Ариэль Коэн: «Решение нагорно-карабахского
конфликта могло бы сдержать иранскую угрозу»
США могли бы сдержать иранскую угрозу, способствуя установлению мира на территории Нагорного Карабаха, считает ведущий эксперт Фонда «Наследие» по вопросам России, Евразии и международной энергетической политики Ариэль Коэн.
«Приложив усилия для достижения мирного урегулирования нагорно-карабахского конфликта, США могли бы помочь Азербайджану и Армении и в то же время ослабить антиамериканский режим в Иране», — пишет Коэн в одной из своих последних статей «Азербайджан и американские интересы», опубликованной в журнале Caucasus International.
Официально Иран придерживается нейтральной позиции по нагорно-карабахскому урегулированию между Арменией и Азербайджаном, утверждает автор. Однако неофициально Иран заинтересован в том, чтобы Азербайджан оставался втянутым в конфликт вокруг Нагорного Карабаха.
«Это делает страну менее привлекательной для азербайджанского меньшинства Ирана и переключает внимание от кампании за автономию Южного Азербайджана, которая может привести к требованиям независимости со стороны населенных преимущественно азербайджанцами северо-западных территорий Ирана», — пишет он в своей статье.
«Иран вызывает большие опасения в Вашингтоне в контексте обеспечения безопасности. У Ирана уже сейчас есть значительное военное преимущество по сравнению с соседями по Персидскому заливу», — пишет Коэн. Иранская разведка активно действует в шиитских регионах Ливана, Восточной провинции Саудовской Аравии, Ираке и Азербайджане.
«Если Ирану удастся разработать ядерное оружие, он приобретет региональное господство на Ближнем Востоке и станет угрозой американским союзникам, таким как Израиль, Египет и страны Южной Европы», — говорится в статье Коэна.
Иран уже сегодня может угрожать мировой экономике, перекрыв Ормузский пролив — главный транспортный коридор, через который нефть из стран Персидского залива поставляется за рубеж, в том числе — в США.
Позиции России на Южном Кавказе
Безопасность представляет собой один из трех стратегических интересов, на которых основывается внешняя политика США в отношении Южно-Кавказского региона. Безопасность на Южном Кавказе служит балансу сил в Евразии и на Ближнем Востоке, утверждает Коэн. Двумя другими автор называет энергетику и демократию.
Для Российской Федерации Южный Кавказ остался приоритетом даже после распада СССР и ослабления российского влияния на перифериях бывшей советской империи, говорится в статье.
Укрепление российского влияния на Южном Кавказе — основное беспокойство для США. По мнению Коэна, с середины 1990-х годов Россия поддерживает т.н. мультиполярное мировое устройство, в то же время осуществляя плохо завуалированные попытки ослабить американское влияние в международных вопросах.
Под лозунгом «мультиполярности» Москва пытается легитимизировать усилия по восстановлению «привилегированных сфер влияния» на постсоветском пространстве, утверждает Коэн в своей статье.
«Несмотря на попытки Администрации Президента Обамы «перезагрузить» потрепанные американо-российские отношения, интересы безопасности двух держав, как видно, продолжают сталкиваться на Южном Кавказе», — пишет он.
Угроза исламского терроризма
Площадкой для сотрудничества и сближения позиций США и России, по мнению Коэна, могла бы стать совместная работа по предотвращению развития радикальных исламистских течений на Кавказе.
Он пишет, что в контексте безопасности угроза исламского терроризма на Кавказе вызывает беспокойство в Вашингтоне. По мнению автора, угроза распространения идей радикального ислама на Южном Кавказе стоит менее остро, чем на Северном Кавказе, в основном в Дагестане и Ингушетии.
На Южном Кавказе единственной преимущественно мусульманской страной является лишь Азербайджан, но в Азербайджане сильны традиции религиозной толерантности, что снижает риск распространения радикальных течений, пишет он.
«Россия разделяет беспокойство по поводу угрозы исламского терроризма на Северном Кавказе, — пишет Коэн. — Таким образом, совместная работа в этом направлении могла бы стать платформой для сближения интересов США и России, облегчив сотрудничество между двумя державами».
Елена ОСТАПЕНКО
Бакинский рабочий.- 2012.-
23 мая. - С.4.