Посол Южной Кореи: «Надеюсь, что нагорно-карабахский конфликт будет решен в скором времени»

 

Эксклюзивное интервью 1news.az с  послом Республики Корея (Южная Корея) в Азербайджане Ли Джи Ха.

 

  Как бы вы оценили развитие двусторонних отношений между Азербайджаном и Южной Кореей, в том числе, экономических связей? Какова тенденция товарооборота, меняется ли структура экспорта/импорта, в чем заключается наибольший потенциал?

— После установления дипотношений в 1992 году Корея и Азербайджан постоянно развивают дружбу и сотрудничество.

Более того, после визита Президента Кореи  Но Му Хена в Баку в 2006 году  и Президента Азербайджана Ильхама  Алиева в Сеул в 2007 году  наши двусторонние отношения еще более укрепились в области торговли, инвестиций, транспорта, строительства, образования и культуры.

Товарооборот между двумя странами в 2011 году составил 648 миллионов долларов, что в 16 раз больше по сравнению с 2005 годом (42 млн долларов).

Азербайджан в основном импортирует корейские автомобили, строительные материалы, электронику и медицинское оборудование;   экспортирует нефтепродукты и медь.

Инвестиции Кореи в Азербайджан c 2007-го по 2011 год составили 150 миллионов долларов, таким образом, Корея стала 7-м крупным инвестором в вашей стране.

Южнокорейская компания SK C&C  реализовала в Баку проект, который является уникальным на  всем пространстве СНГ.

Компания Ultra Engineering & Constuction Co,  при  сотрудничестве с местными партнерами, в настоящее время строит дорогу Гянджа — Евлах (86 км).

Обе страны на протяжении многих лет проводили  различные культурные мероприятия, представляя свою культуру.

Во время визита спикера Корейской национальной ассамблеи Пак Хи Тэ в Азербайджан в январе текущего года Президент Азербайджана Ильхам Алиев определил отношения между  странами как  стратегические, партнерские.

Я думаю, что это точно показывает уровень наших отношений.

— Какие отрасли между странами можно развивать в дальнейшем?

— Мы в течение прошлых лет укрепили двустороннее экономическое сотрудничество. Но думаю, что по сравнению с потенциалом, нынешний уровень сотрудничества все-таки низкий.

Азербайджан богат природными ресурсами, в то время как Южная Корея имеет большой опыт и технологии.

Если мы совместим природные богатства Азербайджана, опыт и технологии Кореи, представьте себе, каким высоким будет уровень сотрудничества.

Чтобы поделиться своим опытом и ноу-хау, которые были приобретены Кореей за годы экономического развития, наше правительство выбрало Азербайджан одним из 26 государств-партнеров для развития сотрудничества в 2012—2014 годах.

Таким образом, мы находимся в процессе углубления и расширения двустороннего сотрудничества в реализации различных проектов  в области водоснабжения, санитарии, профессиональной подготовки и т.д.

В случае, если правительство Азербайджана продемонстрирует такой жест и посчитает Корею своим партнером в вопросах национального развития, я уверен, что обе наши страны получат большую пользу от взаимовыгодного сотрудничества.

— Может ли ваша страна поставить в Азербайджан новые технологии для развития автомобилестроения?  Есть ли какие-то проекты, предложения в этой сфере?

— До сих пор не было никаких предложений или консультаций по этому вопросу.

Так что я не думаю, что будет правильным комментировать этот вопрос в настоящий момент.

Это будет зависеть от  решения соответствующей компании,  а также от ситуации  на рынке.

— Какова позиция Южной Кореи касательно урегулирования армяно-азербайджанского, нагорно-карабахского конфликта?

— Во время встреч на высоком уровне между президентами Кореи  и Азербайджана в 2006 году в Баку и в 2007 году в Сеуле стороны подчеркнули важность мирного урегулирования нагорно-карабахского  конфликта между Азербайджаном и Арменией с учетом соответствующих резолюций  Совета Безопасности ООН и трех принципов Лиссабонского саммита ОБСЕ на основе уважения суверенитета и территориальной целостности.

Лично я надеюсь, что этот конфликт будет решен в скором времени, принимая во внимание  огромные трудности, с которыми сталкиваются люди, в особенности, около одного миллиона вынужденных переселенцев.

— Вернемся к делам экономическим. Какие новые инновационные проекты Корея готова предложить Азербайджану?  Как обстоят дела  по проекту строительству моста через Бакинскую бухту?

— Я хотел бы напомнить, что Корея может похвастать развитием в таких областях, как  образование, технологии, нефтехимия и альтернативные источники энергии: все это отрасли, к которым имеет большой интерес Азербайджан в соответствии со своим экономическим развитием.

Я надеюсь, Корея сможет стать настоящим партнером в этих областях для Азербайджана.

Что касается проекта строительства моста через Бакинскую бухту, то  технико-экономическое обоснование было разработано Корейским агентством по международному сотрудничеству (KOICA), и  окончательная его презентация состоялась в июле 2011 года, после чего все материалы были представлены правительству Азербайджана.

Правительство Азербайджана примет решение о строительстве моста на основе выводов технико-экономического обоснования.

Если азербайджанское правительство придет к положительному заключению, то будут подготовлены конкретные планы по проекту — объем, финансирование, подрядчики, будущие планы и т.д.

— Намечаются ли официальные визиты делегаций из Южной Кореи в Азербайджан?

  На данный момент каких-либо визитов официальных делегаций на уровне министров не планируется.

Не официальная, но весьма важная делегация во главе с заместителем  министра государственного управления и безопасности прибудет в Баку 16 августа.

Целью данного визита является участие в церемонии  обновления информационного центра в Бакинском государственном университете, который был создан и эксплуатируется с  2008 года.

Заместитель министра также проведет встречи с соответствующими органами, а также с  министром связи и информационных технологий Азербайджана Али  Аббасовым.

  Как бы вы прокомментировали ситуацию на Корейском полуострове? Каковы отношения между Северной Кореей и Южной Кореей?

  В КНДР третье поколение преемственности  было  успешно выполнено.

Ким Чен Ын   занимает ключевые позиции в партии (1-й секретарь),  в правительстве (1-й председатель Государственного комитета  обороны (НДЦ),  в  Вооруженных силах (Верховный Главнокомандующий, маршал).

Видимо, каких-либо  признаков конкретных угроз руководству нет, несмотря на высокий уровень неопределенности.

Нет изменений и в политике, — Ким Чен Ын следует по стопам отца.

Несмотря на обещание Ким Чен Ына  оживить экономику, никаких признаков новой экономической политики пока что нет. Больная экономика вряд ли восстановится в краткосрочной перспективе. Последний засушливый период  может усугубить плохую продовольственную ситуацию.

«Худшая из худших» — такой ситуацию с правами человека в КНДР определил в 2011 году  Freedom House.

Публичные казни, избиения, пытки и бесчеловечное обращение в местах содержания под стражей. Имеется 6 политических лагерей (№№14,15,16,18,22,25), 154.000 заключенных под стражей. Рост числа беженцев: в мае  2012 года — 23.705 человек.

Также отмечу расширение ядерного потенциала и запуск ракеты дальнего радиуса действия 13 апреля 2012 года, что является нарушением соглашения Северной Кореи с США и резолюций Совбеза ООН.

Основная позиция Южной Кореи заключается в том, что она не намерена добиваться смены режима,  стремится к достижению денуклеаризации (уничтожения ядерного арсенала — ред.) КНДР, готова участвовать в комплексном межкорейском сотрудничестве.

Тем не менее, КНДР ведет враждебную политику по отношению  к Сеулу.

Налицо явные угрозы в отношении правительства Республики Корея и СМИ.

КНДР долгое время нарушала систему глобального позиционирования GPS и тем самым подвергала опасности гражданскую авиацию Южной Кореи.

Если Пхеньян откажется от ядерных амбиций и станет ответственным членом международного сообщества, то возникнут новые возможности для КНДР и региона в целом.

 

Эльшан РУСТАМОВ

 

Бакинский рабочий. – 2012. – 26 июля. – С. 2.