнится, акция «Нефть и искусство» заинтересовала многих…
– Да, такой опыт уже имеется. Можно сказать, что в прошлом году в сфере музеев в Азербайджане произошло интересное событие, презентация которого была приурочена к профессиональному празднику нефтяников. 20 сентября 2011 года при поддержке Министерства культуры и туризма Азербайджана, компаний «СТАТОЙЛ» и ГНКАР мы обнародовали выполненный в формате
3D проект «Нефть и искусство». На диске представлены посвященные нефтяной тематике произведения выдающихся мастеров изобразительного искусства Азербайджана из коллекции нашего музея и Музея современного искус-
ства в анимированном формате – в виде оживших и озвученных «картинок».
– Что выбрали для интерактивной видеолизации?
– Наше национальное богатство – нефть и самоотверженный труд бакинцев в нефтедобыче во все времена служили источником вдохновения для большинства наших художников. Для одних нефтяное поприще становилось поводом показать романтику непростых будней или выплеск эмоций в моменты напряженных волнений и гордости за одержанную победу. Для других – счастливой возможностью восхититься мужеством покорителей глубин норовистого Каспия или доблестью соотечественников, умеющих противостоять проискам стихии, достигнуть недосягаемых глубин, осуществить задуманные планы. Во всяком случае, всякий раз запечатленные живописцами на холстах судьбоносные события или портреты героев пополняли национальные сокровищницы музейных коллекций, становившихся частью героической истории народа.
– Это принципиально и значимо. Кого в первую очередь представили в новом формате?
– Тема нефти не оставляет равнодушными даже молодое поколение художников, но, в первую очередь, на диске, разумеется, представлены известные азербайджанские художники, уже сказавшие свое веское слово и вписавшие свои имена в анналы истории искусств Азербайджана. Это Марал Рахманзаде – первая из художников, отправившаяся на Нефтяные Камни, чтобы писать этюды. Результатом той творческой поездки явилась серия «Нефтяные Камни», включающая в себя индустриальные пейзажи и изображения нефтяников, занятых непростым, но благородным трудом. Современные технологии позволили оживить ее картины так, что внимание зрителя как бы проникает в пространственную глубину, позволяя реально существующую в двух-мерной плоскости работу видеть в объемном
3D-пространстве. Таким образом зритель может перемещаться по различным планам картины вплоть до горизонта, а звуковые эффекты – крики чаек, звуки волн, моторов и прочей индустриальной атрибутики – только усиливают для зрителя эффект его личного присутствия. То же самое можно сказать и о других представленных работах наших выдающихся художников – «Ремонтники» Т. Салахова, «Нефтепромыслы» З. Гусейнова, «Нефтяники» Т.Джавадова и «Нефтепромыслы» Закира Гусейнова, представших как бы в «кинематографическом» виде.
– Мероприятие имело широкий резонанс?
– Да. Потому, что это был первый в Азербайджане аудиовизуальный проект по изобразительному искусству с использованием наших коллекций, имеющий исключительный инновационный потенциал!
– Конечно, «храму искусств» вне социальной суеты и бешеных скоростей современной жизни трудно жить полноценной жизнью, в то время как его потенциальный посетитель давно уже совсем другой… В мире это хорошо знают и идут навстречу «продвинутым» пользователям достаточно высокими темпами. Нам до этого далеко?
– Поскольку самое трудное – уловить глобальные перемены в восприятии человеком окружающего мира – за нас уже сделали зарубежные коллеги, нам остается приблизить его внимание к художественным ценностям, активизировать его, но это, как говорится, дело техники.
– Уж она-то не заставляет себя ждать…
– Но спешить всегда необходимо. Выросло новое поколение, которое давно уже чувствует себя гораздо удобнее в режиме online, то есть в пространстве виртуальной реальности, нежели в физическом пространстве действительности. Для этих – не обязательно молодых людей – пребывание в социальных сетях и в других сегментах виртуальной реальности не менее живое присутствие в «реальной жизни», чем физическое. Я отношу сюда не только подростков, но и деловых людей, которые в силу своей занятости не всегда могут посетить музейные мероприятия.
– В этих условиях современный музей уже больше не может руководствоваться прежними стратегиями с организацией периодических плановых выставочных экспозиций, изданием каталогов и последующим традиционным освещением в СМИ. К такому «потребителю» и обратился ваш коллектив…
– К примеру, в широкомасштабной акции «Google art project» участвуют 17 музеев мира. Это – Лувр, Версальский дворец, Государственный Русский музей Санкт-Петербурга, Национальная галерея Великобритании, Государственный музей Амстердама, Музей Ван Гога, Национальная галерея Берлина, художественные галереи Вашингтона и Нью-Йорка, активно предоставляющие пользователям возможность с помощью различных электронных носителей совершать виртуальные прогулки по их залам и широко знакомиться с теми шедеврами, которые составляют интеллектуальное богатство народов мира. Живопись гигантов эпохи Ренессанс никогда не была так доступна. Лувр и еще несколько ведущих музеев мира недавно запустили приложения для пользователей iPhone и iPod компании Apple, благодаря которым можно будет знакомиться с богатейшими музейными коллекциями. Эта технологическая инновация позволит владельцам этих гаджетов со всего мира (а их уже более 250 млн.) просматривать произведения музея в режиме offline. Это преимущество электронных каталогов, скажем, над веб-сайтами.
В декабре 2011 года в Санкт-Петербурге, в рамках заседания «круглого стола» «Музей 2.0: цифровые технологии в искусстве» состоялась презентация бесплатно загружаемого пилотного этапа проекта «Русский музей. Дополненная реальность», цель которого – обеспечить посетителям Русского музея доступ через Интернет к дополнительной информации о коллекции этого крупнейшего центра русской культуры. Все эти проекты имеют одну цель: заинтересовать потенциального зрителя, сделать шаг навстречу современному человеку, привлечь его весьма искушенное внимание к музею.
– Понятно, почему подобные проекты становятся не только привлекательными, но и обязательными для Национального музея искусств Азербайджана!
– В этом вы, надеюсь, убедились при встрече за «круглым столом». У нас есть план: сделать электронный каталог коллекции нашего музея для мобильных телефонов. На «круглом столе» участвовали представители некоторых операторов мобильной связи. Надеемся, что эта презентация была интересна всем.
– А как могло быть иначе, если собравшимся были показаны три такие интереснейших ролика, как «оживленная» в формате 3D «Герника» Пабло Пикассо, «Нефть и искусство», а также произведения Кинетической живописи, которой в последние годы активно занялся известный живописец, график и театральный художник Эльчин Асланов?
Успех заседания «Круглого стола» определила дискуссия – обмен мнениями, свидетельствующая о том, что никто из участников не воспринял это мероприятие как формальную встречу. Собравшиеся горячо обсуждали намеченные сотрудниками музея планы и с одобрением восприняли информацию о том, что выпуск мультимедийных дисков – только первый этап проекта «Нефть и Искусство». Второй его этап предполагает включение в работу молодых талантливых авторов.
Шла речь и о том, что, несмотря на развитие технологий, музеи не потеряли свое значение в сфере развития человека как полноценной личности. Ведь согласитесь, говорили некоторые ораторы, что увидеть известную на весь мир «Джоконду» на экране монитора – не значит получить от нее то впечатление, какое производит встреча с картиной великого Леонардо да Винчи в зале музея.
И еще. Отмечали, что, делясь накопленными за столетия художественными и культурными богатствами, большая часть музеев давно уже вышла из рамок простого экспонирования и хранения памятников истории и культуры и превратились в «художественные комплексы». В них есть богатые библиотеки, претворяются в жизнь образовательные программы, применяются другие формы пропаганды искусства, в том числе и такие вот «Круглые столы», как наш.
И еще, как рассказала Амина ханым, в течение определенного периода времени в рамках проекта в инновационных форматах будут созданы произведения на нефтяную тему. Планируется также через год организовать выставку с публикацией каталога, в который войдут репродукции работ молодых художников и именитых мастеров изобразительного искусства, представленных в проекте «Нефть и Искусство».
Более того, решено первый вторник каждого месяца проводить заседания «круглого стола», посвящая их разным и самым актуальным проблемам, нацеленным на расширение участия музеев нашей страны в приобщении к современным технологиям, рассчитанным на широкую пропаганду достижений национального искусства в нашей стране и за ее рубежами. Таким образом, как мы видим, нефтяная тема еще долго будет оставаться одной из приоритетных тем среди азербайджанских художников, а инновации намного продвинут знания об Азербайджане в среду мирового сообщества.
Галина МИКЕЛАДЗЕ
Каспий.- 2012.- 18
февраля.- С.10.