Посол живописи Азербайджана

 

 

 О знаменитом талантливом художнике Саките много пишут, снимают и говорят, но практически никто не схватывает главного — Сакит, как человек искусства, обладает не только уникальной интуицией, но и способностью вдохновлять и радовать, недаром его творчество любят и ценят во всем мире, а его работы находят отклик в сердцах миллионов людей.

 

 На сегодняшний день Сакит, наверное, самый известный и самый плодовитый среди современных художников Азербайджана. Да и только ли Азербайджана? Его картины находятся в лучших музеях и галереях мира, в частных коллекциях известных людей. Если начать перечислять выставки и награды этого блестящего живописца, то для статьи о нем уже не останется места. Но, пожалуй, самой значительной стала его последняя награда. 9 февраля 2012 года в Москве, в одном из самых престижных залов мира — Концертном зале имени П.И.Чайковского — заслуженный художник Азербайджана Сакит Мамедов был награжден международной премией «Человек тысячелетия за вклад в мировую культуру и изобразительное искусство». Премия «Человек тысячелетия» учреждена при содействии Аппарата Президента РФ, Совета Федерации и Государственной думы Федерального Собрания РФ, а также ЮНЕСКО и ООН. Биография Сакита также включена в Энциклопедию «Люди нашего тысячелетия», которая выходит при поддержке Аппарата Президента РФ, Совета Федерации, Госдумы, Информцентра ООН и ЮНЕСКО. Этой высокой награды были удостоены премьер-министр России Владимир Путин, покойный патриарх Москвы и всея Руси Алексий II и многие другие известные лица.

 

 Что изменилось в жизни Сакита после присуждения этой престижной награды? В его характере и привычках? В оценке приоритетов? В общем-то, ничего. Звездная болезнь — это не про него. Он по-прежнему считает главным для себя достойно представлять Азербайджан везде, где только можно. Единственное чувство, которое он испытал, стоя на сцене зала имени П.И.Чайковского, это огромная гордость за свою страну и свой народ. В этот миг он меньше всего думал о своих картинах, о победе. Думал лишь о том, что ему стоило оказаться здесь только для того, чтобы представители всех стран услышали эти восторженные слова об Азербайджане, которые произнес глава Фонда культуры России… Он сказал, что очень рад видеть на этой сцене великого азербайджанского художника, которого Россия считает одним из самых известных своих сыновей, так как Сакит долгие годы провел в Ленинграде, в стенах Академии художеств, и является достойнейшим представителем русской школы живописи, сохраняя при этом всю глубину и мощь азербайджанской культуры и искусства.

 

 Сакит смог сделать себе имя исключительно благодаря своему таланту и труду и получил признание со стороны мировых светил культурного сообщества. Но он прославил не только свое имя. Это признание, эта слава, эта известность в полной мере и в первую очередь относятся к Азербайджану, так как личность художника неотделима от своей Родины и своего народа. Сам Сакит относится к тем людям, которым и в голову не приходит, что он является достоянием республики и достоин каких-то невероятных наград. Он никогда и ничего не просит для себя. Он даже награды свои готов разделить с теми, кто верит в него.

 

 Рассказ Сакита о себе, о своем творчестве всегда прост и сложен одновременно. Этот рассказ мозаичен и калейдоскопичен, отчетливо ясен и парадоксален. Прозаичное и земное сочетается с высоким, возвышенным, вечным. Выраженная мысль, идея, образ вдруг ускользают, затаиваются, растворяются, оставляя загадку неразгаданной и тайну нераскрытой… Художник замолкает, и в эти моменты в его душе рождаются новые сюжеты…

 

 Таково и его творчество. Можно ли отнести его к какому-либо направлению? И да, и нет. На первый взгляд, он последователь классической школы, но иногда он выходит за рамки жанра, и  каждый раз одерживает победу!

 

 Что же дает импульс работе Сакита, рождает вдохновение, кто его Муза? Пусть это прозвучит высокопарно, но, наверное, Божье провидение. Сохраняя традиции старых мастеров живописи, Сакит внес в искусство и свое неповторимое звучание, основанное на глубоком знании национальных традиций, и сумел найти красоту в повседневности. Древние греки считали, что если человек при жизни оставил след, то у него есть шанс остаться в памяти людей и после смерти. В одном из своих многочисленных интервью Сакит однажды сказал, что каждый его день, прожитый с любовью и улыбкой, оставляет след на его картинах. И словно в подтверждение этих слов на нас смотрят его восхитительные полотна — это и есть частицы его души, любви к родине, природе, жизни, женщине и ко всему прекрасному. Сакит, как художник, уже оставил след не только на картине своей жизни, но и в душах своих многочисленных поклонников, ряды которых постоянно растут, и поэтому его имя будет жить  в веках, и через тысячи лет ценители искусства будут восхищаться его картинами, светом и блеском его потрясающих полотен.

 

 Сакит многого добился в своем творчестве, и его выдающийся талант и заслуги высоко оценены не только в России, но и во всем мире. Как говорили на церемонии награждения, «Сакит — азербайджанский художник и наша российская гордость». И Россия по достоинству оценила его незаурядный талант, присудив ему такую значительную награду, как «Человек тысячелетия». Но Сакит не только выдающийся художник, он еще и выдающаяся личность, которая достойна не только восхищения, но и самого глубокого уважения. То, что он делает для искусства Азербайджана,  не под силу ни одному из современных художников. В его творчестве воплотились невероятная любовь к жизни, любование ею, желание остановить каждое ее прекрасное мгновение. Многие писавшие и пишущие о его творчестве почему-то забывают об этом совершенно очевидном истоке образов его полотен. По теперешним нашим суетным представлениям мы исключаем то обстоятельство, что душа человеческая, в том числе и душа художника, тесно связана с местом своего появления на земле. Чем сильнее художник чувствует связь, тем устойчивей и естественней сила образов, наполняющих его фантазию. Все это, созданное его воображением и силой живописного дара, наполняет энергией и красотой привычные образы и заставляет воспринимать этот, по сути своей, неласковый мир, как сказку нашей теперешней жизни.

 

 Художник с таким выдающимся талантом, получивший мировое признание, мог бы жить и творить в любой стране, но Сакит — истинный патриот своей страны, и Азербайджан может по праву им гордиться. Его творчество, конечно же, выходит за рамки какой-то одной национальной культуры, потому что темы и проблемы, которые он затрагивает, актуальны для всего человечества. Но сделать это так, как никто другой сделать не может, позволяют ему дух, который он впитал с молоком матери, и родная земля, в которую Сакит врос своими корнями и постоянно получает от нее животворную влагу. Лиши художника этих корней, связывающих его с родной землей, — и он окажется бесплодным. Животворная влага перестанет его питать, наступит духовный голод, и в результате, его творения не найдут отклика в сердцах миллионов людей. Наверное, поэтому в каждом своем интервью Сакит говорит: «Я бесконечно люблю Азербайджан. Моя родная земля дает мне мощный заряд энергии, позволяющей творить. Где бы я не находился и что бы ни делал, я делаю это, опираясь на веру, историю, культуру и традиции свой страны. Я стопроцентно азербайджанский художник, получивший русскую школу. Как бы мне ни было приятно слышать в свой адрес хвалебные слова в других странах, сердце мое живет в Баку. Но самой большой моей наградой стало рождение внучки, которую мы назвали Селин, и она станет первым членом семьи, кто будет носить фамилию Сакит».

 

 И теперь — последнее. Мы все помним, что художник светел местом своего явления в мир. Нам иногда кажется, что благодаря науке все человечество намерено снова создать универсальный язык.  Нам кажется, что опять настал час повторить  неудавшийся подвиг строительства Вавилонской башни. Мы забываем, что кроны деревьев могут быть свободными в небесах, а корни глубоко уходят в почву. Мы также забываем, что Микеланджело был итальянцем, Рублев — русским, Мане — французом. Недаром Сакит любит повторять слова своего великого соотечественника Муслима Магомаева: «Отец мой — Азербайджан, а мать — Россия». И талант великого художника Сакита — лучшее тому подтверждение. Его ясные, радостные и светлые, как сама природа в час ее наивысшего расцвета в радостных лучах сияющего солнца, картины являются великолепный символом этих слов. Корни Сакита уходят глубоко в родную землю Азербайджана, мощный ствол покоится на бескрайних российских просторах, а огромные сильные ветви простираются над всем миром!

 

 

Бакинский рабочий.- 2012.- 18 февраля.- С.5.