Азербайджан
проинформировал Генсека ООН о фальсификациях, отраженных в письме постпреда
Армении при организации
Постоянное представительство Азербайджана в ООН направило 27 февраля 2012 года письма на имя Генерального секретаря и председателя Совета Безопасности организации в ответ на письмо постоянного представителя Армении от 10 февраля 2012 года.
Представляем вниманию читателей полный текст документа.
«Имею честь привлечь Ваше внимание к письму постоянного представителя Республики Армения от 10 февраля 2012 года (S/2012/88), направленному в связи с брифингом, который был проведен для Совета Безопасности действующим председателем Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) 9 февраля 2012 года. Совершенно очевидна вся нелепость этого письма, поскольку приведенная в нем аргументация основана на полном искажении фактов и документальных свидетельств, и поэтому не выдерживает никакой критики.
Возникают серьезные сомнения относительно того, с какими именно намерениями было направлено вышеуказанное письмо. Так, на следующий день после проведения действующим Председателем ОБСЕ брифинга для Совета Безопасности содержание этого письма, еще не распространенного среди государств — членов Совета и не опубликованного в установленном порядке в качестве его документа, уже появилось в армянских средствах массовой информации. Из этого следует, что постоянный представитель Армении, направивший это письмо на имя председателя Совета Безопасности и просивший распространить его в качестве документа Совета Безопасности, на самом деле спешил оправдаться перед общественностью своей страны, а не проинформировать Совет Безопасности и международное сообщество в целом о позиции своего правительства.
Очевидна также эмоциональная и логическая несбалансированность этого письма. Достаточно отметить хотя бы неприкрытую досаду его автора в связи с членством Азербайджана в Совете Безопасности. Вместе с тем, не менее трех раз упомянув в письме об этом новом статусе Азербайджана, постоянный представитель Армении обошел молчанием то обстоятельство, что его правительство предпочло отказаться от соперничества с Азербайджаном и отозвать свою кандидатуру до выборов. На самом деле, это было на удивление мудрое решение, с учетом того, что Армения явно не удовлетворяет одному из главных требований для приема в члены Совета Безопасности, изложенному в статье 23 Устава Организации Объединенных Наций и касающемуся участия в поддержании международного мира и безопасности и в достижении других целей ООН.
Кроме того, внимательное прочтение вышеупомянутого письма постоянного представителя Армении позволяет выявить ряд искажений и нестыковок, обычных для армянской пропаганды. Так, автор письма искажает название документа, принятого на саммите ОБСЕ в Астане в 2010 году, на который ссылается (подлинное название документа — «Астанинская юбилейная декларация: на пути к сообществу безопасности», а не «декларация саммита в Астане»).
Помимо этого, в то время как главы государств и правительств 56 участвовавших в саммите государств ОБСЕ заявили в этой Декларации, что «необходимо наращивать усилия в целях урегулирования существующих в регионе ОБСЕ конфликтов мирными средствами, путем переговоров, в рамках согласованных форматов, при полном уважении норм и принципов международного права, закрепленных в Уставе Организации Объединенных Наций, а также в Хельсинкском Заключительном акте», в письме постоянного представителя Армении столь важная формулировка — «при полном уважении норм и принципов международного права, закрепленных в Уставе Организации Объединенных Наций, а также в Хельсинкском Заключительном акте» — вообще опущена.
Такая «правка» согласованного документа могла бы показаться непреднамеренной, если бы не являлась в действительности тревожной тенденцией. В качестве одного из многих подобных фактов, информацией о которых делегация Азербайджана готова поделиться с заинтересованными государствами-членами, достаточно напомнить об одном из более ранних документов, распространенных по просьбе постоянного представителя Армении (A/63/781— S/2009/156), в котором название и содержание Совместной декларации Азербайджанской Республики, Республики Армения и Российской Федерации, подписанной 2 ноября 2008 года главами этих трех государств, искажаются в столь характерной для армянской пропаганды манере (см. соответствующие замечания Азербайджана в пунктах 9 и 10 приложения к документу A/64/475— S/2009/508).
Кроме того, в своем письме постоянный представитель Армении благодарит председателя Совета Безопасности за организацию ежегодного брифинга действующего председателя ОБСЕ, а также приветствует цели этой организации на 2012 год и выражает готовность активно способствовать их достижению. Затем, противореча самому себе, армянский посол задает странный вопрос: «В чем смысл попытки Азербайджана начать дискуссии по нагорно-карабахскому вопросу в Совете Безопасности?» Как кажется, постоянный представитель Армении с недостаточным вниманием отнесся к содержанию этого брифинга и к заявлениям членов Совета Безопасности. Так, на своем брифинге действующий председатель ОБСЕ доводит до сведения Совета Безопасности приоритетные направления работы организации, к числу которых относится урегулирование ряда конфликтов, все еще продолжающихся в регионе ОБСЕ, и в этом контексте отдельно упоминает конфликт в районе Даглыг Гарабаг (Нагорный Карабах). В ходе последовавшего за брифингом обсуждения этот же конфликт и процесс его урегулирования упоминались также в заявлениях, сделанных представителями Германии, Соединенных Штатов Америки, Того (исполняющего в феврале обязанности председателя Совета Безопасности), Франции и Южной Африки, в то время как несколько других членов Совета Безопасности выразили озабоченность в связи с угрозой для безопасности, которую по-прежнему представляют затянувшиеся и неурегулированные конфликты в регионе ОБСЕ. Соответственно, как и в аналогичных случаях в предыдущие годы, обсуждения вопроса о районе Даглыг Гарабаг в Совете Безопасности были открыты действующим председателем ОБСЕ и продолжены шестью членами Совета Безопасности, включая Азербайджан.
Помимо этого, армянская сторона, должно быть, осведомлена о том, что Совет Безопасности в своих резолюциях 822 (1993), 853 (1993), 874 (1993) и 884 (1993) не только упомянул и поддержал процесс урегулирования конфликта под руководством ОБСЕ, но и выступил в поддержку дальнейших усилий Минской группы Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), включая усилия по осуществлению этих резолюций. Кроме того, в последней из этих резолюций (резолюция 884 (1993) Совет обратился с просьбой к «Генеральному секретарю, действующему председателю СБСЕ и председателю Минской конференции и впредь сообщать Совету о ходе Минского процесса и обо всех аспектах положения на месте, в частности, об осуществлении его соответствующих резолюций, и о нынешнем и будущем сотрудничестве между СБСЕ и Организацией Объединенных Наций в этом отношении».
Далее постоянный представитель Армении безосновательно обвиняет Азербайджан в попытке дезинформировать членов Совета Безопасности относительно хода и итогов работы миссий ОБСЕ по установлению фактов (2005 год) и по оценке положения на местах (2010 год) на оккупированных азербайджанских территориях.
В этом отношении необходимо отметить, что эти миссии посетили оккупированные территории по инициативе, выдвинутой Азербайджаном в Организации Объединенных Наций, и что лишь к Армении, являющейся оккупирующей державой, обращен призыв сопредседателей Минской группы ОБСЕ воздерживаться от действий, способных привести к изменениям демографического, социального и культурного характера на оккупированных азербайджанских территориях (таких как дальнейшее строительство поселений, установка памятников и изменение географических названий) (см. документы A/59/747—S/2005/187, A/64/760—S/2010/211, A/65/801—S/2011/208).
Стоит отметить, что письмо постоянного представителя Армении было направлено на имя председателя Совета Безопасности, который в каждой из четырех указанных выше резолюций недвусмысленно осуждал применение силы в целях оккупации азербайджанских территорий и требовал немедленного, полного и безусловного вывода армянских оккупационных сил со всех оккупированных азербайджанских территорий. Несмотря на попытки армянской стороны исказить предмет и цель этих резолюций, содержащиеся в них формулировки и позиция Организации Объединенных Наций не нуждаются в пояснениях. Так, еще в 1994 году Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций четко заявил, что «позиция Организации Объединенных Наций основывается на четырех принципах, упоминавшихся в различных резолюциях Совета Безопасности. Первый принцип — территориальная целостность Азербайджана. Второй принцип — неприкосновенность государственных границ; третий — недопустимость использования силы для приобретения территории; и четвертый — немедленный и безусловный вывод всех иностранных войск с оккупированных территорий Азербайджана». Очевидно, что в данной ситуации Армения не является сторонним наблюдателем. Многочисленные факты не оставляют ни малейшего сомнения в том, что именно Армения является оккупантом азербайджанских территорий, и такие действия этого государства-члена влекут за собой ответственность согласно международному праву.
Армения выражает притворную обеспокоенность увеличением военного бюджета Азербайджана и будто бы имеющими место милитаристскими заявлениями и нарушениями соглашения о прекращении огня. В то же время хорошо известно, что ежегодные оборонные расходы Азербайджана остаются в пределах общего увеличения бюджета, что Азербайджан по-прежнему расходует на армию существенно меньшую долю своего валового внутреннего продукта, чем Армения, и что численность Вооруженных сил Азербайджана пропорциональна его населению, территории и протяженности границ и при этом остается меньше, чем у Армении. В этом отношении стоит упомянуть, что президент Армении Серж Саргсян в ходе своего посещения штаб-квартиры НАТО в 2010 году заявил, что «армянская армия располагает такими видами боеприпасов, иметь которые мечтали бы страны с территорией в 10 раз больше Армении» (см. выступление для прессы Генерального секретаря НАТО и президента Армении, http://www.nato.int/cps/en/natolive/opinions_63920.htm). Эти слова говорят сами за себя. Армянская сторона, к тому же, не уточняет, что механизм контроля над вооружениями не действует на оккупированных территориях Азербайджана и что Армения развертывает на этих территориях, вне международного контроля, большое количество оружия и боеприпасов.
В своих неубедительных попытках отвлечь внимание международного сообщества от главных проблем, заявив, будто Азербайджан отверг предложение об отводе снайперов с линии фронта, армянская пропаганда впадает в обычную для нее забывчивость. В противном случае постоянный представитель Армении вспомнил бы о невыполнении его правительством соответствующих резолюций Совета Безопасности и Генеральной Ассамблеи, которые, в частности, требовали немедленного, полного и безусловного вывода всех армянских сил со всех оккупированных территорий Азербайджана, а также многочисленных документов и решений других международных организаций, в которых содержался призыв положить конец оккупации азербайджанских земель.
Кроме того, как мы неоднократно сообщали, преднамеренные нападения вооруженных сил Армении на азербайджанское мирное население и гражданские объекты в последнее время участились и стали более ожесточенными, в результате чего было убито и покалечено множество людей, проживающих вблизи линии фронта. Примечательно, что недавние обстрелы азербайджанских мирных жителей снайперами и другие провокационные действия совпали с активизацией усилий по установлению мира.
В действительности попытки армянской стороны превратно истолковать нормы и принципы международного права и ее упорство в своих нереалистичных аннексионистских притязаниях, с которыми Азербайджан никогда не согласится, говорят о подлинных намерениях руководства Армении и представляют собой открытый вызов процессу урегулирования конфликта, а также серьезную угрозу международному и региональному миру и безопасности. В этом контексте Азербайджанская Республика убеждена в том, что подходы к этому вопросу международного сообщества, основанные на Уставе Организации Объединенных Наций и нормах международного права, никогда не совпадут с подходами Армении, если только она не откажется от своей деструктивной политики аннексии и этнических чисток, не прекратит попытки подорвать мирный процесс и не обеспечит прекращение оккупации азербайджанских территорий и признание и осуществление неотъемлемого права азербайджанских внутренне перемещенных лиц на возвращение в места своего проживания.
Буду признателен за распространение настоящего письма в качестве документа Генеральной Ассамблеи по пунктам 35, 39 и 67 повестки дня и документа Совета Безопасности.
Агшин Мехдиев
Бакинский рабочий.- 2012.-
14 марта.- С.1, 4, 6.