Лейла Маммедли: «За всю историю этого университета я была первой студенткой из Азербайджана»

 

 

 Интервью 1news.az с выпускницей Университета Джонс Хопкинс (Johns Hopkins, School of Advanced International Studies) Лейлой Маммедли

 

 Наш сегодняшний собеседник — молодая и талантливая девушка по имени Лейла Маммедли, ставшая первой девушкой-азербайджанкой, получившей степень магистра на факультете международных  отношений  и международных  экономических связей  Университета  Джонс Хопкинс (Johns Hopkins, SAIS).

 

 Родилась Лейла в  1986 году в городе Сумгайыт.  Окончила  с отличием  среднюю школу №16.  B 2004 году стала выпускницей программы FLEX (Программа обмена для старшеклассников) при Государственном депортаменте США, получив сертификат отличия. В 2008 году  с отличием окончила факультет международного права и международных отношений  Бакинского государственного университета, а в 2011 году — Университет  Джопкинс.

 

 Сегодня Лейла Маммедли работает в Государственной нефтяной компании и продолжает  активную деятельность в общественной  сфере. Она является членом правления Международного  форума  азербайджанских  студентов, обучающихся и получивших образование за рубежом (ASAIF), вице-президентом Европейского  движения (European Movement) и руководителем Альянса азербайджанской молодежи (Azeri Youth Alliance).

 

 — Лейла, почему вы решили учиться за рубежом, что подвигло вас на это?

 

 — Я понимала, что для исполнения своих желаний и достижения успеха я должна в  первую  очередь получить образование  на высоком уровне. Получив степень в  самом престижном университете мира, я стала профессионалом и очень стараюсь быть полезным гражданином для своей Родины.

 

 Решение о продолжении образования я приняла уже после того, как окончила обучение в Бакинском государственном университете и уже осуществляла свою трудовую деятельность. Проблем с языковым барьером для меня не существовало, в 16 лет я училась в США в рамках Программы обмена для старшеклассников (FLEX). Я жила в американской семье, где и познакомилась с образом жизни американцев, с культурой этого государства, также существенно усовершенствовала свой английский язык.

 

 Меня всегда привлекало дипломатическое направление, и поэтому я поступила в Бакинский государственный университет на факультет международных отношений. По моему мнению, БГУ — один из лучших вузов в республике, и я была  просто счастлива, что мне удалось попасть именно туда. Образование здесь завершила с отличием  и  проходила практику в ООН и Министерстве иностранных дел.

 

 Годы обучения в БГУ были достаточно насыщенными. Помимо непосредственно образования, я участвовала в деятельности многих молодежных организаций. Мне по душе проявление активной позиции в жизни. Так, я состояла в общественном объединении «Ирели», позже создала и возглавила НПО «Альянс азербайджанской молодежи». Активное участие принимала и в международных проектах, и по линии Министерства молодежи и спорта, Совета Европы, Евросоюза и т.д.

 

 У меня сложился очень удачный период в жизни — учитывая мою общественную активность, мне поступало множество предложений о трудоустройстве от различных международных и общественных организаций. Учась еще на четвертом курсе, я была избрана на пост регионального PR-менеджера в проекте Nabucco при ОМV Gas&Power.

 

 Почти два года были периодом плодотворной работы — множество поездок за рубеж, участие в различных мероприятиях, конференциях и т.д. Вместе с тем я знала, что окончательный выбор направления моей профессиональной деятельности сделаю после получения образования в магистратуре за рубежом. Я решила попытать счастья в одном из лучших университетов мира. Так, подав документы в несколько вузов, мне удалось попасть в несколько университетов (в том числе Johns Hopkins и LSE, т.д.), но я выбрала именно Johns Hopkins.

 

 — Но почему вас привлек именно этот университет?

 

 — Ну, во-первых,  по статистике, этот вуз является одним из лучших в том направлении, которое я избрала для себя. А во-вторых, форма обучения здесь мне очень подходила. Так, предполагалось, что в первый год  магистратуры буду обучаться в центрах вуза в Болонье (Италия), а на второй год  — в Вашингтоне (США). Кстати, это для того и делается, чтобы студенты ясно представляли  ситуацию на обоих континентах.

 

 В общем же поступление в этот вуз считаю для себя поворотным этапом в моей жизни — только представьте, что авторы учебников, по которым нам читали лекции в БГУ, сами преподавали нам. Это Фредерик Старр, Сванте Корнелл, Фукуяма, Бжезинский и т.д. Я поставила себе целью взять знаний по максимуму, ведь опыт строится на знаниях, а знания получают в вузах, а тем более, в таком как  Университет Джопкинс. Кроме того, за всю историю этого учебного заведения я стала первой студенткой из Азербайджана. Студенты были, а вот студенток нет (улыбается).

 

 — Известно, что обучение за рубежом — удовольствие не из дешевых

 

 — Разумеется, и я вряд ли смогла бы получить образование в этом вузе за свой счет. Однако такую возможность я получила, обратившись за финансированием по линии Государственной нефтяной компании  Азербайджана (ГНКАР) в рамках Государственной программы обучения азербайджанской молодежи за рубежом. Стипендиальная программа ГНКАР, претворяемая в жизнь на основе Распоряжения Президента Ильхама  Алиева, дала мне возможность реализовать мои желания. Статус стипендиата обеспечил мне условия  для получения высшего образования  в самом престижном  университете  мира.

 

 Как я говорила, мое направление — международные отношения, но  чтобы соответствовать условиям, я также взяла на себя предметы по международным экономическим отношениям. Пройдя все ступени отбора, которые, кстати, четко прописаны на сайте ГНКАР, я получила право на собеседование в нефтяной компании, в ходе которого задавали вопросы относительно моего мировоззрения, знаний, т.е. удостоверялись, что ты достоин, чтобы вкладывать в тебя серьезные средства. Хочу отметить, что конкурс  проходит в очень  демократической атмосфере. Там же сообщают  конкурсантам о согласии или отказе  на его допуск  в Стипендиальную  программу. Что касается меня, то я  получила положительный  ответ, и таким  образом начались годы моей учебы.

 

 — А как проходил отбор непосредственно в вуз?

 

 — Это довольно непросто. Помимо необходимых рекомендаций, высших баллов по экзамену TOEFL, GRE и др., также нужно иметь практику  по своей сфере и пройти интервью. Его можно пройти в разных городах, я выбрала Стамбул.

 

 Преподаватель университета  в течение 2 дней интервьюировал кандидатов и  каждый из нас в  течение 10 минут должен был  показать  знания по экономике, по энергетике, по международным отношениям и др. Ты также должен проявить себя как будущий лидер и обосновать, почему ты  хочешь учиться именно в этом университете.

 

 — Насколько труден для вас оказался процесс обучения?

 

 — Первый год обучения, который прошел в Италии, стал для меня очень сложным.  Ведь я еще взяла на себя нагрузку и по экономическим предметам, познания в которых для меня были менее обширны, нежели в праве. Однако, нацелившись на «отлично», мне приходилось трудиться целыми днями напролет. Так что всем студентам, которые намерены получить образование за рубежом, хочу сказать, что это отнюдь не легкие будни. Даже при отсутствии языкового барьера нагрузки были довольно высокими. В университете мне преподавали  прославленные, всемирно известные профессора, такие  как Фукуяма, а в области  экономики — специалисты, удостоенные Нобелевской  премии. Так или иначе, мне удалось завершить первый год с хорошими  показателями. В том году  я была удостоена  звания Посла культуры своей страны  на конкурсе, проводимом  студентами. По результатам голосования я была  также  выбрана в качестве студента, имеющего наиболее  интересную  предысторию, и обо мне, как о лице  университета, была опубликована статья в университетском журнале.

 

 Второй год обучения проходил в Вашингтоне, который, по сути, является столицей политики. Учиться здесь и оставаться вне политических событий невозможно.  Здесь сконцентрированы представительства разных стран и международных организаций.  В Вашингтоне проходило  множество  различных мероприятий, мы, как студенты, тем более, такого вуза, как Университет Johns Hopkins, могли получать свободный доступ на эти мероприятия. Только в нашем университете в день проходило по 3—4 конференции. Мы просто не успевали принимать участие во всех. Причем, стоит подчеркнуть, что в этих конференциях участвовали   видные политические деятели как США, так и стран мира. В ходе этих мероприятий мы имели возможность напрямую адресовать им свои вопросы. И я, воспользовавшись этим шансом, рассказала об азербайджанских реалиях на международной арене. Хочу рекомендовать всем студентам, которые учатся за рубежом, чтобы они использовали такие моменты для пропаганды нашей страны.

 

 — Интересно, насколько хорошо организован быт студентов? Оставалось ли время на жизнь вне стен университета?

 

 — При университете функционирует много клубов как интеллектуальной, так и развлекательной и спортивной  направленности. Эти клубы спонсируются и со стороны университета, и со стороны самих студентов (fundraising). Я, кстати, участвовала в нескольких клубах, а также часто организовывала разные культурные и интеллектуальные мероприятия, связанные с Кавказом и Азербайджаном. Отмечу, что состоять в клубе, быть организатором — это почетное занятие. При приеме на работу можно смело указывать такие факты в своей биографии, так как это свидетельствует о твоей общественной позиции, о твоих лидерских качествах. В общем же, для нас  всех университет был вторым домом — мы очень многое делали сообща (teamwork) — и работали, и отдыхали. В свободное время проводила дебаты об Азербайджане в научных клубах.

 

 — Вы занимали активную гражданскую позицию, обучаясь в Азербайджане, смогли ли вы проявить себя за рубежом?

 

 — Я выбрала этот университет еще и потому, что хотела представлять нашу Родину на международном  уровне. Я считаю себя патриотом  в самом истинном значении этого слова. Будучи в Америке, я смогла уделять еще больше  времени связям с живущими там азербайджанцами, диаспорой и посольством. Вашингтон является политической столицей мира. Поэтому для пропаганды Азербайджана я, как активист молодежной  диаспоры, провела ряд мероприятий и представляла  свою Родину в рамках сотен международных конференций. Будучи молодежным активистом Фонда «Карабах», создала программу «Молодые профессионалы» (KF Young Professionals Program), нашей целью являлись привитие и пропаганда богатой азербайджанской культуры среди иностранцев. Чтобы оттуда донести миру  правду о Нагорном Карабахе, мы провели десятки научно-общественных  мероприятий  и день, посвященный  Ходжалы. В Вашингтоне были осуществлены такие важные мероприятия, как День солидарности и праздник  Новруз.

 

 Как в Болонье, так и Вашингтоне я при посредничестве посольства, ГНКАР организовала Дни Азербайджана.  Это вызвало большой интерес.

 

 В ходе презентации я коснулась многих вопросов — как географической, так и культурной составляющей Азербайджана, места республики в энергетической безопасности мира. Большое внимание мною уделялось и карабахскому вопросу.

 

 В ходе презентации гости пробовали самые изысканные блюда нашей национальной кухни, пряности, также познакомились с азербайджанскими музыкой и танцами.

 

 Я также состою в ASAIF, в рамках которого мы также проводили различные мероприятия. К примеру, в День Республики в  Азербайджане  — 28 мая — мы собрались около Белого дома и отметили праздник с лозунгами и флагами. Мы рассказывали об Азербайджане, раздавали брошюры американцам, которые затем присоединялись к нашей акции. Думаю, это было впервые в истории США, когда азербайджанцы распевали Гимн Азербайджана у Белого дома. Подобные мероприятия проводились и в память о трагедии в Ходжалы. Будучи участниками ASAIF, мы проводили во всех штатах Америки  научные конференции и мероприятия, рассказывая о реалиях Азербайджана.

 

 Вообще же, по моему мнению, представлять Азербайджан можно не только посредством каких-либо мероприятий.

 

 Большинство моих сокурсников являлись студентами, которые получили образование в Оксфорде, Сорбонне, и сейчас они работают в крупных учреждениях и занимают высокие посты. Эти люди узнавали про Азербайджан, в том числе и от меня, и это налагало большую ответственность — необходимо  проявлять толерантность, респектабельность и другие качества. Могу рекомендовать нашим студентам, получающим образование за рубежом, также понимать это и достойно представлять нашу республику.

 

 — Сейчас вы работаете в ГНКАР. А не хотели бы вы вернуться за границу и продолжить свою деятельность там?

 

 — Отмечу, что одним из условий финансирования моего образования за рубежом было условие работать по окончании учебы в течение пяти лет в Азербайджане.  Это полностью меня устраивает, ибо я рада применить в Азербайджане полученные знания. А тем более в такой компании, как ГНКАР, которая является одной из наиболее известных азербайджанских организаций за рубежом, обладая собственными представительствами во многих странах мира. В ГНКАР моя работа достаточно динамична.  Я чувствую большую ответственность, внимание со стороны руководства компании, и сделаю все, чтобы не подвести. Полученные там знания и умения я буду постоянно  применять во благо Азербайджана.  При этом я не теряю приобретенные связи за рубежом — начатые мною проекты продолжают функционировать. Мы продолжаем сотрудничество, проводим видео-конференции и т.д. Отмечу, обучение за рубежом дало возможность хорошего старта, возможность карьерного роста. Много получила я в плане личностного развития.

 

 В планах — продолжить образование и получить степень доктора философии. По этой же причине в настоящее время я читаю лекции в университетах «Хазар» и «Кавказ» на факультете международных отношений и политологии по темам  конфликтологии и энергетической политики. Полученные знания и опыт передавать студентам очень приятно. Рекомендую делать то же самое всем стипендиатам, получившим образование в ведущих вузах мира.

 

 — Несколько слов в заключение о целях на ближайшую перспективу.

 

 — Как я уже отметила, ГНКАР является известной и  авторитетной на международной арене организацией. Считаю, что одной из приоритетных сфер развития Азербайджана является  именно энергетическая политика. В настоящее время осуществляется  работа по очень важным международным проектам, которые будут определять судьбу не только страны, но и региона. Хотелось, чтобы в построении будущей энергетической  стратегии нашего государства было и мое участие. Если в данном развитии будет и моя роль, то я буду гордиться этим.

 

 Беседовала

 Ругия Ашрафли

Бакинский рабочий.- 2012.- 29 марта.- С.5-6.