Креативность — вызов времени или дань моде?

 

(Рефлексии политолога на статью академика Рамиза Мехтиева «Азербайджанская идея в XXI веке в контексте нации креативных людей»)

 

Политика, как и всякое социальное явление, не просто подвержена моде, она часто выступает «адвокатом дьявола», провокационно подбрасывая  для затравки ученым и журналистам новые понятия, зачастую не имеющие под собой реальных предпосылок для существования.  Например, «рефрейминг политической коммуникации», разобравшись с которым, понимаешь, что речь идет о традиционной манипуляции.

Дискутируемое сегодня понятие «креативный класс» — это модный тренд социологии или действительно феномен развития глобализирующейся экономики? Если отбросить модный англоязычный флер в определении, то о  каком классе идет речь, в каком смысле? В социологическом — в виде какого-то страта, социального слоя? Либо речь идет чисто по классификации — общность людей по каким-то творческим критериям? Если брать по классификации, то какие должны быть критерии, являются ли они системообразующими?

Азербайджанская интеллигенция, особенно научная, получила мощный импульс для рефлексии о креативном классе, предпосылках и реальных перспективах его развития в Азербайджане. Теория и практика, опыт и новаторство — дуальные категории, охватывающие, по сути, весь спектр политической философии, определяют, на мой взгляд, научное творчество академика Рамиза Мехтиева, поднимающего проблемы политических ценностей, их роли в формировании политической стратегии Азербайджана.

Не стала исключением и представленная общественности новая статья «Азербайджанская идея в XXI веке в контексте нации креативных людей», раскрывающая идейные, политические, социокультурные и технологические аспекты развития  азербайджанской нации. Это своеобразная политическая рефлексия, отличающаяся интеллектуальными посылами политического анализа нового социокультурного и экономического феномена креативности не личности, что само по себе достаточно традиционно, а нации, имеющей общее осознание идентичности.

Глубокий философ и  опытный практик политического управления академик Рамиз Мехтиев  всегда четко определяет «нерв» социально-политической реальности, которая вызывает новые парадигмы  в социальных и политических науках. Такой иннервацией  для западных  общественных наук стало возрастание интереса к креативному классу, ориентированному на инновации, предпринимательство и экономическое развитие.

В своей книге «Подъем творческого класса» (2002) молодой американский социолог Р.Флорида выдвинул идею о том, что «главным источником национального богатства являются не полезные ископаемые, и даже не промышленное производство, а творческий потенциал молодого населения, сосредоточенного в крупных городах, в тех центрах, где кипит интеллектуальная и художественная энергия». Флорида выделял три «Т», условия, которые необходимы для формирования креативного класса: технологии, талант и толерантность. Эти три составляющие, как считает Флорида,  определяются следующими предпосылками: технологии и талант (преимущественно в сфере технических наук и предпринимательства)  вниманием государства к научно-техническому прогрессу и   образованию, а толерантность духом осознания прав человека. Естественно, роль образования в формировании обладающего высокими интеллектуальными способностями человеческого капитала и в создании мощной экономики сегодня  настолько очевидна, что не требует дополнительной аргументации. Индикатором третьего условия — толерантности — выступает, как считает Р.Флорида,  терпимость к сексуальным меньшинствам, которую он предлагает изучать через замеры гей-культуры в центрах концентрации креативного класса, в частности в Силиконовой долине и т.д.  Креативный класс еще называют поколением Марка Цукерберга, те, кто родился после 1984 г., привносят радикальные и глобальные изменения во все сферы общества: и в бизнес, и в политику, и в искусство. Вокруг креативного класса возникла не только позитивная, но и негативная аура. Сегодня многие говорят о «так называемом» креативном классе, например, многие российские политологи  креативный класс стали отождествлять с Болотной площадью ак проявлением враждебности новой силы к правящему режиму. Другие считают, что  «претендовать на оригинальность Ричард Флорида все-таки не может. Во время революции 1968 года французские «новые левые» первыми выдвинули лозунг — «Молодежь — политически творческий класс». И продвигали они его в уличных боях с полицией на баррикадах, построенных в самом творческом месте Европы — парижском Латинском квартале». (http://www.net-fax.org). Таким образом, дискуссии вокруг идеи креативного класса настолько  политически разновекторны, насколько сложны политические идеи и идеалы постмодерна, не признающего единой, общепризнанной политической теории, поскольку круг вопросов, которые представители этого направления относят к сфере политического, слишком широк. Власть периода постмодерна осуществляет совокупность определенных принципов политического существования, таких как мобилизация культурного и познавательного потенциала предшествующих исторических периодов; радикальный плюрализм и толерантность; стирание границ между массовой и элитарной политическими культурами.

На таком дискуссионном, политически во многом бинарном  фоне очень важен «сольный» голос, научная  аргументация своей позиции. Академик Рамиз Мехтиев блистательно проводит корреляцию между осмыслением национальной идеи как феномена, принадлежащего к сфере сознания, и политическим бытием, сферой практической политики, формирующей креативный слой в социуме.  Новый дискурс нации креативных людей, предложенный Р.Мехтиевым, смещается  в векторно-ориентирующую функцию национальной идеи с прояснением роли ключевых политических мегаинститутов — государства и гражданского общества в ее реализации. Стратег и практик политического управления Рамиз Мехтиев приходит к основополагающему выводу, что «без организующей и направляющей роли сильного национального лидера все попытки вывести страну в число развитых государств могут потерпеть неудачу».

В отличие от Р.Флориды, продвигающего идею креативщиков как класса, Рамиз Мехтиев смещает научный поиск в сторону  внимания к нации в целом и развитию модернизации, основанной на творческих разработках в экономике, политике, науке и образовании, социальной сфере, культуре, внедрении этих инновационных разработок в реальную общественную практику. На мой взгляд, это свидетельствует о глубоко продуманной творческой позиции автора, сумевшего придать дискутируемым актуальным идеям практическую направленность в контексте инновационной модернизации Азербайджана.

Проанализированный в статье богатый мировой опыт развития креативного класса в различных общественно-политических условиях, равно как и весьма интенсивная отечественная практика двух последних десятилетий, создают достаточно мощный стимул для теоретико-методологического осмысления этого феномена трансформирующейся цивилизации постмодерна. Само формирование креативного класса во многом обусловлено утверждением ценностей и принципов постмодерна и либеральной экономики.

По существу, идеи, предложенные в статье, не только выдвигаются в число весьма актуальных и перспективных направлений научного поиска в области политических и социальных наук, требуя своего адекватного изучения, но имеют прикладное значение для политической практики Азербайджана, так как политическое руководство нашей страны всегда внимательно относится к мировому опыту. Переведя на философскую стезю, это хорошо отразил Аристотель, который на вопрос учеников, как  преуспеть, ответил: «Догонять тех, кто впереди, и не ждать тех, кто сзади».

Полностью солидаризируясь с данным академиком Рамизом Мехтиевым определением креативности личности как особого социально-психологического типа, пассионария с устоявшимся характером, сильной волей, ясной, активной позицией в жизни, с нестандартным мышлением, способностью к принятию эффективных решений в условиях неопределенности, я связываю формирование в нашей стране креативного национального слоя с политическим  лидерством общенационального лидера Гейдара Алиева и действующего Президента Ильхама Алиева.

Практическая деятельность общенационального лидера Гейдара Алиева создала предпосылки для развития креативного слоя в Азербайджане. В статье эти предпосылки систематизированы в рамках двух этапов, связанных с президентством Гейдара Алиева: первый этап начался с середины 1993 года, когда Азербайджан определился со стратегическим выбором и сделал первые шаги в сфере политической модернизации, которые дали толчок усилению экономики; второй этап означает формирование новой идеологии развития, когда азербайджанское общество, оставив позади состояние хаоса и произвола, ощутило потребность в новых ценностях, в объединяющей идее, призванной стать ментальным стражем и гарантом прогресса Азербайджана в эпоху глобализации.

Национальная идея, органически возникнув как продукт кристаллизации национального самосознания, не довольствуется ролью пассивного статиста, она начинает воздействовать на политическое сознание народа-носителя идеи, служа для него своего рода маяком, ориентиром, путеводной звездой на перекрестах истории. Именно такой путеводной звездой стала для нашего народа подаренная нам общенациональным лидером Гейдаром Алиевым идея азербайджанства, подразумевающая «защиту и сохранение своей национальной принадлежности, национальных нравственных ценностей, вместе с тем, их обогащение через синтез, интеграцию с общечеловеческими ценностями и обеспечение развития каждого человека». Азербайджанство, являясь прогрессивной идей, направленной в будущее, обеспечило оптимальное протекание модернизационного транзита и решение задач национального развития. В то же время азербайджанство стало залогом сохранения национальной самобытности в эпоху, когда не обладающим солидарным сознанием  и политической волею народам грозит эрозийная диффузия на когнитивном уровне, размывание идентичности.

Главной составляющей материализации  идеи азербайджанства, как справедливо считает Р.Мехтиев, стала инновационная модернизация страны, осуществляемая стратегическим курсом Президента Ильхама Алиева с 2003 года, когда правительство приступило к реализации государственной программы, направленной на всеобщую модернизацию страны. В экономической и  общественно-политической мысли Азербайджана политический проект инновационной модернизации означает третий этап формирования креативного потенциала нации. Очень важно, что национальная модернизация по своей типологии ближе к эволюционному пути развития, который не только органичен, на наш взгляд, азербайджанской ментальности, но и позволяет без социальных катаклизмов развивать креативный потенциал нации. Политический курс Президента Ильхама Алиева ориентирован в процессе модернизации не на механическое заимствование зарубежных технологических достижений, привлечение только иностранных специалистов, а на национальные ресурсы. «Обращение «черного золота» в человеческий капитал является не только лозунгом. Это реальность, — убежден Президент Ильхам Алиев. — Наша цель — создать связь между общим уровнем научного и национального развития, а также обеспечение гармонии между наукой, высшим образованием и экономикой. В результате проделанной работы Азербайджан был оценен в Отчете ООН по развитию человеческого потенциала за 2010 год как самое быстроразвивающееся государство в области развития человеческого потенциала в 2005-2010 гг.». (Интервью Президента Азербайджана Ильхама Алиева специальному выпуску журнала The Business Year).

Модернизационный проект практически не имеет альтернативы и, естественно, с воодушевлением воспринимается азербайджанским социумом. Таким образом, предложенная и аргументированная академиком Рамизом Мехтиевым концепция нации креативных людей актуализируется в связи с процессами модернизации современного  азербайджанского общества. Азербайджан, завоевав статус лидера в регионе и заняв достойное место в мировом сообществе, стал страной, которая вносит и может вносить еще больший вклад в глобальные процессы. Соглашаясь с мнением А.Н.Окара о том, что  представители модернизаторской  элиты — это люди с творческой идентичностью, Р.Мехтиев  пополняет это понятие национальной идентичностью. Прогрессивный характер азербайджанства в нынешних условиях, по сути, является неформальным, но важным институтом — гарантом вхождения Азербайджана и его эффективного развития на длительную перспективу в глобализированной мировой системе не как пария, а как высокоразвитой нации креативных людей.

Академику Рамизу Мехтиеву принадлежит неоспоримая пальма первенства в глубинной разработке теории азербайджанской национальной идеи и парадигм ее развития в XXI веке, определения ее онтологической сущности, механизмов генезиса в контексте  национального политического поля, а следовательно, обусловленного им, равно как и обратного мобилизационно-ориентирующего воздействия национальной идеи на политическую жизнь. Не случайно, что и  в данной статье, которая представляет главу из готовящейся к печати книги академика Рамиза Мехтиева, креативность рассматривается  не по классовому признаку, а через объединяющую национальную идею. Модернизация, по его мнению, должна быть привязана к базовым национальным достижениям и ценностям, и продуктивно решать задачи модернизации можно, только опираясь на национальные кадры.

Важнейшим критерием креативных людей является то, что для них более важны не материальные факторы, а духовные, что они стремятся к созиданию. Естественно, творческую функцию невозможно локализовать в каком-то отдельном социальном страте, что и доказывает автор. Не случайно, есть понятие личностного потенциала, в частности, человеческого капитала, который одинаково распределен, начиная от низших слоев общества и заканчивая интеллигенцией. В этом смысле трудно присвоить креативную функцию только предпринимателям или только рабочим, потому что все они участвуют в общем процессе созидания. «От креативных людей требуется, — пишет академик Рамиз Мехтиев, — наличие способности к творческому мышлению, генерации новых идей и оригинальных решений, освоению новых технологий». Креативно  мыслящим людямнужно открытое пространство, благоприятная внешняя среда, позволяющая воспроизводить новые идеи. Поэтому природные ресурсы нашей страны выступают не только в качестве средства для развития экономики, но и для создания в соответствии с требованиями современной эпохи интеллектуального и научного потенциала.

Политико-философские импульсы статьи во многом уже сами инициируют креативность как фундаментальную ценность, как рождение уникально нового, а не просто нового, потому что автором движет «неистребимое желание понять, как достичь уровня развития, достойного нашей национальной истории, духовного, человеческого и интеллектуального ресурсов и потенциала нации». Статья академика  Рамиза Мехтиева открывает новые тренды в актуализации проблемы творческого класса и создает фрейминг для общественных дискуссий, говоря словами Иммануила Канта, «учит не мыслям, а мыслить».

 

Агия НАХЧЫВАНЛЫ

 

Бакинский рабочий. – 2012.- 27 июля. – С. 1.