Посол Питер Бейтман: «Мы
поддерживаем работу Минской группы ОБСЕ по достижению мирного урегулирования
конфликта»
Эксклюзивное интервью 1news.az с послом Великобритании в Азербайджане Питером Бейтманом
— Как вы оцениваете двусторонние экономические связи между государствами? Какова тенденция товарооборота, меняется ли структура экспорта/импорта, в чем заключается наибольший потенциал?
— Экономические отношения между Азербайджаном и Великобританией находятся на высоком уровне. Это стало возможным благодаря статусу Соединенного Королевства в качестве ведущего иностранного инвестора в Азербайджане. Более 50% прямых иностранных инвестиций приходится на Великобританию. Большая же часть этих инвестиций (более $25 млрд) приходится на bp, которая была ведущим партнером ГНКАР с начала 90-х годов, когда здесь начался нефтяной бум.
Мы гордимся ролью, которую компания и местные партнеры сыграли в развитии и процветании Азербайджана. Но также хорошо показали себя в нефтяном секторе страны ряд других британских компаний. И самое волнующее то, что еще более впечатляющее — впереди, так как десятки миллиардов долларов могут быть вложены в проект «Шахдениз-2», который будет сдан в эксплуатацию в конце этого десятилетия. Не говорю уже о многих других проектах, которые могут последовать в будущем.
Однако история наших двусторонних экономических отношений не ограничивается нефтехимией. Британские компании также активны в таких отраслях, как строительство (архитектурные услуги, управление проектами и т.д.), розничная торговля, представляя многие известные британские бренды.
Можно упомянуть компанию London Taxi Company, которая выиграла крупнейший контракт с Азербайджаном, о чем свидетельствуют многие лондонские такси-кэбы на улицах Баку.
Мы, конечно, заинтересованы в дальнейшем развитии торговых отношений во всех отраслях, где имеется такая возможность. Особенный интерес представляют такие области, как ИКТ, образование и бизнес-услуги.
— Как вы оцениваете текущее состояние переговорного процесса по урегулированию нагорно-карабахского конфликта? Является ли Великобритания сторонницей активизации роли ЕС в данном процессе? Необходимо ли использовать потенциал по урегулированию проблем между Ирландией и Великобританией применительно к конфликту?
— Великобритания не является ведущим игроком в процессе урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Этим вопросом занимается в первую очередь Минская группа ОБСЕ и, в частности, три сопредседателя (Франция, США и Россия).
Мы поддерживаем работу Минской группы ОБСЕ по достижению мирного урегулирования конфликта. Поэтому мы готовы вместе с нашими европейскими партнерами сделать все возможное, чтобы помочь им в деле мирного урегулирования на основе принципов территориальной целостности, неприменения силы и самоопределения.
Проблемы в Северной Ирландии были созданы обстоятельствами, очень отличающимися от тех, которые преобладают в Нагорном Карабахе. Думаю, что имеется не много параллелей межу мирным процессом в Северной Ирландии и Нагорном Карабахе. Есть некоторые уроки, извлеченные из нашего опыта, которые могут в конечном итоге иметь отношение к любому урегулированию нагорно-карабахского конфликта. Прежде всего, это процесс примирения между ранее антагонистическими слоями населения.
— Как вы считаете, какова роль Азербайджана в возможном обеспечении энергетической безопасности ЕС? Какие энергетические проекты поддерживает Великобритания?
— Азербайджан играет ключевую роль в обеспечении энергетической безопасности Европы, в частности, посредством создания Южного газового коридора, связывающего азербайджанские месторождения газа с рынками в Западной Европе.
Великобритания и ее европейские партнеры благодарны Азербайджану за тесное сотрудничество, которое направлено на обеспечение этой цели.
В этом направлении был достигнут огромный прогресс, в том числе можно назвать недавнее подписание межправительственного соглашения между Азербайджаном и Турцией по транзиту азербайджанского газа через территорию Турции.
Предстоит много работы, но имеется большой оптимизм по поводу запланированной поставки с 2017 года газа в Западную Европу с месторождения «Шахдениз-2».
Соединенное Королевство поддерживает все энергетические проекты, которые могут помочь нам улучшить энергетическую безопасность Европы. Самым безотлагательным является вышеупомянутая разработка месторождения «Шахдениз-2», но есть много других месторождений в Азербайджане, которые также могут помочь нам достичь этой цели, в том числе «Азери — Чыраг — Гюнешли» (АЧГ) и «Абшерон».
Надеюсь также, что проект Транскаспийского трубопровода, обсуждение которого на данный момент ведется между Азербайджаном, Туркменистаном и Европейской комиссией, позволит поставлять турк-менский газ на европейские рынки.
— Ожидаются ли в этом году визиты английских делегаций в Азербайджан?
— Мы заинтересованы в развитии тесных отношений и диалога с Азербайджаном и поэтому стремимся организовать как можно большее количество визитов высокого уровня в обоих направлениях.
У нас нет таких визитов, о которых можно объявить сейчас (да и вообще, по соображениям безопасности, Соединенное Королевство заранее публично не обсуждает такие визиты). Однако мы будем работать, чтобы по-прежнему обеспечивать существующий регулярный обмен визитами на всех уровнях.
— Готова ли ваша страна к огромному потоку туристов в ходе Олимпиады? Ожидать ли каких-либо нововведений? Планируется ли оптимизировать (или облегчить) визовый вопрос, чтобы избежать процедурных проблем для туристов?
— Нам следует быть действительно готовыми. В Соединенном Королевстве в целом, и в частности в Лондоне, с нетерпением ждут, чтобы представить миру лучшие Олимпийские и Паралимпийские игры, когда-либо проходившие до этого. Мы работаем для достижения этой цели с тех пор, как выиграли в 2005 году право на проведение игр 2012 года. Ожидаем, что сотни тысяч людей, как участники, так и зрители, посетят Великобританию. Мы знаем, что среди них будет много азербайджанских друзей. Уверены, эти игры станут самыми незабываемыми.
В период же Олимпийских игр будут применяться наши обычные визовые процедуры.
Эльшан РУСТАМОВ
Бакинский
рабочий. -2012. -28 июля. – С. 2.