Шемахинский геноцид:
исторические факты свидетельствуют
Армянские националисты, поднявшие и включившие в последней четверти ХIХ века проблему «армянского вопроса» в систему международных отношений, завуалировав ненависть к турецко-мусульманскому миру идеей «Великой Армении», заполучив поддержку великих держав, уже в конце ХIХ века провели ряд смут в Османском государстве и, не сумев добиться своей цели, продолжали свою коварную политику.
Также в годы Первой мировой войны армянские шовинисты с целью реализации вымышленной «Великой Армении» создавали вооруженные отряды, превращаясь в «пятую колонну» для Османского государства. После Сарыгамышской операции на Кавказском фронте соотношение сил изменилось в пользу русской армии и, пользуясь созданным военно-политическим положением в регионе, начались мятежи армян-сепаратистов в Восточной Анатолии и подвергли геноциду тюрков-мусульман региона.
Западные ученые, в своих исследованиях проследив за развернувшимися событиями в указанный период и подойдя объективно к объекту исследования, раскрыли суть и подробности исторических фактов. Так, Жорж де Малевил в своем труде «Армянская трагедия в 1915 году» показал, как армянские сепаратисты, провозгласившие «Ванскую Республику», целенаправленно провели против турок-мусульман политику геноцида. Во многих регионах Восточной Анатолии армянские националисты применили физическое насилие против турок-мусульман и в исследованиях отдельных западных исследователей, в том числе в труде Эрика Файгла «Правда о терроре.
Армянский терроризм — истоки и причины» автор пришет, что в вышеуказанном географическом пространстве только за 1915—1916 годы 750.000—1.600.00 турок-мусульман стали жертвами геноцида армян-сепаратистов.
За годы Первой мировой войны зверства армянских националистов сильно расширились как в ширину, так и в глубину, и свои коварные поступки армянство продолжило на азербайджанских землях, а с 1918 года для реализации своих омерзительных намерений воспользовалось сложившейся социально-политической ситуацией в регионе. Эти кровавые события, вошедшие в историографию Азербайджана как «Мартовские события 1918 года» стали кульминационной точкой политики геноцида армянских националистов против нашего народа.
Долгие годы советская историография, фальсифицируя историю Азербайджана, старалась объяснить «мартовские события» как бунт антиреволюционных сил и целеустремленно искажала историческую истину. В последние десятилетия, после объявления независимости Азербайджанской Республики, у представителей азербайджанской историографии появилась возможность выявить историческую правду по данному объекту исследования, базируясь на исторических документах и фактических материалах, хранившихся в фондах архивов Азербайджанской Республики. При изучении политики геноцида армянских националистов против нашего народа в исследуемый период на азербайджанских землях, нами были выявлены ряд документов, долгие годы хранившиеся под грифом «совершенно секретно» в отдельных фондах Архива Института Истории Партии при ЦК КП Азербайджана и сознательно не введенные в научный оборот советской историографией. Документы архива гласят, что председатель Чрезвычайной Следственной Комиссии А.Хасмамедов, изучающий армянские зверства на основе свидетельских показаний, раскрыл исторические корни этих событий. А.Хасмамедов в своем отчете, направленном в ноябре 1918 года министру юстиции, указывал, что армянские солдаты, отправленные на фронт с первых же дней Первой мировой войны, не скрывали свою ненависть к азербайджанцам, угрожали и оскорбляли их. Данный факт неоспоримо доказывает, что творимые бесчинства 1918 года не являлись отблесками случайной эмоциональной искры армянских националистов, а отражали их подлинную суть — лицемерие, коварство и вероломство армянства.
Бедствия, принесенные Первой мировой войной, стали результатом социального взрыва в Российской империи.
Произошедший в России октябрьский переворот еще больше усугубил тяжелое социально-политическое положение в регионе. Член Российской Чрезвычайной Следственной Комиссии Н.Михайлов в своем отчете указывал, что политические силы армянских националистов, вступив в переговоры с представителями Закавказского Комиссариата (11 ноября 1917—январь 1918 г.), готовили план массового вооружения армянского населения Южного Кавказа. С этой целью по указу Закавказского Комиссариата, из Тифлисского арсенала в армянские села и общины направлялись целые вагоны с винтовками и патронами. Одновременно, захвативший власть в Петрограде В.Ленин, основываясь на политике распространения революции «с помощью штыка» на окраинах, а также на Кавказе, включает «армянский фактор» в социально-политические процессы региона. Он назначает на пост Чрезвычайного Комиссара Кавказа приближенного к дашнако-гнчаковским политическим силам С.Шаумяна. С.Шаумян, который не смог вести цивильную борьбу с политическими силами в Тифлисе, направляется в Баку и, пытаясь распространить советскую власть в губерниях страны и, в частности, в Бакинской губернии, начинает провокационные действия против азербайджанского народа. Первой мишенью С.Шаумяна и его дашнако-гнчаковского окружения становится Шемаха.
И эта историческая истина на основе неопровержимых фактов освещена в исследовании руководителя Администрации Президента Азербайджанской Республики академика Рамиза Мехтиева «Горис-2010: сезон театра абсурда»: «Одновременное членство Шаумяна в двух партиях стало сильным морально-идеологическим ударом для армян, доказывая участие дашнакских вооруженных отрядов в организации массовой резни в марте-апреле 1918 года против азербайджанского народа».
В годы независимости Азербайджанской Республики, основываясь на постсоветской концепции азербайджанской историографии, историки-исследователи, базируясь на широкой фактологической базе, изучили политику геноцида объединенных большевистско-дашнако-гнчаковских сил, проведенного против азербайджанского народа весной—летом 1918 года. Также по данному объекту изучения ученый-историк С.Рустамова-Тогиди в последние годы провела ряд исследований, издав сборник фундаментальных документов. Принимая во внимание вышеуказанное, следует отметить, что данный объект исследования указанного периода хранит в себе неизученные страницы и требует новых поисков. Учитывая существующие нюансы по данному объекту изучения, считаем целесообразным осветить некоторые сюжеты Шемахинской трагедии, оставшиеся «за кулисами» истории.
Шемахинский геноцид является первым преступлением С.Шаумяна и его большевистско-дашнако-гнчаковских бандитских сил, совершенными против азербайджанского народа в 1918 году в Бакинской губернии. Газета «Азербайджан» от 30 марта 1919 года, подчеркивая коварную роль С.Шаумяна в этих событиях, писала: «В результате провокаций, созданных Шаумяном и Авакяном, произошли Шемахинские события». Мнения, прозвучавшие в периодической печати тех годов, подтверждают, что трагический масштаб этих событий был невероятно широким. Так как в декабре 1918 года газета «Басират» писала: «Произвол, невиданный даже в период кровавых Николаев, стал позволительным по отношению к нам в эти дни — в промежутке 18—28 марта». Несмотря на то, что с целью отвода внимания общественности от преступлений, произошедших в Шемахе, и сокрытия своей роли в этих событиях С.Шаумян ликвидировал военно-следственную комиссию, учрежденную большевиками, газета «Азербайджан» от 21 октября 1918 года, указывая оголенность невидимых бедствий в Шемахинском уезде, писала: «…правительство Шаумяна не смогло скрыть проведенную дашнаками политику геноцида».
При исследовании Шемахинского геноцида наше внимание привлекает главная черта армянства — безграничная ненависть армянских разбойников к азербайджанскому народу. Данную реалию особо отметил Председатель Чрезвычайной Следственной Комиссии А.Хасмамедов: «Армяне города Шемаха и Шемахинского уезда в связи с событиями 1905 года жили с чувством мести к азербайджанцам и искали подходящего момента. Так как армяне, наступавшие на азербайджанцев 18 марта 1918 года, открыто заявляли, что они 12 лет ждали этого дня и оскорбительно кричали, что теперь только «Пресвятой Аббас» может прийти на помощь Шемахинскому населению».
При изучении исследуемого объекта на основании исторических документов наше внимание привлекли малоизученные аспекты данного объекта исследования представителями азербайджанской историографии.
Привлекает внимание тот факт, что во время Шемахинского геноцида армяне пытались использовать против азербайджанцев другие народности страны. Эти неизвестные страницы нашей истории проливают свет на Шемахинский геноцид. При рассмотрении сути этих исторических реалий выявляются исторические корни данной проблемы. Отдельные исследователи, изучающие колониальную политику Российской империи на азербайджанских землях, в соответствии с требованиями постсоветской концепции отечественной историографии смогли осветить цели и задачи самодержавия в политике русификации Кавказа и земель Азербайджана. Российская империя, воспринимающая русское население как свою социально-политическую базу в регионе, еще в канун первой российской революции, остерегаясь пробуждения национально-освободительного движения на Южном Кавказе и, в частности, на территории нашей страны, в ноябре 1991 года и в апреле 1903 года приняла постановление «О вооружении русского населения, заселенного на окраинах».
Выявленные нами документы также указывают, что во время Шемахинских событий самую тяжелую трагедию пережило население села Ангехаран. Особое внимание привлекает то, что после всех причиненных бедствий одну часть населения, взятого в плен, армяне увели в село Мадраса, заселенное армянами, а другую часть пленных увели в Чухур-Юрт, где их и казнили с особой жестокостью. В целом, во время Шемахинской трагедии армянскими разбойниками были убиты только в городе Шемаха 14—16 тысяч, а в 40 селах и поселениях (в настоящее время эти села включены в административно-территориальные единицы Шемахинского и Гобустанского районов) 6—8 тысяч азербайджанцев. А количество беженцев из города Шемаха и его сел и поселений составляли больше 18 тысяч человек. Во время Шемахинского геноцида 58 селений были стерты с лица земли. После Шемахинской трагедии армянские националисты подвергли геноциду мусульманское население страны во многих регионах Азербайджана — Баку, Губе, Геокчае, Кюрдамире, Зангезуре.
Для восстановления исторической справедливости и принимая как веление исторического долга дать политическую оценку геноциду против азербайджанского народа со стороны армянских разбойников, вооруженных дашнако-гнчаковской идеологией, на основе Указа, подписанного Президентом Азербайджанской Республики Гейдаром Алиевым 26 мая 1998 года «О геноциде азербайджанцев», 31 марта было объявлено Днем геноцида азербайджанцев. 31 марта является днем памяти невинных жертв, убитых в 1918—1920-х годах армянскими фашистами. В тот период в результате армянских зверств сотни тысяч азербайджанцев были физически уничтожены. Эти номинальные цифры не являются продуктом отдельного человеческого воображения, а продиктованы историческими документами, содержащимися в различных государственных архивах Азербайджанской Республики. В настоящее время одна из самых важных задач азербайджанской историографии заключается в комплексном изучении данного объекта исследования, изучении преступления армянских националистов против азербайджанского народа в указанной хронологической рамке и разоблачения армянского фашизма перед мировым сообществом.
Мехсети Алиева,
доктор философии
по политическим наукам
Бакинский рабочий.-
2012.- 31 марта.- С.1, 6.